Найти тему
ЦЕГРА

Грозит ли землетрясение Москве? Домостроение по шкале Рихтера в столице и окрестностях

После землетрясения в Турции и Сирии Минстрой РФ пообещал внимательно изучить все обстоятельства разрушений и при необходимости внести изменения в требования по сейсмоустойчивости зданий. Судя по тому, что чиновники набрали в рот воды, можно сделать вывод: причин бить тревогу нет. Однако на горизонте маячит уже мегаземлетрясение, о чем заявил на днях сейсмолог научного института Solar System Geometry Survey Франк Хугербис, кстати предсказавший турецкую трагедию, унесшую десятки тысяч человеческих жизней.

В так называемую красную зону попадают Япония, Индонезия, Пакистан, Греция, Португалия, часть Северной Америки и кусочек России, речь в данном случае о Курильских островах. Магнитуда подземных толчков может составить 8,5 по шкале Рихтера, то есть мощность ударов будет соответствовать 9-12 баллам. При таком раскладе отголоски землетрясения могут докатиться и до Москвы. Готов ли к такому повороту событий наш стройкомплекс?

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

«Денег нет, но вы держитесь»

Если окинуть просторы нашей необъятной Родины взором сейсмолога, то выяснится неожиданный нюанс: в зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений, находится около 25 процентов территории Российской Федерации, на которой расположены 27 субъектов с населением около 20 млн человек.

Не случайно в начале нового тысячелетия в РФ стартовала федеральная целевая программа (ФЦП) «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 годы), которая предполагала ряд мероприятий по повышению сейсмической устойчивости жизненно важных объектов. Вслед за ней была принята ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2009-2018 годы». По информации Счетной палаты в период с 2002 по 2018 годы на реализацию мероприятий по сейсмоусилению капитальных объектов было направлено более 41 млрд рублей.

В настоящее время осуществляется подпрограмма «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В ней участвуют упомянутые 27 субъектов Российской Федерации. Общий объем финансирования составляет более 30 млрд рублей на период с 2019 года по 2025 год.

Мероприятия, предусмотренные программой, распространяется на объекты социальной, инженерной инфраструктур, жилищный фонд.

Однако денег, как всегда, на всех не хватает. По данным Минстроя, ежегодная потребность в бюджетных ассигнованиях на укрепление сейсмозащиты зданий и сооружений составляет в среднем 13,5 млрд рублей. При этом из федерального бюджета поступает почти в пять раз меньше – не более 3,8 млрд рублей. Таким образом, остается только надеяться, что чаша Турции и Сирии минует нашу страну. И, в частности, такие регионы, как Кавказ, Камчатку, Сахалин, Алтай, Байкал, Забайкалье и ряд других.

Фото: Alexander Piragis /shutterstock.com
Фото: Alexander Piragis /shutterstock.com

Москва стояла и стоять будет

Москву и область едва ли будет трясти, уверен Роман Зайчук, технический директор проектного института ПИ-2. Согласно картам районирования СП 14.13330.2018, столичный регион располагается не в сейсмоактивной зоне, говорит эксперт. Средние интервалы времени между активизацией земной коры в городе составляют: 4 балла – 500 лет (карта А), 5 баллов – 1000 лет (карта В), 6 баллов – 5000 лет (карта С). Это связано с особенностями расположения Москвы – практически в центре мощной евразийской литосферной плиты.

Тем не менее, за последние 600 лет историки зафиксировали в столичном регионе почти десяток землетрясений. Самое первое, о котором достоверно известно, датируется 1 октября 1445 года. Оно описано выдающемся историком и литератором Николаем Карамзиным в его нетленном произведении «История государства Российского». Вплоть до 1893 года столицу «штормило» еще четыре раз.

10 ноября 1940 года москвичи ощущали отголоски толчков, которые были вызваны очень мощным и разрушительным землетрясением в Восточных Карпатах (Румыния). В городе его сила составила 3 балла. Серьезных последствий от произошедшего зафиксировано не было. 28 декабря 1945 года сейсмологическая станция «Москва» зафиксировала подземные колебания сильнейшего землетрясения, произошедшего к югу от Австралии в районе Антарктиды. В этот раз также обошлось без последствий.

