Найти в Дзене
Виталич

Детские проблемы взрослых

На работе мне опять всучили практикантку. Честно говоря, слово «всучили» - не правда, а некоторое лукавство. У меня почти всегда работают 1-2 стажера или практиканта. И в этот раз, как только прошло немного времени после окончания предыдущей стажировки, я, как и обычно, сам пошел к кадровикам с вопросом: «А где новые?» Обычно я трачу на нового сотрудника или стажера день-два в общей сложности: часа четыре занимает вводная лекция о том, чем мы тут занимаемся, что конкретно придется этому человеку делать, и почему надо делать именно так, как я говорю, потом несколько дней с каждоутренней проверкой всего, что новенький наваял за вчера, и подробным разбором. Этот утренний разбор занимает часа два или поболее в первый день, а потом – все меньше и меньше, пока, к концу первой недели не установится состояние, что я плюс-минус могу принять работу. После этого человек работает до конца своей стажировки более-менее самостоятельно. Только время от времени проверяю его и нахожу пару-тройку ошибок

На работе мне опять всучили практикантку. Честно говоря, слово «всучили» - не правда, а некоторое лукавство. У меня почти всегда работают 1-2 стажера или практиканта. И в этот раз, как только прошло немного времени после окончания предыдущей стажировки, я, как и обычно, сам пошел к кадровикам с вопросом: «А где новые?»

Обычно я трачу на нового сотрудника или стажера день-два в общей сложности: часа четыре занимает вводная лекция о том, чем мы тут занимаемся, что конкретно придется этому человеку делать, и почему надо делать именно так, как я говорю, потом несколько дней с каждоутренней проверкой всего, что новенький наваял за вчера, и подробным разбором. Этот утренний разбор занимает часа два или поболее в первый день, а потом – все меньше и меньше, пока, к концу первой недели не установится состояние, что я плюс-минус могу принять работу. После этого человек работает до конца своей стажировки более-менее самостоятельно. Только время от времени проверяю его и нахожу пару-тройку ошибок (принципиально, чтобы не думал, что за ним не следят). В итоге я получаю почти три человека-месяца бесплатного трудового ресурса, делающего мой план. Что получают стажеры? Они получают отметку в резюме о стажировке в нашей организации. Для многих это «Вау!», потому что мы – солидное и авторитетное в определенных кругах учреждение.

Новый стажер – девушка. Если быть точным, то она - не стажер, а практикантка. Есть небольшая разница, но это – не принципиально. Так же, как не принципиально и: «он» или «она».

Итак, новая девушка. Первое впечатление (резюме, собеседование) у меня было прям-таки хорошее. Я даже пожалел, что запланировал для нее самую простую работу, поэтому, когда появилась задачка чуток посложнее, не стал ее отдавать штатным сотрудникам. И тут выясняется, что первое впечатление – не всегда самое верное. Нет, ничего страшного, в целом девочка толковая и ответственная. Сложности возникли, как только она столкнулась с моими требованиями по оформлению рабочей документации. Я всем стажерам и новым сотрудникам эти требования озвучиваю. Очень сильно подозреваю, что, с их точки зрения, я прошу о какой-то фигне, которая не важна для дела, а так – просто бзик старика. Отчасти, кстати, так и есть. Несоблюдение этих требований не приведет к ухудшению итогового качества работы. Мои требования продиктованы, по большей части, желанием как можно меньше времени тратить на проверку работы новичка. То есть, в конечном итоге, я забочусь об экономии своего рабочего времени, но оно - в разы дороже рабочего времени рядового сотрудника. И я могу его потратить на что-то, с чем рядовой сотрудник, и, уж тем более, стажер, не справится.

Что произошло? Девушка, отработав неделю, увидела, что у нее все получается (к концу недели я перестал уже на каждый ее ежедневный отчет писать по две страницы замечаний) и решила, что пора начать думать своей головой. Своя голова ей сказала, что вот это (конкретное мое требование) не важно, потому что не влияет на качество работы. В итоге: я на проверку ее отчета за вчера потратил минут на сорок, больше, чем, мог бы. Плюс… завтра она сделает больше (потому что уже поняла, что и как надо), и я потеряю еще больше времени.

Такая ситуация возникает почти каждый раз с новым сотрудником. Я уже привык и поступаю одним из двух способов:

Если чувствую, что стажер может работать хорошо, то объясняю: почему я хочу именно так, а не иначе. Обычно это помогает с первого раза, но если – нет, то …

Если не помогает, или если не вижу, что стажер может работать хорошо, я на него забиваю – даю какую-нибудь примитивную и не сильно нужную мне работу. Такую, чтобы не переживать: сделана она или нет, а просто забыть о существовании стажера до конца его стажировки.

Так нейросеть представляет себе сценку: "Начальник ругает подчиненного"
Так нейросеть представляет себе сценку: "Начальник ругает подчиненного"

Второй вариант, на самом деле, не очень хороший. Если стажер не сделает того, на что я рассчитывал изначально, то это все равно придется делать мне или кому-то из штатных сотрудников (а их работу, в конечном итоге – все равно мне). Такая дурацкая арифметика.

В этот раз, поскольку девушка – хорошая, я ей написал целый трактат с выкладками: что произойдет из-за несоблюдения дурацких требований по оформлению. Заодно выдал и философский, по сути, текст о смысле жизни вообще:

«Всегда думай о том, комфортно ли с тобой работать руководителю, и коллегам, и партнерам. Во многих случаях ты не сможешь сразу понять, что именно мешает комфорту во взаимодействии с тобой, но, если об этом постоянно заботиться, то обязательно получишь дивиденды в виде карьерного роста или стабильности и роста продаж в бизнесе

Перед отправкой письма перечитал все, хотел было стереть философию… Пусть ее другие воспитывают, я через три месяца забуду о ее существовании. Да и… я всегда допускаю возможность того, что могу быть неправ. Хотел было стереть, но оставил.