Я, по его словам, должна извиниться перед той бабой и всей компанией, тогда он меня простит, но это неприемлемо. Я считаю, что это он должен извиниться и больше не встречаться с компанией, которая на него так дурно влияет.
Из рабочего процесса:
Когда-то давно, еще будучи студентом, мой муж увлекался психологией, хотя его специальность с ней практически не связана. Он ходил на какие-то тренинги, у них из любителей таких тренингов даже сложилась своя тусовка-компания: ходили на пикнички, в гости друг к другу, на какие-то массовые праздники типа дня города собирались вместе. Я познакомилась с мужем, на излете этого периода его жизни, когда народ уже вузы свои позаканчивал, тренинги перестали увлекать и интересовать – компания тогда уже почти распалась. Это было шесть лет назад.
Недавно какая-то девица из этой компании вернулась в родной город и решила собрать всех, до кого сможет дотянуться. Муж мне об этом рассказал, был такой довольный, воодушевленный, спросил меня: ты хочешь пойти со мной? Я подумала, а почему бы и не сходить, лучше буду знать мужа, увижу его с незнакомой мне стороны.
Я согласилась пойти в клуб на посиделки «психологической» компании мужа. Там была какая-то девица, все время норовившая сесть рядом с мужем, о чем-то с ним поговорить, настырная такая, мне она сразу не понравилась. Когда я вышла покурить, она присоединилась ко мне и начала на правах старшей пристраиваться сверху: «…я вижу, что тебе неуютно в нашей компании психологически проработанных людей. Ты зажата, мужу за тебя часто неловко. И не надо меня бояться, я не уведу твоего мужа, все, что у нас могло быть, уже было». Я что-то так рассердилась на нее и ответила, что, если я ее испугаюсь на самом деле, разговаривать не буду, сверну башку и скажу, что так и было. Развернулась, и не докурив, ушла. Мужу сказала, что голова заболела, вызвала такси и уехала домой.
Муж вернулся домой и закатил мне скандал: что я его выставила в дурацком свете перед людьми, которых он уважает. Он не ожидал, что я способна физическую агрессию. Я рассказала, как все было, но он мне не поверил. Мы разругались в дым. Ни разу у нас такого не было за три года нашего брака. Он сказал, что не знает тетку, в которую я превратилась, я ответила, что не ожидала от любимого такой легковерности первой встречной кошелке, а не любимой женщине. Я, по его словам, должна извиниться перед той бабой и всей компанией, тогда он меня простит, но это неприемлемо. Я считаю, что это он должен извиниться и больше не встречаться с компанией, которая на него так дурно влияет. Так каждый стоит на своем и уже два дня не разговариваем. Как помириться, не знаю. Извиняться не буду, не предлагайте.
Прежде чем говорить непосредственно о сложившейся ситуации, предлагаю пару комментариев, которые стоит учитывать при анализе происходящего.
1. Времяпрепровождение в психологической тусовке (среди людей, проходящих тренинги в большом количестве и читающих психологическую литературу) не равно психологической проработанности. Скорее наоборот такие занятия способствуют развитию психологического фельдшеризма. Человеку, соприкоснувшемуся с психологией, начинает казаться, что он понял абсолютно все и про всех – так студент-психолог первого-второго курса обычно совершенно не стесняется раздавать диагнозы всем, кого видит, даже издалека. К окончанию обучения обычно приходит понимание, как много специалист еще не знает, и насколько нужно быть аккуратнее с интерпретациями и рекомендациями, особенно если к твоему мнению прислушиваются. Это не только и не столько про власть, сколько про ответственность за свое слово.
2. Для человека, не достигшего 30, шесть лет – это огромный срок. Человек за это время может измениться радикально, стать носителем совершенно другого мировоззрения.
Ваш муж на вечер погрузился во времена своей юности, вспомнил людей, с которыми в свое время получил много интересных и ярких впечатлений. Много чего, видимо, в нем всколыхнула эта встреча. Он на какое-то время ощутил себя тем юным молодым человеком, каким был тогда, почувствовали себя частью той компании, в которой когда-то жил и общался. Поэтому в сложившихся обстоятельствах повел себя скорее не как Ваш супруг, а как парень из студенческой компании, в которой кто-то обидел одну из девушек. Не просто одну из девушек, а ту, с которой, судя по ее намекам, были какие-то особые отношения. На фоне всего этого муж принял ее сторону, а не Вашу. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что она первая ему пожаловалась. А Вы были отстранены, отпустили его купаться в воспоминаниях и эмоциях.
В ходе разговора по горячим следам Вы оба проявили эмоции, поэтому не смогли услышать друг друга. К разговору стоит вернуться, когда эмоции улягутся. Форму разговора тоже имеет смысл обдумать: это может быть спокойный разговор, может быть письмо, где Вы изложите свое видение того, что произошло и что Вы планируете делать дальше.
Извиняться имеет смысл тогда, когда Вы испытываете вину. Нет чувства вины – нет извинений.
Говорить или писать стоит о фактах: о том, что видели Ваши глаза и слышали уши. Первое, второе, третье. Вы, она.
Когда она начала оценивать Ваше поведение, Вы испытали сначала чувство незащищенности и уязвимости, а потом гнев. На волне гнева Вы и защитили себя. Вы чувствовали, что она наседает на Вас, сбросить ее можно было только резким высказыванием. Вы не видели другого выхода тогда, как не видите его и сейчас по прошествии времени. И Вам неприятно, что муж принял в конфликте чужую сторону, не стал слушать свою жену, близкого человека. Вам хочется, чтобы такая ситуация больше не повторялась, именно для этого Вы сейчас в таких деталях и подробностях обсуждаете произошедшее, чтобы понять, что именно произошло и почему. Вы хотите мира и спокойствия в своей семье.
Написав письмо или пригласив на разговор, Вы проявите инициативу, после которой мяч будет на стороне мужа. Он может пойти Вам на встречу, тогда примирение состоится легко и быстро. Либо не пойти – это будет другой сценарий. Он потребует качественно иных усилий по достижению примирению.