Найти тему

Опять мемы свои смотрит! Что такое мемы и почему это важный культурный феномен?

Оглавление

Подростки постоянно смотрят и обсуждают мемы. Наверное, даже старую поговорку уже можно переформулировать: покажи мне свой любимый мем, и я скажу, кто ты. Разбираемся, откуда берутся мемы и почему они становятся популярными, кто, зачем и где их изучает, почему о мемах говорят как о феномене массовой культуры и правда ли, что есть отдельная наука о мемах.

Что такое мемы

Если давать общее определение мемам, то это ироническая, спонтанно приобретающая популярность в интернете информация любого формата (шаблонная фраза, картинка, видео). Слово «мем» вошло в употребление в середине 2000-х годов. Характеристики интернет-мемов как феномена массовой культуры: спонтанность, ситуативность, узнаваемость, коллективность и возможность менять содержание мема, наполняя его всё новыми и новыми смыслами.

‍Распространение и всеобъятность мемов — процессы, идущие параллельно с развитием интернета. Социальные сети сильно изменили способы и форматы коммуникации: общение стало быстрее и доступнее — появились форумы и блоги, мессенджеры и личные странички, мгновенный обмен информацией любого формата, комментарии и чаты как возможность коллективного обсуждения и креатива.‍

Какими были мемы на заре интернета и при чём тут анекдоты

По своей структуре мемы похожи на анекдоты: они заставляют смеяться, у них не определяется авторство, и теми и другими люди делятся для того, чтобы почувствовать общность или чтобы проверить, схожи ли у вас с собеседником юмор и культурный бэкграунд.

‍Но, по данным Google Trends, уже в 2004 году популярность запроса «анекдот» в интернете снижается, а интерес к мемам растёт. Язык мемов больше подходит современным подросткам, так как они предпочитают спонтанный и ситуативный юмор.

‍Анекдоты, по сравнению с вербальными (текстовыми) мемами, гораздо длиннее. Современная молодёжь привыкла воспринимать информацию в более сжатом виде, быстрее. Анекдоты многим школьникам сейчас кажутся затянутыми, они начинают скучать за время, необходимое для того, чтобы объяснить контекст, а потом подвести всё к тому самому смешному, ради которого всё и затевалось. Мемы гораздо легче для восприятия.

‍На заре интернет-культуры появились картинки в чёрной рамке с саркастическим или иронизирующим текстом — «демотиваторы». У этих первых интернет-мемов был визуально узнаваемый шаблон.

‍Позже появилось огромное количество других шаблонов, которые становятся мемами. Кот, который хочет купить «рыбов», “Are you winning son”, девочка на фоне горящего дома или собачка Чимс — это узнаваемые большой группой людей визуальные коды, на основе которых появляются всё новые и новые шутки.

Форматы мемов

Заблуждением будет думать, что мемы — это только картинки. На самом деле мемами могут быть видеоролики, гифки, слоганы, мелодии. Главное, чтобы информация была узнаваемой, легко распространялась, могла трансформироваться и наделяться новыми смыслами.

‍Сейчас большинство подростков предпочитают видеоконтент, поэтому каждую неделю возникают тысячи новых видеомемов. Вряд ли кто-то пропустил появление супермасштабного мема с танцем Венсдей Аддамс — пользователи разных социальных сетей массово выкладывали видео, на которых в чёрной одежде повторяли танцевальные движения под одну и ту же музыку.

‍Взаимодействие с интернет-мемом помогает человеку подать обществу сигнал: «Ребята, я в курсе всех последних событий, я в вашей команде» — и почувствовать себя частью какого-то сообщества. Танец Венсдей стал одним из самых массовых мемов за последние годы, однако бывают и более «нишевые» мемы, которые появляются в небольшой группе людей.

‍Например, некоторые мемы рождаются из выступлений знаменитостей, из новостных поводов мира музыки, политики, компьютерных игр, фильмов. В таком случае использование мемов может стать даже «кодом доступа» к субкультуре или кругу людей с похожими интересами.

-2

Кто и зачем изучает мемы, или Мем как феномен культуры

Мем также называют «единицей культурной информации». Культура — предмет изучения многих учёных, поэтому, как это ни удивительно, в нескольких университетах уже есть специализированные программы подготовки для желающих изучать интернет-мемы. Например, meme studies можно изучать в Гарварде и Кембридже.

‍Наука, изучающая мемы, называется «меметика». Она связана с социологией, антропологией, социальной психологией, с изучением массовых медийных средств.

‍По характеру юмора отдельного человека или группы людей можно понять очень многое. Поэтому юмор и мемы активно изучаются учёными, которые хотят узнать больше об обществе и человеке.

Больше интересных статей читайте в журнале «Сила Лиса» от «Фоксфорда».

-3

Юмор
2,91 млн интересуются