Всем привет!
Давно хотела написать эту заметку на довольно болезненную и непростую для меня тему. Не буду отсылать к конкретным примерам из современной действительности - думаю, они общеизвестны.
Опишу лучше свою историю с позиции ребёнка, которая, возможно, заставит задуматься кого-то из родителей. Расскажу всё честно и подробно.
***
Моя мама - очень умный человек. Она выросла в счастливой, полной и абсолютно благополучной семье. В детстве у неё было всё, что душа могла пожелать. Учёба, музыкальная и художественная школы, путешествия... Она с отличием окончила школу, получила красный диплом в институте. Все пророчили ей большое будущее, но... "судьба распорядилась иначе".
Когда родилась я, маме едва исполнилось 23. Она решила, что будет усиленно заниматься моим развитием, чтобы я достигла в жизни грандиозных высот. Хотела, что называется, "вырастить гения".
Едва мне исполнилось полтора года, меня отдали в детский сад. 1987-й год. Я не буду сейчас высказывать своего мнения на этот предмет.
Мы жили на Сахалине. Меня увезли оттуда в 6,5 лет. Это было в апреле 1992-го. В 2007-м мне удалось побывать на родине, посетить значимые для себя места и сделать на "слабенький" телефон несколько памятных фото.
В детском саду я поначалу постоянно плакала. Отводил меня туда папа утром по пути на работу. Работал он в милиции. Когда он приводил меня туда и прощался, чтобы уйти, я бросалась за ним следом, хватала за руки, обнимала и просила: "Папочка, родной, пойдём обратно домой".
Потом уже не плакала, просто подолгу смотрела в окно ему вслед.
Я могла бы много сказать на эту тему, но не буду сейчас описывать своих воспоминаний из детского сада и пытаться дать этому какую-то оценку.
В первый класс меня отдали в пять лет. Это был 1991-й год, и имели место образовательные эксперименты. К тому же, я уже умела хорошо писать, читать и считать. Мои родители в тот год переезжали "на материк".
В первый месяц в школе я вообще не понимала, чего от меня хотят. ДА, я умела хорошо и много читать, но не была готова к новому распорядку и к строгой дисциплине. На уроке я могла встать и куда-то пойти. Могла начать плакать и проситься домой. Учительница усаживала меня за последнюю парту и давала игрушки. Или просила практиканток забрать меня к себе. Я сидела с ними, и они рисовали и вырезали мне кукол. Когда на уроке мне задавали вопрос, я не всегда отвечала, даже если знала ответ.
После первой четверти учительница сказала моей бабушке, что ребёнок хороший и умный, но, увы, к школе не готов и что лучше меня отправить обратно в садик ещё на год. НО - сад тогда давали родителям от работы, а мои родители уехали на материк. Дедушка только перенёс инсульт и не мог следить за мной дома. Бабушка работала. Вариантов не было.
Позже я расскажу, каким образом мой мудрый дедушка стимулировал меня начать хорошо учиться и соблюдать школьную дисциплину.
К сожалению, я не помню фамилии своей первой учительницы. Знаю только, что её зовут Ольга Григорьевна. Дай ей Бог здоровья и долгих лет, потому что это был на самом деле "золотой" учитель. Добрая и с колоссальным запасом терпения. Если бы мне не так повезло с первой учительницей, не уверена, что тогда всё сложилось бы столь хорошо.
Когда мама забрала меня "на материк", усиленные занятия возобновились. У меня не бывало свободных вечеров, не было как таковых выходных и каникул. Летом я должна была пройти ВСЕ учебники за следующий класс. Правила из учебников нужно было выписывать в специальную тетрадь и учить наизусть, постоянно повторяя. У меня был вечный страх чего-то не успеть. Тогда возникло это "за завтра". На каждый день был длинный перечень заданий. Закончив его к вечеру, я не могла остановиться. И ещё до ночи выполняла задания за следующий день. Я надеялась, что так когда-нибудь смогу высвободить себе хоть один настоящий выходной.
