Из Ростова-на-Дону в Москву по бесплатным автодорогам по навигатору. Где можно сэкономить, а где лучше заплатить, чтобы не встрять. Часть 5
На сегодняшний день из всех 14 платных участков трассы М4 «Дон» с учётом того, что многие из них переходят из одного в другой, можно условно выделить три большие основные части: 1319 км – 1091 км (Краснодар – Батайск), 741 км – 492 км (Богучар – Воронеж) и 464 км – 21 км (Конь-Колодезь – Москва). Въезжая в Липецкую область, мы попадаем на третий из этих промежутков, состоящий из 6-и последних платных участков, последовательно соединённых между собой, то есть отсюда и уже до самого съезда на МКАД в Москве вся автодорога М4 является платной. Интересно, что ещё в декабре 2022 года, то есть на момент нашего путешествия, небольшой 8-и километровый кусочек (330 км – 322 км) среди большого платного промежутка 464 км – 21 км, тихо затерявшийся в самом начале Тульской области, оставался ещё бесплатным, но с 9 января 2023 года и за проезд по нему тоже стали брать деньги, прилепив его к другому, уже существовавшему ранее платному участку 414 км – 330 км.
Липецкая область, созданная лишь в 1954 году из районов, отобранных у соседних областей (Воронежской, Курской, Орловской и Рязанской), является достаточно маленьким регионом России, составляя всего 0,14% от общей площади страны. При въезде в Липецкую область на трассе М4 «Дон» можно увидеть стелу с трёмя фигурами, символизирующими особенности этого региона – металлургию, сельское хозяйство и речное судоходство. По металлургии у меня вопросов нет – именно в Липецке находится Новолипецкий металлургический комбинат, являющийся крупнейшим сталелитейным комбинатом в России, поэтому здесь есть чем гордиться, если не брать во внимание тот факт, что именно из-за него сам Липецк считается одним из самых экологически загрязнённых городов страны. Кстати, там же, в Липецке, расположен ещё и один из крупнейших в России производителей холодильников и стиральных машин – завод итальянской торговой марки «Indesit» под руководством американской компании «Whirlpool», выкупленный в 2022 году турецким производителем бытовой техники «Arcelik». Что касается сельского хозяйства, тут тоже всё справедливо – почти 80% территории Липецкой области, благодаря наличию чернозёмов и благоприятному климату, занимают земли сельскохозяйственного назначения, причём это не только пашня – регион является одним из лидеров в стране по производству плодово-ягодной продукции, бо́льшая часть из которой приходится на яблоки, а ещё в здешних плодовых садах выращивают груши, сливы и вишни. Не удивительно, что именно в этом регионе в городе Лебедянь расположена компания «Лебедянский» – лидер в России по производству соков и нектаров, среди которых знакомые нам названия «Фруктовый сад», «Я», «Тонус», «Tropicana», «Привет» и другие. А ещё в самом Липецке работает один из крупнейших в стране производителей детского питания – компания «Прогресс», выпускающая продукцию под брендом «Фруто Няня». Ну а что касается речного судоходства – тут у меня возникает вопрос: «Какое отношение оно вообще имеет к Липецкой области?». Если в 1970-1980-е годы от села Донское (расположено между Липецком и Ельцом) вниз по Дону и ходили какие-то баржи до порта в городе Лиски, то сейчас разговоры о запуске речного транспорта хотя бы от села Хлевное с предварительной очисткой русла реки дальше разговоров так и не доходят.