А вот 4 марта 1977 года после страшного Вранчанского землетрясения на Балканах, унесшего жизни более 1500 человек, на высоте главного здания Московского университета колебания были почти в 7 баллов. В некоторых зданиях появились трещины на стыке стен и потолков. В невысоких домах трясло не так сильно, но все равно ощущение было не из приятных.

Наконец, 24 мая 2013 года москвичи ощутили отголоски землетрясения в Охотском море – там произошли толчки магнитудой 8,2 балла, а в столице, на станции геофизической службы РАН, были зафиксированы толчки в 3-4 балла. Разрушений, в том числе строящихся высотных зданий Мосгосстройнадзор не зафиксировал.

Главное – правильно посчитать баллы

Согласно ГОСТам, проектирование зданий и сооружений с учетом расчета на сейсмические воздействия начинается с 7 баллов. В Москве к таким объектам относят: жилые здания, имеющие высотность более чем 100 метров, пролеты более чем 100 метров, консоли более чем 20 метров, а также объекты с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров, то есть некоторые ЖК с подземными паркингами, например.

«Для перечисленных зданий в случае размещения участка строительства на площадке с расчетной сейсмичностью по карте С в 6 баллов и грунтах, повышающих расчетную сейсмичность площадки до 7 баллов, выполняются расчеты на сейсмические воздействия. Для всех остальных объектов строительства учет сейсмических воздействий не производится, поскольку запас прочности зданий при учете ветровых воздействий и иных нагрузок превышает потребности в защите от сейсмических нагрузок до 6 баллов включительно», – комментирует Роман Зайчук.

По словам эксперта, данный подход к проектированию зданий и сооружений не менялся десятки лет, в том числе и после разрушительных землетрясений аналогичных тому, которые случились в Турции и Сирии. И едва ли стоить ожидать каких-то серьезных шагов в этом направлении. Как известно, чрезмерное увеличение требований по сейсмике приведет к удорожанию строительства и сокращению рынка, что не выгодно ни девелоперам, ни государству. Помнится в 2018 году повышение Минстроем норматива по сейсмоустойчивости в новом СП 14.13330.2018 всего на 1 балл, которое было утверждено в качестве обязательного постановлением Правительства РФ № 985, вызвало скандал в отрасли, поскольку его исполнение могло привести к огромным расходам, а кабинет Михаила Мишустина понести репутационные потери.

-3

Почему не случился «турецкий синдром»?

И все-таки, один вопрос, хотим мы того или нет, повисает в воздухе и давит своей неопределенностью: «А что, если Москву, такую устойчивую на своей литосферной плите, возьмет и тряхнет как следует»? Кто-то может дать 100-процентрную гарантию, что подобного не случится? Боюсь, что не нет. Тогда на что надеяться покупателям столичного жилья? На страховку? Или все же на качественный продукт строительных компаний, возводящих современное жилье с большим запасом прочности? А если подрядчик, например, турецкий?

«Обрушения, которые произошли в Турции однозначно являются преступным нарушением действующих норм со стороны некоторых проектировщиков и застройщиков, – говорит Роман Зайчук. По нашей информации, это были частные компании, как правило, не имеющие достаточного опыта. Здания, которые возводили госструктуры и добросовестные девелоперы, не разрушились».

По мнению спикера, уважающие себя девелоперы едва ли будут нанимать турецких подрядчиков с мутной историей, поэтому отказываться от услуг иностранных партнеров, доказавших высокое качество работ на многих столичных объектах, никто не собирается.

«К тому же сегодня существует острый кадровый голод в строительной сфере, поэтому искать другого подрядчика из-за того, что на родине нынешнего произошло землетрясение – непозволительная роскошь», – уточняет Денис Коноваленко, управляющий партнер Prime Life Development (ЖК «1-й Нагатинский»).

Эксперты уверены, что действующие нормы РФ в части сейсмической защиты зданий адекватны существующим угрозам. В качестве примера они приводят Иркутск, где все здания возводятся с учетом сейсмики. В регионе часто случаются землетрясения до 10 баллов. Последнее было в 2008 году в районе о. Байкал. В самом городе толчки доходили до 6-7 баллов, то есть были соизмеримы с землетрясением в Турции и Сирии. Никаких разрушений и даже повреждений домов зафиксировано не было.