Если я получала "четвёрку", мама устраивала мне "игнор". Когда приносила похвальные грамоты, это воспринималось как должное. Я не понимала, почему должна всё время учиться, если есть столько других интересных занятий. Не понимала, почему моих подруг не заставляют заниматься так много. Почему моя одноклассница получила "тройку", а её мама всё равно с ней разговаривает. Почему я каждый день должна ходить в школу во время бессрочной забастовки учителей. Завуч каждый день встречала меня на крыльце школы и отправляла домой как умалишённую. 🤦♀️
Как-то на уроке физкультуры я обнаружила в себе страх перед прыжками в высоту. Зная технику, подбегала к планке - и никак не могла себя пересилить. Учитель тогда поставил мне "тройку". Это была катастрофа.
Я могла бы сейчас многое рассказать, но не хочу этого поднимать. Скажу только когда получила травму позвоночника, то даже радовалась, потому что это давало освобождение и от злополучной физкультуры.
Мама придерживалась теории, что от рождения ребёнок - это "чистая доска". И что любые склонности и способности можно воспитать. Любые.
Что я на самом деле любила? Читать книжки, писать стихи и вязать.
О чём мечтала? Как-то, перебирая старые материалы, уже взрослой нашла один свой детский рассказ. В этом рассказе началась война, село захватили, семьи разделили, школу разбомбили, и я оказалась снова на Сахалине с бабушкой и доброй учительницей Ольгой Григорьевной. Думаю, это можно считать наглядным отражением тех моих нехитрых желаний.
В девять лет я начала писать стихи и поняла, что хочу заниматься литературой. Но у мамы были другие планы на предмет моего будущего. Она человек точного склада ума и считала, что гуманитарные наклонности - это блажь. И если до 9-го класса мне ещё позволялось "поиграть в филолога", то с 10-го всё изменилось. В 10-й, кстати, я пошла в 14 лет.
До этого я наивно думала, что буду поступать в педвуз на филфак. Но тут мне объявили, что на самом деле я буду усиленно изучать математику и физику. Заниматься приходилось много. Я тратила массу времени и сил и получала "пятёрки". Для мамы это было лишним подтверждением мысли, что не существует никаких природных предрасположенностей.
Никогда не думала, что способна на это, но теперь участвовала в городских олимпиадах по этим дисциплинам. По вечерам посещала занятия с преподавателями вуза - действительно сильными и грамотными.
В своей школе мне уже было скучно. Директор говорила: "В моей педпрактике не было таких учеников. Я просто не знаю, что с тобой делать". И советовала пойти учиться в какую-нибудь гимназию.
В начале 11-го мама перевела меня в реальную экономическую школу.
Всего за время учёбы я (не по своему, конечно, желанию) сменила четыре школы и семь классов. Под конец даже не запоминала лица и имена своих одноклассников. Когда сейчас кто-то предлагает мне дружбу в соцсети и говорит, что мы вместе учились, мне стыдно, но я не помню.
В 11-м я училась в гимназическом физмат-классе и получила 100 баллов из 100 в централизованном тестировании по геометрии. Я не буду сейчас рассказывать о том, какого напряжения сил мне всё это стоило.
Когда мне было 16, Мэр города вручил маме Благодарственное письмо за безупречное воспитание дочери, днём ранее получившей из рук Губернатора области "первую в своей жизни государственную награду".
В 16 лет, сразу же после окончания школы, я начала работать. Мой официальный трудовой стаж начинается с 2002-го года. Я была педагогом дополнительного образования и заведующей школьным музеем. Некоторые из моих "кружковцев" были едва ли не старше меня.
Конечно, о поступлении на заветный филфак речь даже не шла. С середины 11-го класса я уже училась в институте по специальности "Программное обеспечение средств вычислительной техники". По окончании школы поступила также на специальность "Экономика", но на этом мама не успокоилась и через год перевела меня сначала на специальность "Мировая экономика" с изучением двух иностранных языков", а затем - на специальность "Бухучёт, анализ и аудит".
Едва мне исполнилось 18, я уже получила красный диплом программиста.
***
Зачем вообще я всё это пишу? Конечно, ради поучительных выводов.
Далее по планам моей мамы я должна была стать крутым программистом или каким-нибудь топ-менеджером. Получать много денег, блистать на публике, обрести мировую известность, успешно выйти замуж и "помогать семье" (наверное, последнее было одним из ключевых моментов).