По территории Липецкой области трасса М4 «Дон» проходит на протяжении 134 километров, которые разделены на два платных участка: 464 км – 414 км (от границы с Воронежской областью у села Конь-Колодезь до поворота в село Каменка в Задонском районе между деревнями Миролюбовка и Вороново) и 414 км – 330 км (от поворота в село Каменка до границы с Тульской областью). Первый участок больше известен как обход села Конь-Колодезь, села Хлевное и города Задонск, а второй – обход города Елец, деревни Яркино и посёлка железнодорожной станции Бабарыкино. Платный отрезок 464 км – 414 км начинается прямо от стелы «Липецкая область» и является единственным на трассе М4, где пункты взимания платы установлены как в начале, так и в конце оплачиваемого промежутка, при этом оплата производится только на одном из них, если вы успеете проехать эти 50 километров менее, чем за 12 часов. Так, при въезде, скажем, на этот участок со стороны Ростова-на-Дону, оплату нужно произвести на первом ПВП 460 км, а при выезде с него в направлении Москвы достаточно просто предъявить на ПВП 416 км действующий в течение 12 часов чек. Если же въехать на платный участок 464 км – 414 км в любом другом месте после села Конь-Колодезь, миновав ПВП 460 км, благо что такая возможность нам предоставляется, то при выезде с него на ПВП 416 км всё равно придётся оплатить полную стоимость проезда за все 50 километров, так что и тот пункт оплаты нам тоже предстоит ещё как-нибудь обойти стороной. В декабре 2022 года стоимость проезда за участок 464 км – 414 км для легковых автомобилей составляла 120 рублей (понедельник - четверг) или 185 рублей (пятница - воскресенье). Государственная компания «Автодор», под управлением которой находится трасса М4 «Дон» и которая собирает деньги за проезд по её платным участкам, предлагает альтернативный бесплатный объезд промежутка 464 км – 414 км следующим маршрутом: село Конь-Колодезь – село Хлевное – хутор Елец-Маланинский – хутор Старо-Дубовский – деревня Даньшино – село Уткино – деревня Тешевка – город Задонск – деревня Малое Панарино – село Болховское – деревня Миролюбовка – посёлок Тимирязево. И если со стороны Москвы из-за особенностей развязок действительно возможен только такой вариант бесплатного объезда (правда с расположением населённых пунктов в обратном порядке), то со стороны Ростова-на-Дону есть более интересные способы, предлагаемые навигатором, о которых я сейчас и расскажу.
В самом начале Липецкой области перед развязкой в село Конь-Колодезь у трассы М4 «Дон» расположен гостинично-ресторанный комплекс «Самолёт», включающий в себя гостиницу «Полёт» и кафе «Самолёт Ан-24». Прямо в здание кафе встроен настоящий пассажирский самолёт Ан-24Б, причём его хвостовая часть не отрезана, как может показаться на первый взгляд, а просто окружена несуразными пристройками помещений кафе, так что сам самолёт сохранился в целом виде. Турбовинтовой пассажирский самолёт Ан-24 для линий малой и средней протяжённости, выпускавшийся с 1959 по 1979 годы преимущественно в Киеве, благодаря своей возможности совершать посадку на небольшие аэродромы и даже на грунт, был одним из самых востребованных в СССР, обеспечивая треть пассажирооборота страны. Всего было произведено почти 1400 таких самолётов, среди них – около 400 экземпляров модификации Ан-24Б, отличающейся от базового варианта увеличенной взлётной массой. Интересно, что самолёт Ан-24 по лицензии выпускался даже в Китае, и там он назывался не иначе как 运-7 (Xian Y-7).
Самолёт Ан-24Б с бортовым номером RA-46243 с пассажирским салоном на 50 посадочных мест, встроенный в здание кафе, был выпущен в 1967 году в Киеве и закончил свою лётную деятельность в авиакомпании «Воронежавиа» в связи с отработкой назначенного ресурса в 1997 году. Каким образом он оказался в чистом поле у трассы М4, история умалчивает, но после того, как в конце 1990-х годов рядом с ним появилась небольшая придорожная армянская палатка, торгующая шашлыком, она тут же стала приносить неплохой доход, в итоге со временем преобразовавшись в целый гостинично-ресторанный комплекс. Кстати, именно за ним расположен тепличный комплекс по выращиванию томатов «Агро Альянс Липецк», яркое ночное зарево от многочисленных ламп досвечивания которого мы вчера и наблюдали из окон мотеля «05» в 3,5 километрах отсюда, да и прямо сейчас за гостиницей «Полёт» можно увидеть, как предрассветное небо освещается красивым кислотно-жёлтым светодиодным огнём современных мощных теплиц.
После гостинично-ресторанного комплекса «Самолёт» перед развязкой в село Конь-Колодезь на трассе М4 «Дон» установлен информационный щит оранжевого цвета с запутанной схемой вариантов объездов платного участка 464 км – 414 км. Ну-ка, куда там нужно ехать, чтобы получилось бесплатно? Если у кого получится разобраться в этой схеме, то он увидит, что кроме нормального объезда сквозь населённые пункты Конь-Колодезь, Хлевное и там ещё предполагается Задонск, нам предлагают вдобавок один ненормальный – через Липецк, но это уже совсем неразумно, получится большая загогулина в 110 километров взамен 50-и километров по прямой – такой вариант подойдёт только для тех, кому нужно проехать разве что в сам Липецк, ну или вообще в ту сторону.
