Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Украина: конфликт становится все больше дистанционным

По мере того, как конфликт на Украине затягивается, а исследования автономных вооружений стремительно развиваются, на горизонте маячит возможность полномасштабной войны роботов. За последний год снимки, получаемые из Украины, часто изображали войну, напоминающую другие конфликты за последние полвека. Российские силы используют танки, истребители, десантные машины и ударные вертолеты. Украинцы отбиваются противотанковыми средствами, гранатометами и зенитно-ракетными комплексами.

Но есть и другая сторона конфликта — гиперсовременное поле боя, где беспилотники играют решающую роль в наблюдении, разведке и выполнении боевых задач. Эти технологии могут предвещать мир, в котором вооруженные конфликты будут вестись в основном с помощью дистанционного управления, а возможно, когда-нибудь и с помощью искусственного интеллекта. Какие уроки война дронов на Украине преподнесет нам в будущем?

Коммерческие и портативные дроны. Один из уроков заключается в том, что дроны демократизировались и теперь доступны любому, у кого есть несколько сотен долларов и немного технических знаний. Любители «сделай сам» модифицировали и вооружили небольшие недорогие коммерческие беспилотники, оснастив их камерами высокого разрешения и взрывчаткой. В качестве оружия используются паукообразные гексакоптеры, октокоптеры и другие дистанционно управляемые устройства. Эти гаджеты обычно летают на малых высотах — менее 1,5 миль (2,4 км) — и на ограниченные расстояния — менее 19 миль(31 км), и истребители не предназначены для предотвращения атак таких маленьких беспилотников.

Дроны-самоубийцы. Обе стороны также выпускают барражирующие боеприпасы, иногда называемые дронами-самоубийцами. Эти самоуничтожающиеся устройства могут часами кружить вокруг целей, прежде чем атаковать. В арсенале Украины есть модели Switchblade и Phoenix Ghost американского производства, а российские силы используют беспилотники Lancet-3 отечественного производства.

Некоторые из этих видов оружия достаточно малы, чтобы поместиться в рюкзаке. Украинские военные также изготавливают барражирующие боеприпасы своими руками, прикрепляя взрывчатку к серийным квадрокоптерам. Российские войска использовали беспилотники иранского производства Shahed-136. Эти беспилотные летательные аппараты длиной около 11 футов (3,5 метра) напоминают небольшой самолет.

Барражирующие боеприпасы обычно стоят от 10 000 до 20 000 долларов каждый и имеют большую дальность действия до 932 мили(1500 километров) и даже более по сравнению с дешевыми коммерческими беспилотниками. Большинство из них имеют возможность роения, что позволяет нескольким дронам одновременно атаковать одну цель и наносить ей больший урон.

В войне намного дороже перехватывать барражирующие боеприпасы, чем развертывать их. Использование реактивных истребителей МиГ-29, крылатых ракет С-300 и другого оружия времен холодной войны для остановки этих беспилотников намного превышает стоимость одноразовых роботов. Новые высокотехнологичные бои на истощение могут стать регулярным явлением в будущих конфликтах, когда каждая из сторон будет пытаться истощить ресурсы противника.

Барражирующие боеприпасы преподносят еще один урок. При использовании против гражданских лиц низковысотные дроны могут вывести из себя целый город. В результате атак российских беспилотников на Киев в октябре 2022 года не только погибли четыре человека, но и были запуганы еще тысячи. Исследовательский проект Стэнфорда и Нью-Йоркского университета, посвященный долгосрочным последствиям войны американских беспилотников в Пакистане, показывает, что они нанесли глубокую травму гражданскому населению.

Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат. Другой класс дронов включает в себя дроны, способные летать на большие расстояния — 124 мили (200 километров) и более — и на большей высоте — от 2,5 до 5 миль (от 4 до 8 километров) — чем упомянутые выше. Они также могут быть вооружены ракетами с лазерным наведением, что повышает их летальность.

Сейчас к таким беспилотникам — по сути, дистанционно пилотируемым истребителям — относятся Bayraktar TB2 турецкого производства. Украинские военные приобрели несколько десятков этих беспилотников по цене около 5 миллионов долларов каждая. Некоторые называют его «Тойота Королла» среди дронов из-за его доступности и надежности. Помимо прочего, Bayraktar TB2 вдохновил на создание украинской рэп-песни, которая стала вирусной, указывая на потенциальную пропагандистскую ценность новых технологий.

