Найти в Дзене
Смысл в кино

В чем смысл фильма Платформа

Оглавление

Перед вами авторский фильм испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия «Платформа». Последнее время я делала достаточно много разборов авторских фильмов, и вы стали просить меня о разборах тех фильмов, о которых вам интересно мое мнение.
И это один из них.

Постер к фильму Платформа
Постер к фильму Платформа

Сразу хочется сказать, что авторское кино зачастую имеет не самые высокие рейтинги или наоборот неоправданно завышенные. Забавно, что фильмы, заслуживающие высокие рейтинги, например, Треугольник печали или Меню получают рейтинг не выше 7, тогда как довольно средние фильмы набирают хорошие отзывы и рейтинги.
У этого есть объяснение: эти фильмы либо не понимает абсолютное большинство, а поэтому хейтит, либо наоборот излишне восхищаются там, где это неуместно, показывая какие они глубокомысленные.

На мой субъективный взгляд, Платформа из числа последних. Отзывы на него и правда довольно восхищенные, уровня «это потрясающий фильм с глубоким смыслом».

У меня же сложилось ощущение, что сценарий Платформы писали в перерывах между сиестами.
До сиесты начали придумывать интересный сюжетный поворот, а после сиесты забыли, с чего начали.

Ну что ж, не будем голословно поливать фильм. Предлагаю его немного поковырять.

Капиталистический мир между раем и адом

Режиссер Гастелло-Уррутия похож на максимально разочарованного в этом мире человека. И ощущение, что второго шанса этот мир не заслуживает.
Он изображает человеческую жизнь, как
капиталистический небоскреб между раем и адом.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Я говорю капиталистический небоскреб, потому что уж больно похожа эта Дыра, выраженная в цветокоррекции в серых тонах, на любой офисный бизнес-центр в крупном мегаполисе.

Как будто это символизирует взрослого человека, который добровольно отдал свою жизнь во власть серым будням, чтобы заработать на кусок хлеба, и который забыл о простом счастье, которое он испытывал, когда был ребенком.
Все детские мечты он загнал глубоко-глубоко внутрь, а точнее вниз, поближе к аду.
Ведь на мечте или на любимом деле далеко не уедешь.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Собственно события и отношения в небоскребе показывает жизнь людей в капиталистическом мире.
Здесь нещадно эскплуатируют рабочий планктон, делая их жизнь невыносимой. В этом мире люди перемещаются по карьерной лестнице и готовы сожрать друг друга за место под солнцем, а как только становятся чуть повыше, то вкушают плоды власти.
В то время как менеджеры среднего звена ненавидят и тех, кто выше их и угнетают тех, кто под ними.

Как фундамент сюжета эта логика выглядит красиво. Но рассматривая персонажей более детально и находя смыслы, шаткие ответы рождают только новые вопросы. Таким образом, на интересном фундаменте используются сомнительные материалы, и из-за этого сюжетные линии не выглядят стройными и логичными.
Именно из-за этого я и придираюсь к этому фильму.

Рассматриваем материалы

Материалы в данном случае это персонажи и их мотивы.
Почему их затягивает в этот мир, что ими движет?

Капиталистический мир - это стабильность

Наш главный герой Горенг говорит: Я тут добровольно, потому что хотел книгу почитать и бросить курить.
Он и собеседование даже прошел, сюда просто так не попадешь!

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Книга как символ знания, то есть люди идут на работу в офис, чтобы получить какой-то опыт.
Да и курить можно бросить, ведь не надо будет думать о том, кто я по жизни, чем я хочу по-настоящему заниматься, пробовать, ошибаться - это же все такой стресс. А так буду ходить в офис с 9 до 18, деньги получать, какой-то опыт, а после этого еще и сертификат можно получить - запись в трудовой книжке.
Стабильность одним словом.

Пристанище для матерей-одиночек, потерявших надежду

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Здесь у нас Михару, которая хотела стать азиатской Мерлин Монро.
У нее была мечта, цель, которая очевидно разбилась о реальность. В капиталистическом мире только рисует жизнь мечты, но как доходит до дела, то в первую очередь нам нужно деньги зарабатывать.
Здесь также можно приплести расовое неравенство, как тяжело прибиваться не белым, весь раз она не белая, то она не может стать Мерелин Монро. Но по секрету, никто не может стать второй Мерелин Монро. Это не вопрос того:
«А почему это Русалочка белая? А Гермиона почему? А Мерлин Монро поднялась только потому, что она белая!».

Тут можно выстроить логическую цепочку, что мечты Михару разбились о материнство и теперь ей нужно думать, как прокормить ребенка.

В капиталистическом мире матери-одиночки фигачат на максималках и являются самыми остервенелыми работниками, которые всех сметут на своем пути, лишь бы обеспечить жизнь для своего ребенка. Будут выполнять любую работу, лишь бы не быть уволенными. Собственно она агрессивная до неадеквата, но ради ребенка.

