Недавно у меня была публикация о любимом архитектурном стиле московский модерн. Он вполне понятен, доступен, радует глаз и поднимает настроение в любое время года. Речь шла о "короле" московского модерна Льве Кекушеве и его шедеврах на улицах Москвы. Сегодня познакомимся с другим, не менее интересным и знаменитым представителем этого архитектурного стиля Федором Шехтелем, "Моцартом русской архитектуры" и его шедеврами в нашей любимой столице.
Федор Осипович Шехтель родился в семье колонистов из Баварии, обосновавшихся в Саратове еще в начале 19 века. Представители семьи были весьма уважаемыми горожанами, им принадлежало в Саратове несколько магазинов, доходных домов, гостиница, ткацкая фабрика и даже крахмальный завод. Отец будущего архитектора окончил Петербургский Технологический институт и женился на Дарье Карловне Готлиб, происходившей тоже из очень обеспеченной купеческой семьи. В 1859 году у них родился сын Франц-Альберт (Федор Осипович), крещенный в католическую веру. Семья переехала из Петербурга в Саратов, когда будущему архитектору было шесть лет.
Через год Осип Шехтель скоропостижно скончался, оставив вдову и шестерых детей (последний ребенок родился уже после его смерти) в сложном финансовом положении. Устроив старших детей по разным родственникам и друзьям мужа, вдова уехала с младшим ребенком в Москву, где устроилась экономкой в дом Павла Третьякова. Франц Альберт(Федор Осипович) остался в Саратове, поступил в Саратовскую мужскую гимназию, где впервые проявились его способности к рисованию и богатое творческое воображение, а по ее окончании - в училище римско-католической епархиальной семинарии.
В 1875 году Федор Шехтель переехал в Москву к матери и попал в дом Третьякова, который взял на себя заботу о воспитании талантливого подростка и помог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К сожалению, закончить училище и получить диплом архитектора Шехтелю не удалось, он был отчислен за плохую посещаемость и низкие оценки почти по всем предметам, кроме живописи и рисунка. Тяжелая болезнь матери вынудила самостоятельно зарабатывать на жизнь. Шехтель начинает работать художником-оформителем в театральных постановках, делает эскизы театральных костюмов, рисует проекты легких павильонов для городских парков, ну и конечно пытается получить частные архитектурные заказы. Вот на некоторые из них мы с вами посмотрим просветленным и просвещенным взглядом людей 21 века.
Особняк С. П. Рябушинского(малая Никитская,6)
Этот относительно небольшой особняк в стиле модерн построен для магната и мецената Степана Рябушинского, крупного банкира, купца, основателя завода АМО. Он происходил из семьи старообрядцев и был отцом многочисленного семейства. По желанию заказчика, который не хотел, чтобы фасад выходил прямо на улицу, Шехтель вынес на красную линию застройки только парадное крыльцо и балкон. Сам дом отодвинут вглубь участка и как бы укрывается в небольшом садике. Поражают огромные окна второго этажа с необычными рамами, цветочные композиции мозаик на фасаде, ажурные решетки балкона и ограды. Внутреннее пространство дома, выполненное грамотно и эстетически безупречно, поражает еще больше, счастью его можно увидеть, придя на экскурсию. Сейчас в доме располагается музей-квартира А.М. Горького.
Особняк А.И. Дерожинской (Кропоткинский пер.13)
Особняк построен в 1903 году для Александры Дерожинской, расставшейся с первым мужем Павлом Рябушинским и хорошо знакомой с творчеством и работами Шехтеля. Как мы помним, модный и востребованный Шехтель не имел диплома архитектора, поэтому для официального оформления заказа он привлек ассистентом дипломированного архитектора Александра Галецкого. Главным элементом здания является огромное панорамное окно на фасаде. Вход в здание устроен со стороны двора, чтобы не отвлекать внимание от окна, подчеркнутого массивной рамой с лепниной, что делает фасад более рельефным. Сверху - две небольшие изящные башенки. Пропорции и объемы здания асимметричны, что характерно для многих творений Шехтеля. Кованная решетка ограды, выполненная в виде стилизованных спиралей задает ключевой мотив всего декора здания.
Особняк Морозовой (дом приемов МИД) ул. Спиридоновка, 17
Это был первый крупный заказ молодого бездипломного архитектора Федора Шехтеля, хозяева рискнули и не ошиблись. Савва Морозов сам не был склонен к роскоши в обычной жизни, но домик для любимой жены строился в соответствии со всеми прихотями Зинаиды Морозовой. Чтобы узаконить стройку, руководителем был назначен помощник Шехтеля Иван Кузнецов, имевший диплом архитектора. Савва Морозов несколько лет учился в Англии, в Кембриджском университете, затем осваивал премудрости текстильной промышленности в Манчестере, так что был немножко англоманом. Он заказал особняк в стиле средневекового английского замка с башнями и стрельчатыми окнами, так что это не модерн в чистом виде. а компромисс, эклектика. Но талант и индивидуальность спрятать невозможно. Зинаида Морозова превратила дом в светский салон, он был центром культурной жизни Москвы. Сейчас в нем находится дом приемов МИД РФ.
