Рукопись С.А. Авижанской о башкирской свадьбе
Записано в 1956 г. в д. Маржамгулово Ариевского с/с Дуванского района, Баш. АССР от Мухаметьяновой Танзили, 25 лет, фельдшера.
Когда жених и невеста дадут друг-другу согласие на брак, один из ближайших родственников жениха (брат или отец) договаривается с родными невесты о времени, когда можно приехать за невестой. С этого времени начинается подготовка как со стороны жениха, так и со стороны невесты и ее родственников. В назначенное время семья жениха берет в колхозе 5–8 подвод с лучшими лошадьми. На дуги накручивают красные полотенца, в сани кладут красные подушки и одеяла, к дугам привязывают колокольчики.
В первую подводу садится нарядно одетый жених со своими родителями. Он сам правит лошадьми и командует всем свадебным поездом.
Следующие подводы занимают по степени родства: родной брат жениха с женой или близкой родственницей; затем двоюродный брат с женщиной и т.д. Детишек, если не с кем оставить дома, также берут с собою. Под звуки гармоники, при всеобщем веселье поезд пускается в дорогу.
Примерно на полдороге свадебный поезд встречают 5–6 всадников. В гривы лошадей, к седлам привязаны красные ленты. Это ближайшие родственники невесты. Они встречают процессию жениха угощением. Затем все продолжают путь и с шумом врываются в деревню невесты, где их уже поджидают родственники невесты и разбирают по домам по заранее намеченному плану. Обычно в дом невесты отправляются только жених, его родители и брат. Остальные гости распределяются в соответствии со степенью родства к жениху и невесте.
В каждом доме уже приготовлено угощение (гусь, баранина, баурсак и т.д.). Позднее все гости собираются в доме родителей невесты, где для них накрыты столы (медовка, закуски, гуси и т.д.). Жених с невестой сидят у двери, до матицы, на почетном месте - отец и мать жениха, справа от них родственники жениха по степени родства, слева — невесты, а в конце стола все остальные гости. В числе почетных гостей обязательно председатель колхоза, председатель сельсовета, учителя и другие представители местной интеллигенции.
Начинается раздача подарков. На большом подносе выносят подарки, которые приготовила невеста для родственников жениха. Для жениха приготовлены: рубаха и штаны, кисет, платок, носки, рукавицы (или перчатки). Отцу жениха: рубаху и полотенце; матери — рубаху и платок; остальным близким родственникам рубахи, а более далеким — платки, кисеты. Получившие подарки на тот же поднос кидают деньги (обычно от 3-х до 20-ти рублей, а отец и мать жениха — до 100 р.).
Отец или дядя жениха произносят речь, поздравляя молодых и желая им счастья. Вслед за ними выступают несколько родственников невесты. Пир сопровождается пением, весельем и шутками. Родственников жениха заставляют петь, танцевать. Отличившихся награждают 1 рублем.
На ночлег каждый возвращается в тот дом, куда его пригласили сразу. Утром в каждом доме топят баню, гости парятся, а затем по очереди начинают переходить из одного дома в другой. Угощения у родни невесты продолжаются 3 дня.
На третий день все снова собираются в доме невесты на проводы и плач («сеңләү»). Плакальщицы-старухи (реже молодые) — родственницы невесты, приходят все подруги невесты. Содержание плачей направлено против жениха (с одной стороны), на оплакивание невесты (с другой). И, наконец, имеются плачи юмористического содержания.
Образцы плачей:
Звеня, звеня точит косу,
Не устают ли локти?
Со звоном (в смысле легко, не жалея нас) увез ее.
Неужели не разрывается от горя ее сердечко?
У моей дойной коровы
Вымя подобно горшку.
У стоящего рядом жениха
И рот, и нос подобны горшку.
Тем временем готовят подводы, на которых поедут провожать невесту, жениха и его родных. До 12 подвод украшают полотенцами и полученными подарками, накручивая их также на дуги. На подводы ближайших родственников грузят приданое невесты: утварь, сундуки с одеждой. На проводы собирается вся деревня.
Поезд медленно выезжает из деревни: впереди жених, затем мать и брат невесты, сама невеста, ее дядя, т.е. его будущие гости. (Отец невесты остается дома). Дальше следуют брат жениха, а затем подводы его будущих гостей и т.д.
На выезде из деревни дорогу поезду преграждают парни — бывшие кавалеры невесты и их друзья, все верхами. Они вступают в драку с уводящими невесту, сдергивают с жениха шапку и требуют выкупа.