Опять же, не буду отсылать к конкретным примерам. Но один из этих примеров я вижу в нашей реальности. И вижу также, что многие, глядя на этот пример, задаются вопросом, что будет дальше.
Мой пример, конечно, не настолько впечатляет, потому что тогда без веских оснований не практиковали домашнюю форму обучения и экстернат. А в нашей семье, к тому же, случилось несчастье с моим отцом, и дальше речь уже шла о том, чтобы банально выжить и выстоять, там уже было не до "мировой славы" и грандиозных достижений.
Но я всё-таки могу поделиться какими-то впечатлениями от собственного "раннего развития".
Во-первых, я никогда не видела в этом смысла. Просто не понимала, зачем мне это всё. И почему другие не должны, а я должна постоянно учиться. Но я была совершенно бесконфликтным ребёнком и, опираясь на мамин авторитет, верила в то, что ей лучше знать, как меня направлять.
Во-вторых, всё это действительно очень развивает интеллект. НО если только ты не родился в среде учёных, в повседневной жизни его просто некуда применить. Как сказала директор школы: "Я не знаю, что с тобой делать". И так же не знали все остальные. Когда я искала работу и на собеседовании сообщала, сколько у меня дипломов, меня неоднократно не брали. Отвечали, что им бы кого попроще, а мне нужно что-то более престижное, потому что я не смогу быть просто исполнителем.
А если чрезмерно развитый интеллект не находит себе применения - как думаете, что он начинает делать? Правильно: "пожирать сам себя".
В-третьих, к 18-ти годам я уже безумно устала. Многие годы до этого я вставала в 7 и возвращалась домой в 23, а потом занималась до 3. Я спала по 4 часа, училась в нескольких местах и постоянно искала подработки. К тому моменту, как "все нормальные люди" учились на первом-втором курсе и задумывались о выборе работы и о создании семьи, я уже устала.
***
Чем закончилась вся эта история? Едва достигнув совершеннолетия, я просто собрала вещи и уехала из дома. После 4-го курса с радостью бросила институт, в котором училась на бухгалтера, забрав академическую справку, где среди множества "пятёрок" была всего одна "четвёрка".
Только к 29 годам окончила филфак. Чем занимаюсь теперь? Собственно, тем же, чем любила заниматься в 9 лет: создаю тексты и вяжу на досуге. 😃
До сих пор мне искренне непонятно, зачем вообще были нужны в моей жизни все эти мучительные усилия, преодоления, испытания, целеполагания и достижения. Зачем был нужен весь этот окольный путь, когда всё могло быть намного проще? Иногда меня также берут злость и обида, потому что так много времени и сил было потрачено зря.
По сути, моя настоящая жизнь началась только после 30-ти.
Когда нашему сыну было пять, для меня казалось удивительным, что многие знакомые (сейчас я живу в другом городе) в соцсетях стали спрашивать о том, уже он учится в школе или только пойдёт в неё. Видимо, они всерьёз думают, что если я сама пошла в школу в пять лет, то должна являться деятельной сторонницей пресловутого "раннего развития".
Самое интересное - в том, что моя мама так и сделала из всего этого никаких выводов. Она до сих пор думает, что ошибка была во мне, а не в её методике. Когда она приезжает к нам в гости, я до сих пор слышу от неё те же фразы: "Ребёнок должен", "Вот после трёх, когда начнёт формироваться характер..." или "Нет такого: кем захочет - тем и будет. Это пластичный материал, из которого следует лепить нужный результат".
Я считаю, что в какой-то степени всё это нанесло мне ущерб.
В этом году нашему сыну исполнится семь, и он пойдёт в первый класс. Я не знаю, хорошо это или плохо, правильно или неправильно. Я филолог, а не педагог. Я научила своего ребёнка читать к четырём годам, но не возьмусь оценивать существующую образовательную систему.
Но точно знаю одно: я никогда не буду настаивать на том, чтобы мой ребёнок поступал на эконом, если его привлекает филфак. И наоборот.
Спасибо за внимание! 💖