Люстры были собраны впервые с момента поступления в фонды и будут представлены на выставке уже в апреле 2023 года
В усадьбе Кусково завершилась сборка и реставрация трёх люстр – произведений венецианских мастеров конца XIX-начала ХХ века. На протяжении почти ста лет, с момента их поступления в музей, они хранились в разобранном виде и впервые будут представлены на выставке «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX вв.», которая откроется в павильоне Эрмитаж в апреле 2023 года. Монтаж, очистку и частичное восполнение утраченных элементов осуществили реставраторы фирмы «Аригарес».
Люстры поступили в музей в советское время. Первая – в 1935 году, когда в музей была передана коллекция стекла из Политехнического музея. Две другие – в апреле 1941 года из Центрального Бюро по обслуживанию иностранцев в Москве (Бюробин). В задачи этого органа входило размещение иностранных посольств в Москве, обеспечение их мебелью, инвентарем и продовольствием, что было сложной задачей в условиях недавно образованного Советского государства. Поэтому представителей дипломатических миссий размещали в особняках, большинство из которых до сих пор используются посольствами. Вполне вероятно, что обе люстры ранее могли украшать интерьеры богатых московских домов.
Во всех трех люстрах использованы типичные для венецианского стеклоделия формы и детали в виде разнообразных листьев и цветов. Как правило, эти элементы собираются в конструкцию, напоминающую многоярусный букет. Похожие люстры можно встретить в итальянских палаццо, немецких замках и французских дворцах.
Особое место занимает люстра с цветами, листьями и гиппокампами – мифическими существами, представляющими собой морских коней с рыбьими хвостами. В отличие от двух других, более традиционных по своему исполнению, эту люстру выделяет авторский стиль. Она выполнена фирмой «Testolini Venezia», которая существует со второй половины XIX века и известна своей продукцией во всем мире.
Венецианское стекло
Венецианское стекло как отдельная категория, понятие и даже бренд существует уже более тысячи лет. Первые мастерские появились в Венеции еще в XII веке. Приглашенные мастера из Византии и местные ремесленники, которые до этого уже работали с простыми формами стекла, изготавливали в них смальты для мозаик Собора святого Марка. С XII по XIV век в Венеции складывается собственный тип стекла, расцвет которого приходятся на XV и XVI века.
Венецианцы объединяют античное наследие, традиции Византии и дополняют их своим пониманием и видением цвета и декора. Их произведения отличаются особой утонченностью, изящностью, пластичностью, прозрачностью и легкостью, что изначально обусловлено свойствами и качеством сырья. В Венеции использовали кварцевый песок из реки По или привезенный из Истрии, добывали соду для варки стекла из золы водорослей и прибрежных растений. Такое «содовое» стекло было мягким, чистым, легко плавилось, что давало безграничную свободу для творчества.
О высочайшем уровне ремесла венецианских стеклоделов слагали легенды. Считалось, что они алхимики, колдуны, которые чуть ли не под страхом смерти хранят свое тайное знание, и именно поэтому живут отдельно, на острове Мурано. Отчасти, это не просто миф. Под предлогом защиты города от пожаров и, конечно, чтобы сберечь секреты мастерства, в конце XIII века все стеклодувные мастерские из Венеции были переведены на остров Мурано, расположенный в Венецианской лагуне. Поэтому венецианское стекло и сегодня называют муранским.
Тогда же складывается монополия Венецианской республики на торговлю стеклом, которое сравнивалось с драгоценными камнями. Из стекла в Венеции делали предметы различных форм и назначений: посуда, декор для дома, утварь для церкви, предметы женского обихода и, конечно, осветительные приборы. Приобрести их могли только знатные и богатые люди.
Однако в XVII веке вкусы в Европе стали меняться вместе с эпохой барокко, и утонченные изделия с острова Мурано становятся все менее популярными. К середине XVIII столетия в производстве венецианского стекла наступает период упадка, многие технологии утрачиваются. Лишь спустя век традиции возрождаются благодаря аббату Винченцо Дзанетти, основавшему на острове Мурано Музей стекла и Школу рисунка для мастеров-стеклоделов, мэру острова Антонио Коллеони и адвокату Антонио Сальвиати, открывшему стекольный завод «Сальвиати и Ко». Именно к этому периоду возрождения можно отнести люстры, отреставрированные к новой выставке «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX вв.»
Помимо люстр, на нашей новой выставке вы сможете познакомиться с другими уникальными формами, видами и техниками венецианского стекла, а также различными этапами развития этого уникального художественного явления.
Напомним, что Музей керамики в Кускове обладает одной из лучших в стране и самой большой в Москве коллекцией венецианского стекла. С частью предметов из этой коллекции вы можете ознакомиться на выставках «Страницы истории» и в нашей онлайн коллекции уже сегодня.