Во время пути угощения продолжаются. До полдороги угощают всех еще родственники жениха, а на полдороге поезд уже встречают родственники жениха со своим угощением.
При въезде в деревню жениха обоз встречают парни этой деревни, верхами и пешие, и стараются на скаку поймать лошадей невестиной родни и сорвать все накрученные на дугу украшения, особенно полотенца в свою пользу. Т.к. действуют по заранее намеченному плану, то обычно это удается.
В доме жениха, между тем, идут приготовления: ставят столы, готовят угощения. Помогают все — и свои, и чужие; делают уборку, моют полы, приносят и расставляют посуду, накрывают столы. Такие приготовления идут также в домах всех родственников жениха. Обычно все бывает готово за 3–4 часа до появления гостей. Мальчишки всей деревни сидят на деревьях, чтобы вовремя заметить и оповестить о приближении свадебного поезда.
Как только подвода с невестою приближается к дому жениха, раздаются два выстрела из ружья, все шумно приветствуют невесту и стараются ее рассмотреть. Выстрелы производятся с целью испугать шайтана. Стрелявшему невеста дарит полотенце или платок (кисет).
Навстречу невесте выходят «морондоҡ инәй» (названная мать, приглашаемая обычно родителями жениха из числа близких родственниц. Ее муж становится «морондоҡ атай», т.е. названным отцом невесты и ее мужа).
Когда останавливается подвода, морондоҡ инәй подносит невесте в ложечке сливочное масло и кормит ее (символ того, что она становится ее матерью). Морондоҡ инәй кладет на землю подушку, на которую невеста ступает, сходя с саней. Жених идет в дом, вслед за ним, крепко держась за него, идет невеста. (Подушку морондоҡ инәй несет за него).
Войдя в дом, невеста остается на кухне (ҡашыяҡ) стоя. Мать жениха говорит ей: «Садись, невеста, одна корова» или «Садись, невеста, одна овца», что означает, что невесте в подарок свекровь дает одну корову или овцу. Невеста садится здесь же.
Мать невесты из вещей, принадлежащих невесте, дарит морондоҡ инәй передник. Жених с крыльца раздает детям и взрослым подарки: рассыпает деньги «ығырмау» (шнурочки с кисточками, которые невеста заранее приготавливает в большом количестве — штук до 200, собирая для этого на өмә своих подруг, а также «йыртыш» (лоскутки).
Мать невесты от ее имени также раздает подарки: передники, платки, кисеты и т.д. тем родственникам, которые не были в деревне невесты (особенно детям морондоҡ инәй).
В доме жениха идет пир. Невеста же после раздачи подарков в сопровождении морондоҡ инәй отправляется за водой. Названная мать несет пустое ведро, вслед за ней идут две женщины и ребятишки деревни. Этот обряд называется «һыу башлатыу» , т.е. ознакомление невесты с дорогой к воде. Подойдя к источнику, невеста бросает в него монетку, перемешивает воду, умывается, зачерпывает ведро с помощью названной матери, которая сама же и несет воду и только перед самым домом отдает его невесте.
Вернувшись с водою, невеста начинает хозяйничать, помогает угощать гостей, но сама к ним не выходит. Весь пир происходит без нее.
Пир у жениха и его родственников продолжается 3–5 дней. (Как говорят, «Гости стараются взять свое»). Приглашенные живут и пируют в тех домах, где это было намечено. Им публично подносят подарки. После 3–4 дней «гостевания» снова все собираются в доме жениха и после угощения выезжают в обратный путь.
Дуги лошадей украшают полученными подарками. Женихова родня провожает их до полдороги, угощая за свой счет. На полдороге прощаются и расстаются.
Свадьба в том и другом доме происходит по установленному порядку. Заранее назначаются специальные распорядители — 2–3 человека; обычно это мужчины средних лет. Они следят за порядком на свадьбе и за поведением присутствующих.
Спустя некоторое время после свадьбы, родители невесты приглашают к себе дочь и ее мужа, т.к. считается, что невеста соскучилась по своим родителям. Молодые гостят у родителей 7–10 дней. Уезжая, они приглашают к себе родителей невесты, главным образом отца, чтобы он посмотрел дом, где теперь живет его дочь. Это называется «йорт күрергә» («знакомство с домом»).
Если жених является единственным сыном, то новобрачные остаются с родителями до их смерти.