Интересно, что на нынешний платный промежуток 464 км – 414 км приходится самый первый оплачиваемый участок трассы М4, открытый в 1998 году (стал платным в 1999 году) и составлявший на тот момент всего 20 километров, являющихся обходом села Конь-Колодезь, села Хлевное и хутора Елец-Маланинский. Справедливости ради, стоит отметить, что в России ещё с XVII века брали пошлину на почтовых станциях за проезд по почтовым трактам; в XVIII веке за пользование дорогами от Санкт-Петербурга до Шлиссельбурга, до Нарвы и до Соснинской пристани (нынешний посёлок железнодорожной станции Волхов Мост) брали оплату не только с возчиков повозок, запряжённых лошадьми, но и с простых прогонщиков домашней скотины; в СССР, как известно, сек… платных дорог не было. В 1990-х годах эксперименты по внедрению сбора денег за проезд начались с мостов: в 1994 году стали брать оплату за проезд по новому мосту через реку Дон в селе Семилуки под Воронежем (с 2002 года этот мост работает бесплатно), в 1995 году опять же возле Воронежа ввели в эксплуатацию на коммерческой основе новый мост через реку Усманка у села Бабяково (в 1999 году оплату отменили), в 1998 году открыли платный путепровод через железную дорогу в посёлке Зоринский на Вольском тракте за Саратовом (с 2000 года проезд бесплатный). Первой платной дорогой в постсоветской России стал новый 20-и километровый участок трассы М4 «Дон» в обход села Хлевное, построенный к 1998-му году – по разным данным, оплату за проезд по нему стали взимать то ли с 22 апреля 1999 года, то ли с 4 октября 1999 года, и тогда она составляла всего от 5 рублей для легковых автомобилей до 15 рублей для тяжёлых грузовиков, причём для жителей Липецкой области проезд первое время оставался и вовсе бесплатным. К 2000-му году на трассе М4 «Дон» был построен новый участок в обход города Задонск, но лишь после его реконструкции в 2008-2010 годах с увеличением количества полос для движения в каждом направлении до двух, за проезд по нему стали брать деньги – произошло это 6 декабря 2010 года, когда его присоединили к уже существующему платному обходу села Хлевное, таким образом увеличив самый первый платный участок трассы М4 «Дон» с 20-и до 50-и километров, доведя его до промежутка 464 км – 414 км. Полностью платной трасса М4 в пределах Липецкой области стала 23 декабря 2013 года, когда был открыт новый участок дороги 414 км – 330 км в обход города Елец, деревни Яркино и посёлка железнодорожной станции Бабарыкино – на тот момент по хронологии ввода в платную эксплуатацию он стал пятым оплачиваемым отрезком на всём промежутке трассы М4, так как в 2012 году уже был открыт платный участок в Московской области, а в сентябре 2013 года ещё два – в Тульской. А теперь о нововведениях, произошедших 9 января 2023 года. В связи с тем, что в наступившем году небольшой 8-и километровый кусочек в самом начале Тульской области (330 км – 322 км) стал платным путём его присоединения к уже существующему оплачиваемому участку в Липецкой области 414 км – 330 км, последний, стало быть, должен был увеличиться на 8 километров, однако поскольку от него при этом тут же отрезали 13-и километровую часть 414 км – 401 км с его противоположной стороны в пользу платного участка 464 км – 414 км, получилось, что бывший промежуток 414 км – 330 км преобразовался в новый отрезок 401 км – 322 км, уменьшившись на 5 км, но при этом сохранив прежнюю стоимость оплаты для легковых автомобилей от 250 рублей (понедельник - четверг) до 290 рублей (пятница - воскресенье), а бывший участок 464 км – 414 км трансформировался в новый промежуток 464 км – 401 км, не только увеличившись на 13 километров, но и увеличив стоимость проезда по нему с бывших 120 рублей (понедельник - четверг) и 185 рублей (пятница - воскресенье) до 155 рублей и 235 рублей соответственно. Но поскольку изменение протяжённости этих участков произошло уже после нашего путешествия, состоявшегося в декабре 2022 года, в своём рассказе я буду называть их такими, какими они были до нововведений, то есть 464 км – 414 км и 414 км – 330 км. Поняли?