Российские силы использовали аналогичные беспилотники, в первую очередь отечественную серию «Орион». Другие беспилотники этого класса (ни один из которых не использовался в конфликте на Украине) включают израильский Hermes 450, американский MQ-1C Grey Eagle, недавно представленный китайский Wing Loong 3 и десятки других. Китай теперь превосходит Израиль как крупнейший в мире экспортер дронов. Распространение дронов, вероятно, ускорит их присутствие на поле боя.

Высококлассные военные дроны. Маловероятно, что в ближайшее время высокотехнологичные дроны будут использоваться на Украине. Трудно представить, что «Rolls-Royce» беспилотников американского производства RQ-4 Global Hawk когда-либо будет развернут на Украине, учитывая его высокую стоимость (на самом деле «бегемот» стоимостью 200 миллионов долларов оснащен турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce AE 3700).

Но вполне вероятно, что однажды правительство США может предоставить Украине RQ-9 Reapers стоимостью около 50 миллионов долларов за штуку. И хотя Китай до сих пор не поставляет оружие российским войскам, его современные ударные беспилотники CH-5 Rainbow могут кардинально изменить ход войны. Этот передовой самолет обеспечил бы российские войска гораздо большей огневой мощью, выносливостью и дальностью полета, чем нынешние беспилотники.

Как дроны меняют войну. За последние 20 лет исследователи заметили, что боевые действия дронов одновременно растягивают и сжимают поле боя. Они делает это как физически, так и психологически, увеличивая географическое расстояние между мишенями. Когда американские силы наносят удары беспилотниками по Афганистану, Пакистану или Йемену, атаки являются тайными, точечными убийствами, больше похожими на форму охоты, чем на авиаудары по военным объектам. Но то, как дроны используются на Украине, разительно отличается от того, как США применяли их в войне с терроризмом. На Украине обе стороны используют дроны в качестве тактической техники для решения ряда задач, включая наблюдение за полем боя, артиллерийское обнаружение и атаку бронетехники и ракетных установок.

Интервью в полевых условиях с пилотами дронов. Год спустя ракеты и беспилотники доминируют в воздушной войне над Украиной, что поднимает вопрос: где пилоты? Будущие войны могут включать в себя еще более совершенные беспилотники — и системы противодействия дронам для подавления команд или сигналов GPS или перехвата дронов до того, как они нанесут удар. Неспособность России адекватно использовать такие системы дала украинским силам некоторое преимущество в первые месяцы войны.

Летающие «роботы-убийцы». Возможно, самая тревожная перспектива — это возможность новой глобальной гонки вооружений, в которой США, Китай, Россия, Иран, Израиль, Европейский союз и другие спешат разработать полностью автономные дроны. ВВС США уже тестируют истребитель с искусственным интеллектом. Несколько факторов стимулируют этот процесс. По мере того, как GPS и глушители управляющих сигналов становятся все более изощренными, дроны, вероятно, будут меньше зависеть от дистанционного управления и станут более автономными, используя системы, включающие ИИ, такие как одновременное определение местоположения и картографирование, технологию LiDAR и астрономическую навигацию.

Еще одним фактором, способствующим долгосрочному внедрению автономного оружия, является психологическое воздействие дистанционно управляемой войны на пилотов беспилотников, многие из которых страдают от серьезных психических заболеваний, таких как посттравматическое стрессовое расстройство после убийства людей.

Некоторым наблюдателям автономные дроны могут показаться способом устранения психологической травмы, связанной с дистанционным убийством. Тем не менее, многие рядовые солдаты и пилоты не хотят использовать автономное оружие, потому что не доверяют ему, что подтверждается многими исследованиями. Наконец, есть этические проблемы: автономное оружие, как правило, освобождает людей от любой ответственности за решения, касающиеся жизни и смерти. Кто будет нести ответственность, когда автономный дрон убивает мирных жителей? По мере того, как война на Украине затягивается, а исследования автономного оружия стремительно развиваются, на горизонте маячит возможность войны роботов.

Роберто ДЖ. ГОНСАЛЕС, профессор Государственного университета Сан-Хосе.