Подняться на верхушку всей этой гнилой системы, чтобы не быть в ее власти

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Это наш афроамериканский Бахарат, который за счет других пытается пробраться на самый верх.
Было бы забавно, если бы ему помогали, потому что так толерантно. Ну да ладно, опустим чувство юмора.
Но наверху ему только делают вид, что готовы помочь, а в самый ответственный момент, когда он думает, что уже поднялся, ему поднасирают. Да так, что он чуть на самое дно не улетел.
Как говорится:
У генерала свой сын есть.

Бахарат думает, что он выйдет из всей этой системы только если будет всем этим управлять с самого верха. Но все это лишь несбыточная американская мечта, которая гласит, что любой, даже с самого низа может стать начальником. Но по факту все оказывается несколько иначе.

И похоже вот тут в прописывании персонажей случилась сиеста. Что-то пошло не так - слом структуры.

Теперь мы вспоминаем Тримагаси, престарелого потребителя с интересами уровня телемагазина: купи волшебную соковыжималку прямо сейчас и получишь картофелерезку в подарок. Он стандартный потребитель продукции, которую производят корпорации, он совершает убийство, выбросив телевизор из окна.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

По факту он уже часть этой капиталистической системы, но скорее со стороны потребителя. То есть небоскреб - это не просто капиталистическая система, а производственная ее часть.
Так почему Тримагаси оказывается в этом небоскребе, если его место в тюрьме? После убийства в офис не сажают.


И все трактовки, которые мне приходили в голову кажутся притянутыми за уши. И наиболее логичная, что весь этот капиталистический «рай» больше смахивает на тюрьму, собственно поэтому его туда и поместили. Может быть, все эти покупки в телемагазине завели его в кредиты: стариков же любят разводить на всякий хлам в кредит, и он вынужден «отсиживать дополнительный офисный срок», чтобы погасить годовой кредит.
То есть причина
Выплата долгов.
Но все равно сомнительно это выглядит. Здесь можно было не убийство ему приписывать, а заключение какого-то договора, из-за которого он должен быть в Дыре. Это даже логично звучало бы как долговая яма/дыра.

И наконец Имогири. Тут вообще странно.
Те, кто проиграл в борьбе с раком не идут поработать в офис. Здесь логичней сценарий
"Пока не сыграл в ящик", чем потусить где-то внизу. Хотя это может быть заглаживание грехов перед смертью, но тоже довольно сомнительный мотив, если она думала, что система нормально работает.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Честно говоря, в сюжете все это не клеится в какую-то логичную картинку, и можно было бы дать персонажам классические цели офисного планктона. А то выглядит это как детский ребус: угадай, какая фигура в этой последовательности лишняя.
Да и конечно, в реальной жизни социальный лифт так не работает.
Только если каждое перемещение по этажам - это не аллегория на реинкарнацию.
В общем каждый ответ рождает кучу новых вопросов и не дает ключей для решения.

Инверсия рая и ада

Интересно, что небоскреб считает этажи не привычным для нас образом. Ну то есть мы же знаем, что нулевой этаж - это зачастую парковка или подвал, и отсчет идет от первого этажа и дальше вверх.

Здесь нулевой этаж - это «администрация», можно предположить, что бога.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

В системе счисления майя нулем они также обозначали и бесконечность как начало или причину, с чего все началось. А началось все с бога.
Собственно поэтому 0 стал самым верхнем этажом, а самый нижний этаж 333 - сами понимаете. Умножая 333 этажей на 2 человека на каждом (как предполагалось изначально) выйдет наша дьявольская 666.

Капиталисты считают, что Бог близок к тем, кому он помогает зарабатывать деньги, то есть если ты богат, значит так угодно Богу, ты под Богом ходишь. Не просто же так на долларовой купюре они отсылаются к Богу: «In God We Trust» - смысл которого «Мы полагаемся на Бога» или «Бог с нами». С нами и долларами, которые нам посланы очевидно.

Такая капиталистическая логика, и никак с ней не поспоришь в картине режиссера Гастеллу-Уррутия.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Собственно, поскольку нулевой этаж поменян местами с 333 можно трактовать это как лживая подмена понятий, и что называют раем на самом деле таковым не является. Напротив, это целый стол искушений, которым подвергаются люди.

И теперь инверсия наоборот: а что если это не искушения?

При входе на интервью спрашивали: Какое ваше любимое блюдо?