В Проектном институте №2 уверены, что все здания, возведенные в Москве, особенно новостройки, со стопроцентной гарантией выдержат землетрясение в 6 баллов. Согласно действующим нормам, не существует домов более сейсмостойких или менее.

«Любое здание и сооружение должно соответствовать действующим нормам. На обычной площадке обычное здание, если оно правильно запроектировано, обеспечивает устойчивость до 6 баллов. Если площадка находится в «красной зоне» – объект должен соответствовать всем требованиям СП14 на расчетный уровень сейсмичности», – говорят специалисты.

Какие дома считаются самыми безопасными?

По словам Дениса Коноваленко, в случае землетрясения самыми прочными из современных железобетонных конструкций являются, монолитные дома. Они способны выстоять при амплитуде даже 8-9 баллов и не рассыпаться, а в худшем случае – повалиться набок. При этом, высотность застройки роли не играет, а вот плотность расположенных близко друг к другу зданий может создать проблемы.

Кирпич – напротив, является наиболее опасным материалам при землетрясении, так как уже при толчках в 7-8 баллов он начинается трескаться и ломаться и может нанести серьезные увечья из-за веса и тяжести этого материала, а также засыпать обломками.

Деревянные дома в этом плане – гораздо безопаснее, благодаря гибкой структуре они способны частично «загасить» подземные толчки, а в случае разрушения не нанесут таких серьезных увечий, как кирипичные.

Зато панельные – напротив небезопасны, так как из-за конструктивных особенностей просто складываются как карточный домик и «хоронят» под завалами своих жильцов.

Впрочем, в отношении старых добрых пятиэтажек, которые проектировались с запасом на 7-8 баллов, есть иное мнение. Практика показала – их реальная сейсмостойкость близка к 9 баллам. Во всяком случае ни одно такое здание нигде во время землетрясений на территории бывшего Советского Союза не было разрушено.

-4

Башня-неваляшка и дом из бумаги

Что же позволяет зданию «устоять на ногах» во время раскачивания почвы? По словам Дениса Коноваленко, у каждой строительной технологии существуют свои способы повысить прочность дома. Так, монолитные дома укрепляют перекрытиями повышенной жесткости и заливают внутренние перегородки монолитным бетоном, в кирпичных повышают плотность стен включением металлических элементов и строительством в теплое время года (что влияет на качество укладки), а в деревянных – укрепляют стены по периметру стальными элементами.

Между тем в мире существует ряд любопытных конструкций, которые позволяют жилым домам успешно противостоять стихии. Например, некоторые здания в опасных зонах строятся с сейсмической изоляцией фундамента. То есть его ставят на нескольких эластичных резиновых цилиндрах, которые действуют как автомобильные амортизаторы, превращая резкие толчки в легкую вибрацию. Обычно этот причем используют при возведении объектов инфраструктуры – школ, детских садов, больниц, электростанций и т.д.

Кроме того, существует практика строительства домов на кинематическом фундаменте. Такое здание имеет опоры, к которым внизу прикреплены железобетонные катки. По принципу действия такая система сейсмоизоляции напоминает известную игрушку неваляшку. При толчках здание отклоняется от положения равновесия, а затем возвращается обратно.

Еще одну интересную технологию придумали французы. Это так называемый «плащ-невидимка», который как бы скрывает здание от землетрясения. Он состоит из системы скважин по периметру объекта, заполненных специальным материалом, которые принимают на себя и отражают сейсмические волны.

Из нетрадиционных способов защиты некоторые специалисты отмечают здания с большой площадью стеклянных покрытий. Правда стекло используется в этом случае не обычное, а сейсмопрочное, оно легче и крепче бетона.

В регионах, где отсутствует значимый снеговой покров одноэтажные жилые здания могут строится из максимально легких материалов, чтобы при обрушении не задавило людей. Например, Япония, традиционное жилье возводят из дерева и бумаги.

Автор: Виталий Простаков

© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)