Итак, на первом платном участке трассы М4 «Дон» в Липецкой области (464 км – 414 км) нам предстоит объехать целых два пункта оплаты – ПВП 460 км и ПВП 416 км, а поскольку первый из них расположен сразу после дорожной развязки, ведущей, с одной стороны, в село Конь-Колодезь, а с другой – в село Синдякино, нетрудно догадаться, что именно здесь нам и нужно свернуть на старую бесплатную трассу М4, идущую прямиком через сёла Конь-Колодезь и Хлевное. Село Конь-Колодезь, которое старая трасса М4 пересекает насквозь по улице Ленина, известно ещё с середины XVII века как деревня на реке Конь-Колодезь, впадающей в Дон. Говорят, что в XVI веке, когда по этим землям ещё кочевали крымско-ногайские татары, совершавшие регулярные набеги на русские владения, по берегу реки Дон для защиты от нападавших возводились сторожевые посты, один из которых и был установлен на месте будущего села как раз у речки, которая получила название Конь-Колодезь, где «Конь», предположительно, произошло от конных дозоров, охранявших здешние рубежи, а «Колодезь» – источник, у которого и стояла сторожка с пасущимися лошадьми. При въезде в село Конь-Колодезь с юга, уже через 500 метров по левой стороне можно увидеть живописную безымянную балку, уходящую прямиком к реке Дон. К югу от этой балки на левом берегу Дона расположен небольшой ландшафтно-геологический памятник природы «Каменная гора», представляющий собой крутой обрыв с выходами скал, в которых спрятаны карстовые пещеры из известняка общей длиной не менее 40 метров, образованные, вероятнее всего, в результате человеческой деятельности – говорят, раньше на этом месте существовало городище эпохи железного века, и в толще известняковой породы люди издревле добывали строительный материал.
Сегодня жителями села Конь-Колодезь являются почти две тысячи человек, а основали его бывшие крепостные крестьяне, сбежавшие от своих владельцев – пришедшие на Дон люди становились голутвенными казаками, и хотя это была самая беднейшая часть казачества, одним словом голытьба, тем не менее существовавшее правило «с Дона выдачи нет» означало для беглого крестьянина свободу. Однако вольница продлилась недолго, и уже в 1700 году по указу Петра I «ничейная» деревня Конь-Колодезь была передана во владение представителям русского дворянского рода братьям Ивану Акимовичу и Ульяну Акимовичу Сенявиным – судостроителям и сподвижникам царя в военно-морском деле; по другим данным, а в интернете с этим полная путаница и неразбериха, за доблестное служение на флоте это поместье в начале XVIII века получил их брат Наум Акимович Сенявин, так же являвшийся сподвижником Петра I, сопровождавшим его во многих походах – особенно можно выделить участие Наума Сенявина как начальника крейсерского отряда в Эзельском морском сражении 1719 года, когда русские боевые корабли одержали победу над шведами на заключительном этапе Северной войны 1700-1721 годов – за этот бой ему был пожалован чин капитан-командора, а в1727 году он дослужился до вице-адмирала. Сегодня в самом центре села Конь-Колодезь у старой трассы М4 находится очень красивая и необычная церковь Иоанна Богослова – на платной дороге такого точно не увидишь! Оказывается, изначально это здание являлось особняком усадьбы Сенявиных, появившимся в XVIII веке (предположительно, строительство было завершено в 1737 году) и по своей форме чем-то напоминающим корабль, а Иоанно-Богословский храм расположился в нём лишь в 2001 году. При каком именно Сенявине был возведён усадебный комплекс в Конь-Колодезе, сказать сложно, потому что впоследствии имение унаследовал один из сыновей Наума Сенявина, то ли адмирал Алексей Сенявин, то ли генерал Сергей Сенявин, а позже оно принадлежало и другим представителям этого рода, вплоть до начала XX века. В советское время в бывшем особняке Сенявиных располагался аграрный техникум, а нынче храм Иоанна Богослова занимает второй этаж здания, в то время как помещения первого этажа усадебного дома делят между собой небольшой «Народный морской музей имени адмирала Наума Сенявина» и воскресная школа. Историческая Иоанно-Богословская церковь в селе Конь-Колодезь не сохранилась – её уничтожили в 1938 году, сложив из остатков кирпича районную школу в соседнем селе Хлевное, но и та сгорела в 1990-е годы.