Скоропечатня Левенсона, (Трехпрудный пер. 9)
Александр Левенсон, выходец из обрусевших немцев, был крупным московским издателем, его типография считалась лучшей в России. Этот комплекс построенный в 1900 году многие сочли слишком вычурным и роскошным, но сам Левенсон утверждал, что "он не мог выпускать красивую печатную продукцию в некрасивом здании." Комплекс состоит из двух частей: на красную линию выходит административное здание, хотя само слово "административное" такому домику совсем не подходит. Производственный корпус прячется в глубине участка. Хотя здание стилизовано под романо- готический замок, здесь присутствуют все признаки модерна: разные по форме и размерам окна, асимметрия фасада, разнообразный и щедрый лепной декор и цветки чертополоха, как главного растительного символа модерна. Чудо как хорош этот домик! Говорят, в него можно попасть с экскурсией, надо попробовать.
Ярославский вокзал на Комсомольской площади
Современное здание Ярославского вокзала было построено на основе уже существующего комплекса, что сильно усложняло задачу архитектора. Проект был официально заказан Федору Шехтелю, имевшему прекрасные рекомендации и внушительный портфель успешно выполненных заказов. Начальник Ярославской ж.д. Н. Казаков хотел видеть здание в северорусском стиле, что совпало с представлениями самого Шехтеля. Он удачно "вписал" сохранившиеся постройки в проект нового здания вокзала, увеличив рабочие площади более чем в три раза. Гармонично совместив северорусский стиль с элементами модерна, он добился необычайного визуального эффекта. Главный фасад вокзала, выходящий на Комсомольскую площадь, имеет свой неповторимый облик еще и благодаря использованию нового в то время строительного материала - железобетона и сложных металлоконструкций. Не буду распространяться, каждый может увидеть все своими глазами в любое время дня и ночи.
Особняк П.П. Смирнова (Тверской бульвар, 18)
Этот особняк принадлежал П.П. Смирнову, сыну известного "водочного короля", создателя известного бренда водки СМИРНОВ П.А. Смирнова. Смирнов-младший занимался в Петербурге торговлей вполне невинным чаем. После смерти отца ему пришлось переехать в Москву и продолжить семейное дело. Федор Шехтель был приглашен, чтобы реконструировать и расширить здание, с чем он успешно справился. Приметы модерна здесь налицо: длинные полукруглые окна в пол, асимметрия левой и правой части фасада, необычный балкончик "ниоткуда", на него выходят только окна, украшен изящной кованой решеткой. Кованые решетки с бантами и на некоторых окнах внизу. Как всегда, окна самые разные по форме и размерам. После реконструкции в доме появился небольшой концертный зал и ресторан,( не будем забывать, каким бизнесом владел хозяин). Тверской бульвар был любимым местом прогулок московского бомонда, да и простых москвичей, так что посетителей в нарядном и модном особняке завлекающим и пафосным названием "Дом приемов ИМПЕРИЯ" было всегда полно.
Здание МХАТ (Камергерский пер. 3)
В этом случае Федор Шехтель опять выполнял заказ мецената Саввы Морозова, но работал совершенно бесплатно, так сказать, "из любви к искусству". Это была реконструкция, предстояло старое театральное здание, сдававшееся в аренду труппам заезжих гастролеров, превратить в современный драматический театр для труппы К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко с названием Московский Художественный театр.
Сначала планы перестройки были грандиозными, но в итоге пришлось ограничиться минимумом: кроме двух боковых входов был сооружен главный в центре здания, с элементами модерна в оформлении и символом МХАТа - знаменитой "чайкой" на фронтоне. Один из отцов-основателей нового театра К.С. Станиславский так высказался относительно нового здания театра:" Изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном." Как говорится, тут ни убавить, ни прибавить.
Был изменен рисунок оконных переплетов, перед зданием были установлены фонари, изготовленные по эскизам архитектора. Чайка на фронтоне, придуманная Шехтелем, стала эмблемой и талисманом театра, а фонари установлены теперь по всему Камергерскому переулку.
В Москве много еще зданий, построенных по проектам Федора Шехтеля, академика архитектуры, так и не получившего диплом архитектора. Талант дается свыше, он подтверждается не дипломом, но творчеством гения.
#москва#путешествия по москве#архитектура#история#культура