Подозреваю, что каждый должен был найти на этом столе только свое любимое блюдо и им и питаться. Все это как аллегория того, что в жизни нам следует выбирать то, что мы любим, а не хвататься за все подряд в желании насытиться по-полной, забрав и свое, и чужое.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Тут можно сказать: Да как так, там же был торт на полстола?
Ну давайте представим, как много людей сказали, что их любимое блюдо - торт?
И за такой короткий промежуток времени весь торт ты никак не съешь, как и не заработаешь все деньги мира и не получишь единоличную славу - просто нужно взять именно свой кусок.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Главный герой Горенга сказал, что любит улиток. Но в итоге, сам стал улиткой.
Как аллегория на то, что люди зачастую ассоциирует себя со своей деятельностью и становятся расходным материалом для этого дела, а не вписывают свое любимое дело в жизнь.
По итогу любимое дело управляет человеком, а не человек любимым делом.

И снова библейские отсылки

Иногда эти отсылки выглядят в фильмах реально круто. Но иногда это выглядит как отсылки ради отсылок.

Главный герой Горенг наш мессия-каннибал, который борется с ветряными мельницами. Иисус говорил: Ешьте тело мое и пейте кровь мою. Ученики ели и пили, чтобы Иисус стал частью их самих.
Но никак не наоборот.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Ну то есть можно ли сказать, что он по-настоящему мессия или хотя бы проповедник, как пытаются возложить на него роль его же галлюцинации или глас божий?

В таком контексте Имогири больше мессия, она пыталась договориться с "Дормаму", в то время как Горенг просто ел. Горенг даже не попытался ничего сделать, когда жил с Тримагаси, просто тот ему сказал "Ни с кем не разговаривай" - ну это же очевидно. В конце концов "мессия" убедил нижний этаж тем, что предложил решить вопрос дерьмом.
Даже учитель Бахарата больше проповедник, чем Горенг.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Иисус был настоящим оратором и вряд ли простой плотник вдруг стал лидером мнений. Судя по евангелиям он был потомком царя Соломона, что более логично. Тут же наш мессия Горенг, который попал на близкий к богу 6 этаж, обрел просветление и решил спуститься с оружием на самое дно.
Как-то это все не про любовь. И уж точно не про искупление чужих грехов. В итоге, он никого не переубедил, скольких он ударил палкой по голове?
В общем сомнительный мессия.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

И если он не олицетворение второго пришествия, то наш взор переходит на девочку.

Имогири говорит, что Михару пришла в эту дыру одна, без ребенка. И что они очень тщательно следят за тем, чтобы детей там не было. Это недопустимо.
Можно ли говорить в таком случае, что Михару родила девочку в этой Дыре? И можно пофантазировать что-то вроде про непорочное зачатие, она же без мужа там была.
Вопрос десятый, что она могла забеременеть от любого своего "сокамерника", но разве в Библии такие вопросы задают?
Здесь все точно непорочно.
Кстати, Михара же приходила к Горенгу во сне и занималась с ним любовью, тоже можно расценивать как отсылку.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Каждый месяц Михару спускалась к своей дочери, то есть она точно знала, что дочь где-то внизу, а не наверху. Вероятно, она ее прятала на самом нижнем этаже, собственно поэтому девочка пряталась под кроватью. То есть она могла быть 667 человеком на 333м этаже.
Вот вам настоящее второе пришествие.
Пришествие девочки мессии.

Тут же снова и снова, и снова нам во всех фильмах сигналят именно о раскрытии женщины, о пробуждении женщины, об открытии секрета о женщине. Возможно, это действительно связано с потомством Иисуса Христа, которого якобы не было. Возможно, это изменение мира из-за изменения положения женщины в обществе.
Ведь мессия - это потомок царя Давида, духовный лидер, возможно здесь кроется истина.
Это все теории разного конспирологического калибра. Но кто знает, что хотят в итоге этим донести?

В чем смысл финала?

Изначально, Горенг и Бахарат хотели отправить послание в виде панакоты как символ того, что люди возвращают материальные ценности обратно, что они готовы к тому, чтобы перестроить это общество.
Но пройдя через все этажи и столкнувшись с большим количеством агрессии, злобы, ненависти - готовы ли сами люди?

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

Судя по всему сами они не готовы.

Людям всегда нужен лидер. И девочка - это послание, что люди сами не вывозят, но они чертовски устали от власти материальных ценностей, борьбы за ресурсы. Их духовное состояние на очень низком уровне, а бороться крайне тяжело.

Девочка как символ невинности, неиспорченности материальными убеждениями. Символ готовности людей принять нового лидера, новые ценности, отказаться от борьбы за ресурсы и идти в состояние духовного развития и мира.

Кадр из фильма Платформа
Кадр из фильма Платформа

В таком случае, если эта трактовка верна, то именно из этого может вытекать мессия, потомок царя Давида, а значит и потомок Христа. И скрытая тайна о существовании такого потомства.

Не буду говорить, что это истинно верная трактовка, поскольку фильм дает больше вопросов, чем ответов. И в конце концов оставляет нас с кучей незавершенных и не всегда логичных линий.
Однако, имеем то, что имеем.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает развивать мой блог!)