Напротив бывшей усадьбы Сенявиных через дорогу можно увидеть красивый старинный дом, являющийся памятником деревянного зодчества предположительно XIX века постройки с сохранившейся резной отделкой окон. Говорят, раньше в нём жил местный священник, из-за чего сельчане и прозвали его «Поповским домом». В последнее время в его комнатах располагался местный краеведческий (этнографический) музей, а также аптека, но после прошедшей в 2021 году реставрации дома все вывески с него убрали, и что сейчас находится в нём – сказать затрудняюсь. На одной из стен сохранили, правда, мемориальную доску, где сказано: «В здании школы в октябре - ноябре 1919 года размещался штаб 4-ой кавдивизии конного корпуса. Здесь с участием К.Е.Ворошилова и С.М.Буденного разрабатывался план Касторенской операции по разгрому деникинцев». Получается, что в этом доме одно время располагалась ещё и сельская школа. А что касается Воронежско-Касторненской наступательной операции, проведённой войсками Рабоче-Крестьянской Красной Армии осенью 1919 года в период Гражданской войны 1917-1922 годов, в ходе которой красноармейцами успешно были разгромлены прорывавшиеся к Москве белогвардейские кавалерийские корпуса в районе города Воронеж и села Касторное – вместе с Орловско-Кромской операцией 1919 года она заложила фундамент дальнейшему продвижению войск РККА на юг с последующим разгромом Вооружённых сил Юга России под управлением Деникина.
Рядом с «Поповским домом» в селе Конь-Колодезь можно увидеть памятник в честь воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, представляющий собой скульптуру солдата, прощающегося с матерью. На табличке памятника указано, что он был установлен в 1967 году. Немецко-фашистские захватчики не дошли до села Конь-Колодезь, однако линия фронта проходила совсем рядом – в 1942 году под частичной оккупацией гитлеровцев находились сёла Фомино-Негачевка, Крещенка и Муравьёвка, расположенные всего в 10-20 км западнее. Интересно, что в 1943 году состоялась ещё одна Воронежско-Касторенская операция, только теперь это была уже фронтовая наступательная операция сил Красной армии против войск Германии и Венгрии, в результате которой были освобождены города Воронеж и Старый Оскол, а образовавшаяся в немецком фронте 300-километровая брешь от города Ливны до города Купянска позволила советским войскам продолжить дальнейшее наступление в направлении Курска, Белгорода и Харькова.
Стоить отметить, что помимо особняка Сенявиных в селе Конь-Колодезь сохранился и старый усадебный парк, основанный в 1737 году и выходящий прямо к реке Дон. Несмотря на то, что он выглядит довольно заросшим и неухоженным, там есть на что посмотреть – чего стоит один только дуб, возраст которого составляет более 300 лет. Не меньший интерес представляет и одиноко стоящая у берега Дона на юго-западной окраине парка без малого 300-летняя сосна веймутова. В глубине парка можно увидеть курган самоубийц, где захоронены Иван Григорьевич Сенявин – внук адмирала Алексея Наумовича Сенявина, губернатор Новгородский и Московский, который после выхода в отставку взялся перестраивать родовое имение в селе Конь-Колодезь, но влез в долги и был вынужден отдать усадьбу в казну, после чего покончил жизнь самоубийством (позже Сенявины выкупили усадьбу у государства обратно) – и Садилек Марк Вацлавич – первый директор Конь-Колодезского сельскохозяйственного техникума, тоже, по некоторым данным, совершивший суицид. Интересно, что всех Сенявиных в Конь-Колодезе хоронили возле бывшей Иоанно-Богословской церкви, но после её уничтожения в 1938 году их могилы не сохранились, а вот место упокоения самоубийцы Ивана Сенявина, которого возле церкви хоронить было нельзя, в советские годы затерялось в зарослях парка, поэтому осталось не тронутым и дошло до наших дней. Извините, но мы лазить по сугробам зимнего усадебного парка не станем, оставив это увлекательное занятие на какое-нибудь более благоприятное время года, а сразу продолжим наш путь дальше по старому участку трассы М4 на север.
