В последнее время солнце становится все ярче и пробуждает в нас силы, дремлющие с ноября месяца. На улице все еще холодно, но свет снова озаряет землю, даруя надежду на новую жизнь и начало становления нового мира взамен того, что рушится на глазах.
Колесо года завершает оборот, и не стоит ли сейчас рассказать о путешествии, которое длилось, в том или ином виде, с мая по сентябрь, показывая наше существование в природе с разных сторон?
Идеи для статей заканчиваются, хотя стоило бы, наверное, еще так много рассказать. Но место размышлений о своей жизни и окружающем мире занимают случайные образы, бестелесные наброски, не имеющие очевидного смысла, а выражающие лишь едва уловимые настроения и чувства.
От летних прогулок мы возвращаемся к весенним и осенним, и в сегодняшнем рассказе я, следуя велениям внутренней хаотичности, буду обращаться как к тому, так и к другому. Рассказ будет короткий и довольно путаный, но мне хотелось бы думать, что это означает не дегенерацию собственной мысли, а приближение к первоисточнику, где слов остается все меньше, и они сменяются неясными полунамеками.
Сегодня мы пройдемся по, своего рода, изнанке города Ухты. Но это не та изнанка, что включает в себя более мрачные стороны городской жизни, а просто противоположность обыденного существования. Так, на одном берегу реки располагается шумный человеческий город, являющийся для его обитателей, как и первобытная деревня для древних людей, центром бытия, а на другом – имеет место близкая, но все еще дикая земля, населенная странными образами из снов и видений, и являющая собой, как бы, потусторонний мир. И здесь, реку Ухту мы уподобим Стиксу или Лете из античных мифов. Перейдя ее, мы погружаемся во вселенную неведомого, может быть, где-то даже пугающего. Но нам уготовано, погрузившись в этот мир, не остаться там навсегда, но вернуться обратно, обретя новый опыт и знания, ценность которых не несет материальной выгоды, но заставляет по-иному взглянуть на себя и других.
Часть 7. Долгая дорога из Шудаяга до УРМЗ. Весна и осень.
Сколько вы знаете мостов через Ухту? Мне хорошо известны три. Первый, вблизи устья реки между Сосногорском и Усть-Ухтой. Второй – возле бассейна и третий – в Шудаяге.
Мы пройдемся между третьим и вторым. Это еще один маршрут, который в 2022-м году стал важной частью моего мира (после окрестностей Водного). Всегда удивлял этот контраст, когда на одном берегу реки движуха и суета, а на другом – покой и ничего лишнего. В этой статье позволю себе немного поэкспериментировать со временем. Буду плавно или не очень перемещаться из ранней осени в позднюю весну и обратно, практически без потерь.
Наше путешествие начнется в местечке Шудаяг, о котором я рассказывал в самой первой публикации, а закончится в окраинном районе УРМЗ, о котором я ничего не рассказывал. Этот район знаменит своим закрывшимся (?) заводом и общей тревожной оторванностью от основного городского массива.
Начнем с Шудаягского моста, который нам уже знаком. Дальше, за ним – дорога на Ярегу.
Был дождливый осенний день, я пребывал в довольно тяжелых мыслях из-за болезни близкого человека. По соседству, на лыжной базе «Сияние севера», играла музыка. Кажется, там был какой-то праздник для членов газпромовской касты, к которой я, на том момент, уже не относился, следовательно движняк меня не привлекал, и хотелось, наоборот, уйти от него подальше в глушь.
Пока я углублялся в лес, позвонил друг со старой работы. Мне, почему-то, показалось, что он присутствует на празднике и видел, как я пересекаю мост, но это было не так. Он звонил просто поговорить. Мы болтали по телефону, пока капли дождя стекали по листьям деревьев и падали в траву. Эта ситуация не имела особого значения, но, словно, подчеркнула, что я опять остался совсем один среди леса и дождя, и мой путь в мире людей также неявен, как тропинка, то теряющаяся в траве или во мху, то вновь появляющаяся перед глазами.
