Так ответил я внучке , на просьбу помочь с домашней работой по этому школьному предмету, опасаясь повторить "ляп" старика Хоттабыча, который так помог своему другу Вольке, что опозорил его перед всем классом.
Джин был на долгие века был заточен в лампе и не мог следить за развитием научной мысли , поэтому такая ошибка ему простительна.
В моем случае ситуация совсем другая. По многим школьным предметам я могу помочь ребенку, знаний пока хватает . Но в случае с историей , как раз обилие различной информации хранящейся в памяти и является препятствием . Приобщать к этому предмету меня начали с середины 60-х годов прошлого века : шесть лет в школе , за тем - пять лет в институте (включая и такие предметы как научный коммунизм , история КПСС).
Если с мировой историей все было более или менее постоянно - восстание Спартака, французская революция, открытие Америки и т.д. и т.п. - надо было только заучить даты, то с историей собственной страны ситуация была другой. Ни один школьный предмет не претерпевал стольких изменений . Он "колебался вместе с курсом партии и правительства" - как в старом советском анекдоте. Первоначально история освещалась с "классовой позиции" : при царском режиме все было антинародно , "кровопийцы " только и делали , что пили народную кровь , церковь сплошь была реакционной , все войны были в интересах правящих классов.
Героями прославляли вождей народных восстаний Болотникова, Разина, Пугачева . А потом героев гражданской войны : Щорса, Фрунзе, Чапаева, Котовского и многих других. Примером для детей были юные борцы с"отжившим режимом"- такие как Неуловимые мстители. А также пионеры -герои . Была целая серия их изображений на этикетках спичечных коробков.
Издавалось очень много книг :
Такие тоненькие книжки в мягком переплете . объемом с обыкновенную тетрадку продавали по 5-6 копеек прямо в школе, где я их и покупал на те 10 копеек , которые родители давали "на пирожки".
С увлечением смотрели в кинотеатрах фильмы "про войну".
Тогда в истории для нас все было ясно : вот это наши , а те враги. В том числе и "окопавшиеся " внутри страны, а некоторые даже "проникшие" в руководство партии и в правительство. С ними боролись и" разоблачив", вычеркивали из истории.
На внешних рубежах борьба тоже была ожесточенной,в том числе и идеологическая.
И чтобы победить надо было их опередить во всем. Советские люди действительно , как в песне, "другой страны не знали , где так вольно дышит человек". Потому что никогда не выезжали за пределы своей страны. А всю информацию о том как живут на загнивающем западе получали из советских газет и учебников. Мне запомнился с тех пор рисунок в учебнике истории , где оборванный малыш тянет за собой вагонетку в шахте , конечно это происходило в странах капитала , где нещадно эксплуатировался труд малолетних и всех остальных трудящихся.
Там было однозначно плохо, здесь - очень хорошо.
Потом ближе к 90-м годам ,в казалось бы прочной стене сложившегося мировоззрения, начали появляться трещины. В стране началась перестройка , которая коснулась и исторической науки. Те же самые люди , которые десятилетиями кормились изучая историю партии, деятельность её вождей , включая и Ленина , начали публиковать совсем другие факты , которые "позволяли по другому интерпретировать "те или иные исторические события. Был в то время такой генерал Волкогонов, который очень часто в телевизионных передачах рассказывал о Ленине, как о "величайшем вожде мирового пролетариата". А потом издал книгу ,поместив на её обложку фотография "безумного" Ильича, где опубликовал много негативного материала как о вожде, так и об остальных деятелях, партии.
Историю в очередной раз переписали. Оказалось , что и религия уже не "опиум для народа" и цари безвинно пострадали, и капиталисты нужны - а то как же без них организовать продажу за рубеж всего чем была богата страна.
Вообще историю переписывали во все времена и во многих странах. Уже в древнем Египте срубались высеченные на каменных обелисках тексты о деяниях того или другого фараона , которых властвующий фараон посчитал недостойными для сохранения в исторической памяти. В наше время это сделать и проще -достаточно переписать статьи в учебниках и ,в то же время, сложнее - уж очень много информации стало доступно через всемирную сеть.
Сколько лет существует история столько же лет идут споры о том является ли она наукой, есть ли у неё свои законы .
Я не собираюсь ввязываться в эти споры. Но могу согласиться с самым известным на данный момент российским специалистом по истории В. Медынским " ...достоверного прошлого не существует .Прошлое - всегда реконструкция настоящего".
Талантливо написанная историческая книга, талантливо снятый исторический фильм и даже картина созданная талантливым художником на историческую тему - заменяют для многих серьезные исторические исследования.
У многих читающих образ Петра I сложился после прочтения книги о нем Алексея Толстого, а также по снятым в разные годы фильмам.
Об Александре Невском - после художественного фильма с Николаем Черкасовым в главной роли.
Благодаря этому созданному художественному образу , легендарная личность , изображения которого до этого момента не было , обрело человеческие черты. И в воссозданном в годы войны ордене Александра Невского появился именно это профиль.
Этот же актер сыграл Ивана Грозного, Царевича Алексея , Максима Горького.
В фильме "Петр первый " сын великого императора Алексей -персонаж отрицательный . Поэтому , не смотря на существующие портретные изображения царевича:
Где он выглядит вполне адекватным и даже симпатичным, актер создал образ жалкого неврастеника :
Которого и убить было не жалко. И получил за свою работу орден от Сталина.
Если сейчас историки предоставят неопровержимые доказательства того , что Иван Грозный на самом деле не убивал своего сына - им мало кто поверит. Потому что привычно верить в вариант изображенный на картине Ильи Репина:
Так возникают исторические заблуждения , которые , как известно, посильнее исторических фактов, пусть даже подтвержденных историческими источниками. Исторический источник - всегда материальный объект , такой как остатки оружия и останков на местах легендарных битв и сражений , или письменные свидетельства очевидцев , видевших все собственными глазами и многое другое . Изучением их занимается отдельная научная отрасль - источниковедение.
Но даже анализируя древнюю рукопись , нельзя быть на 100% быть уверенным в объективности содержащихся там фактов, потому что беспристрастных авторов , равнодушно и отстраненно описывающих то или иное событие не существовало никогда. Российский историк В. Ключевский считал . что "надобно найти смысл в бессмыслице : в этом неприятная обязанность историка" и что "история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков".
"Что такое история , как не ложь , с которой все согласны" - это высказывание Наполеона.
Вот такое представление сложилось у меня об истории, с множеством часто противоречащим друг другу сведений и фактов. Согласитесь,- делиться такой информацией со школьницей было бы опрометчиво . Поэтому я посоветовал просто заучить наизусть главу из учебника , ответить на уроке и получить за это хорошую оценку. И , не в коем случае, не донимать учителя истории неудобными вопросами ,- ему и так нелегко. .