В 350-и метрах севернее бывшего особняка Сенявиных у старой трассы М4 установлен большой 12-метровый каменный верстовой столб-обелиск с фигуркой коня наверху и с надписью славянской вязью «От Москвы 432», возведённый на средства вице-адмирала Наума Сенявина приблизительно в 1737-1738 году. Древний дорожный знак у старого регулярного конно-почтового тракта, проходящего в начале XVIII века по маршруту Москва – Серпухов – Тула – Ефремов – Елец – Тешевка (нынешний Задонск) – Хлевное – Воронеж, был создан в Москве по прообразу здания Санкт-Петербургского Главного адмиралтейства, и доставлен в Конь-Колодезь на лодках по Дону в виде 512-и отдельных деталей.
Существует легенда, что поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, проезжая через Конь-Колодезь, написал на этом верстовом столбе неизвестное стихотворение, но со временем оно полностью стёрлось и от строчек не осталось и следа. Путём нехитрых вычислений, зная, что одна верста соответствует 1,0668 километрам, можно узнать, что за прошедшие 300 лет расстояние от Москвы до села Конь-Колодезь совершенно не изменилось – 432 версты старого почтового тракта практически соответствуют 459-и километрам нынешней автомобильной дороги М4 «Дон».
После села Конь-Колодезь по прямому участку старой трассы М4 мы подъезжаем к райцентру Хлевенского района – селу Хлевное. На въезде в него расположен значительный перекрёсток, где прямо (улица Свободы) продолжается старая трасса М4, проходящая сквозь всё село Хлевное, налево (улица Энергетиков) начинается автодорога 42К-687 Хлевное – Тербуны, соединяющая два районных центра Липецкой области, с мостом через реку Дон на выезде из Хлевного, а направо (улица Дорожная) уходит автодорога А133 Хлевное – Липецк, ведущая в административный центр области. Логичнее всего при следовании в Москву здесь продолжить движение прямо, и, проехав через село Хлевное и хутор Елец-Маланинский, выскочить на платную трассу М4 «Дон» по дорожной развязке на 446-м километре примерно в том месте, где заканчивается 20-и километровый обход села Хлевное, ставший самым первым платным участком трассы М4 ещё в конце XX века (кстати, транспортная развязка на 446-м километре сконструирована так, что по ней можно выехать только в направлении Москвы, а вот при следовании из Москвы в село Хлевное там съезда нет, стоит это учитывать), однако навигатор почему-то повёл нас из Хлевного в сторону Липецка, предлагая выезд на платную трассу М4 немного раньше, по развязке на 449-м километре, что удлиняло наш путь в целом на 4 километра, однако давало возможность проехать на халяву по платному участку автодороги М4 аж на 5,5 километров больше. Решив не упускать такой щедрости, мы послушались навигатор и на въезде в село Хлевное на перекрёстке повернули направо.
Село Хлевное, в котором сейчас проживает порядка 6 тысяч человек, впервые упоминается в документах ещё с 1629 года, и своё название получило от Хлевного боярака – оврага (буерака), где располагались помещения (хлевы) для скота, принадлежащие дозорным, охраняющим в этой местности, как мы уже знаем из истории соседнего села Конь-Колодезь, русские земли от набегов кочевавших крымско-ногайских татар. Существует и другая версия, согласно которой никаких хлевов для скота изначально здесь не было, а овраг Хлевный боярак, мешавший проезду путников, превращаясь в дождливую погоду в грязный малопроходимый буерак, получил своё название, где «хлев» в переносном смысле означало «грязь», ещё до появления в этом месте постоянных жителей. Не знаю, как там было раньше, но сегодня при въезде в Хлевное на перекрёстке улиц Свободы, Энергетиков и Дорожная, а по совместительству автодорог М4, 42К-687 и А133, действительно можно увидеть интересный «хлев» советских времён постройки, представляющий собой магазин «Комбикорма» с изображением курочки, цыплят, уточек, гусят, индюшки и хрюшки. Прежде в этом полукруглом домике, который местные называют «Черепаха», располагался магазин автозапчастей, а ещё раньше – кафе.