В этот день, я вообще не планировал маршрут. Доехал до Шудаяга и решил пройти немного к западу, пока совсем не утону во влажной растительности, а там посмотреть…
Кончилось тем, что я вышел на поросший деревьями утес, возвышающийся над безымянным ручьем, и нашел здесь алтарь таинственных культистов. Камни были испещрены малопонятными рунами.
Разжечь костер под дождем было бы сложно, да я и не собирался этого делать, но, посидев возле камней, невольно почувствовал тепло, оставшееся здесь с лета.
Можно было спуститься вниз к реке.
Прибрежные лопухи уже почернели.
Таскать камни с берега реки наверх, должно быть, было тяжеловато, но те, кто это сделал, наверное, были на кураже и не чувствовали усталости.
Проплутав еще немного по лесу, я понял, что сегодня не лучший день, чтоб уходить совсем уж не пойми куда и выбрался на дорогу, воспользовавшись навигатором. Не считая одной встреченной машины, лесная дорога была оставалась безлюдной.
Где-то в этот момент мне захотелось пройти мимо развеселого мероприятия на «Сиянии Севера» и вернуться домой через УРМЗ. По этой дороге я уже гулял весной и летом. Посмотреть на нее осенью было бы, пожалуй, красивым прощальным жестом.
Путь шел мимо ручья Доманик, впадающего в Ухту подле лыжной базы. Здешние скалы похожи на Чутьинские из предыдущих постов.
Странное чувство. Когда где-то рядом гремит музыка, но не видно ни души, а вода и камень хранят полное безмолвие. Перевернутая вселенная. В такие дни может случиться все, что угодно.
Но на самом деле, ничего экстраординарного не случилось. Я прошел мимо базы, поглазев на отдыхающих. Кажется, мое присутствие осталось незамеченным, и никого из знакомых, вроде бы, не было. Мелькнуло чувство, что эти люди ненастоящие. Что-то вроде призраков, которые ежегодно возвращаются в одно и тоже место, чтобы еще раз повторить какой-то давнишний сценарий.
На этом празднике жизни было совершенно нечего делать, и я вновь вернулся на берег Ухты.
Как герой книги «Бойня номер 5 или крестовый поход детей», я отключился от времени и вернулся на полгода назад. Весной я, в этом самом месте, смотрел на дома за рекой, уплетая пирожки с чаем.
А потом ушел смотреть на то, как поля соединяются с небом.
Нашел лягушку, недоумевающую, почему вокруг так много заячьего дерьма, но из-за ограниченности кругозора, не имеющую сил выйти за пределы места дефекации существ, значительно более влиятельных чем она сама.
Не будем повторять ее ошибок.
А так – все тоже самое. Облака нависают, водичка бурлит. Что весна, что осень – все одно, только раскрашено в разные цвета.
Последний раз в 2022-м году, посидим на берегу реки, попьем чаю, покашляем, покурим.
Вернемся в весну и поднимемся в муравейный лес.
Затем переместимся обратно в осень и будем выбираться в цивилизацию.
Предместья УРМЗ – наиболее мрачная часть маршрута, особенно в сумерках. Здесь много заброшенных гаражей, вагончиков, сараев. Внутри некоторых разложены одеяла и прочее нехитрое имущество, что может намекать на то, что в этих жалких лачугах кое-кому приходиться жить.
Когда в студенчестве подрабатывал на складе в районе вокзала, неоднократно видел вереницы оборванных бродяг, перевозивших через мост на тележках свои сокровища. Где-то здесь их территория. Один мне повстречался и на сей раз, но уже без тележки.
А черные вороны перекрывали дорогу, ожидая, видимо, более жестокого финала этой встречи. Умные птицы, близко к себе не подпускают.
Чтобы не заканчивать пост на мрачной ноте, добавлю сюда видео с бурным, несущим новое начало, весенним ручейком.