Но более интересным объектом на перекрёстке дорог в селе Хлевное является памятник в честь лётчиков Великой Отечественной войны, представляющий собой установленный на постаменте, словно взлетающий в небо, советский истребитель-перехватчик МиГ-23П, появившийся здесь в 2007 году. В период ВОВ на территории села Хлевное располагалось несколько медицинских военных госпиталей, где лечилось немало советских лётчиков, часть из которых были похоронены здесь же, в Хлевном – в честь них и был установлен памятник в виде перехватчика МиГ-23П, хотя выбор такого самолёта не совсем уместен, поскольку первый опытный полёт на истребителе типа МиГ-23 состоялся лишь в 1967 году, а его серийное производство пришлось и вовсе на 1969-1985 годы, так что логичнее было бы посвятить этот памятник, скорее, всё же лётчикам-афганцам, поскольку в Афганской войне 1979-1989 годов самолёты МиГ-23 принимали самое непосредственное участие.
Военные многоцелевые истребители МиГ-23 применялись как для борьбы с воздушными целями, так и в качестве бомбардировщиков для бомбо-штурмовых ударов по земле. Всего было построено более 4 тысяч самолётов МиГ-23 различных модификаций, среди которых и поступивший на вооружение в 1978 году истребитель-перехватчик МиГ-23П (индекс «П» как раз и означает «перехватчик»), который серийно выпускался в Москве на заводе МАПО (Московское авиационное производственное объединение) в 1978-1983 годы. Экземпляр списанного самолёта МиГ-23П для установки в виде памятника в селе Хлевное был предоставлен Липецким авиацентром (он же «4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС», а сейчас «Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства Обороны Российской Федерации имени В.П.Чкалова»).
Итак, свернув в селе Хлевное со старой трассы М4 на улицу Дорожная, мы попали в самое начало автодороги А133 Хлевное – Липецк и поехали по ней к ближайшей транспортной развязке, пересекающейся с платным участком трассы М4 «Дон» на 449-м километре от Москвы, благо что ехать тут недалеко – всего 4,5 километра. На выезде из Хлевного увидели с противоположной стороны дороги стелу с названием села, обращённую лицом к встречному движению, и сохранили её для себя на память в виде сделанного фотоснимка, а теперь делимся им с вами – можете и себе сохранить тоже! Интересно, что со стороны Ростова-на-Дону самый короткий путь в Рязань от трассы М4 «Дон» начинается именно с автодороги А133, идущей вначале в Липецк, а дальше либо через Чаплыгин и Ряжск, либо через Данков и Скопин, там расстояние получится уже одинаковое, так что возьму себе этот путь на заметку, а заодно поделюсь им с вами, может тоже когда-нибудь пригодится!
Ну а в этот раз на 5-м километре автодороги А133 мы съезжаем по транспортной развязке на платный участок трассы М4 «Дон» 464 км – 414 км на 449-м километре, оставив позади ПВП 460 км, и устремляемся в утреннем зимнем тумане прямиком в сторону Москвы.
На 435-м километре трассы М4 у деревни Старая Воскресеновка расположен первый съезд в город Задонск, проходящий через село Уткино и деревню Тешевка – при желании не оплачивать проезд по платному участку дороги на следующем ПВП 416 км, можно, как вариант, свернуть туда, на старую трассу М4, а заодно посмотреть знаменитый Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, мимо которого и проходила основная трасса до открытия в 2000 году нового участка в обход Задонска. Монастырь в устье реки Тешевка у места впадения её в реку Дон был основан в начале XVII века, примерно в 1610 году, но во время пожара в 1692 году он выгорел дотла, нетронутой огнём осталась лишь одна икона Божией Матери «Владимирская» – весть о чуде тут же разнеслась по всей стране, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на его восстановление. В 1769 году в обитель пришёл на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Тимофей Соколов), умерший в 1783 году и погребённый тут же в монастыре, а когда спустя 63 года при разборке старого храма из сырого обвалившегося склепа достали полуразрушившийся гроб с его останками, то с удивлением обнаружили, что тело епископа сохранилось целым и нетленным, после чего его мощи поместили в тёплом храме, и у гробницы Тихона Задонского стали регулярно происходить чудеса исцеления прихожан, что и послужило поводом причислить его в 1861 году к лику святых. Благодаря исцелениям и чудесам, исходящим от образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, Задонский монастырь обрёл ещё большую известность и почитание, став привлекать в свою обитель тысячи паломников со всей России. В начале XX века при Задонском монастыре располагался целый городок, состоявший из 6 храмов и других построек, но с приходом советской власти в 1919 году обитель была закрыта и разграблена. Говорят, существует документальная киносъёмка вскрытия гробницы с мощами Тихона Задонского 1919 года, где видно, что силуэт, изображающий человеческое тело, состоит по большей части из белых тряпок, истлевшие от времени части костей рассыпались от прикосновения, а череп в изголовье гробницы при снятии с него белой материи оказался тёмным, выветренным и без нижней челюсти. В советское время в зданиях и храмах монастыря располагалась районная больница и поликлиника, консервно-овощесушильный завод со складами продукции и колбасный цех пищекомбината. С 1990-го по 2003-й год храмы и постройки бывшей обители постепенно возвращались Русской православной церкви, а в 1991 году мощи святителя Тихона, хранившиеся бо́льшую часть XX века в краеведческих музеях, вначале в Задонске, а потом в Ельце и в Орле, вернулись в стены возродившегося монастыря. С архитектурной и исторической точки зрения сегодняшний Задонский монастырь интересен тем, что в нём сохранилась часть зданий и храмов, возведённых ещё в 1830-1860-е годы.
Второй поворот в город Задонск, если ехать со стороны Ростова-на-Дону, находится на 427-м километре трассы М4 «Дон», откуда можно попасть прямиком в центр города как раз к Задонскому Рождество-Богородицкому мужскому монастырю, оставив в стороне село Уткино и деревню Тешевка. История появления Задонска, население которого сегодня состоит почти из 10 тысяч человек, неразрывно связана с возникновением самого монастыря, поскольку именно при нём в начале XVII века и образовалась небольшая слобода Тешевка, ставшая уездным городом Задонск в 1779 году. Интересно, что в Липецком областном культурно-просветительском училище, которое до 1998 года почему-то располагалось в Задонске, в 1980-х годах на заочном отделении обучались знаменитые российские рок-музыканты Гарик Сукачёв (лидер группы «Бригада С» и группы «Неприкасаемые») и Сергей Галанин (участник группы «Бригада С» и лидер группы «СерьГа»), которые, кстати, именно там и познакомились – в то время культпросвет училищ, в которых работало бы заочное отделение, в стране существовало не так уж и много, и поэтому «кулёк» в Задонске, находящийся относительно недалеко от Москвы, и был выбран рокерами для получения диплома, необходимого для дальнейшей работы при государственном гастрольно-концертном объединении «Росконцерт».
Поскольку посещать Задонск в нашей поездке мы не рассчитывали, да и гулять по зимним городам – то ещё удовольствие, к тому же несправедливо это по отношению к населённому пункту, в котором прежде ещё не был, впечатления останутся не те, поворот в город на 427-м километре трассы М4 мы так же проехали мимо, после чего сразу оказались на мосту через реку Дон. Судя по тому, что обход Задонска был введён в эксплуатацию в 2000 году, стало быть и мост через Дон в этом месте построен к тому же самому времени, только вот я затрудняюсь сказать, сразу он был четырёхполосным, или же вторая двухполосная половина была пристроена к первой уже в ходе реконструкции этого участка трассы в 2008-2010 годах – сам тогда не ездил, а интернет, тихушник, по этому вопросу молчит как рыба. С моста через реку Дон на платном обходе Задонска открывается красивый вид на Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, но не в этот раз – город вместе с его знаменитой обителью скрыт от любопытных глаз зимним туманом. Зато под мостом можно наблюдать интересную незамёрзшую часть реки, чем-то напоминающую взлётно-посадочную полосу для самолётов, правда если в Верхнем Мамоне не покрытое льдом русло Дона за автомобильным мостом объяснялось турбулентными завихрениями воды при её столкновении с опорами моста, то почему в Задонске незамёрзшая часть русла находится ещё до момента прохождения воды под мостом, я объяснить уже не могу. Объезд следующего на нашем пути пункта взимания платы ПВП 416 км в выбранном нами случае начинается сразу за мостом через реку Дон, но в рамки этой части рассказа его описание уже не вмещается.
Читать предыдущую часть ←
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».