Каждый, кто хоть раз шёл на опережение или на обгон грузовика, наверняка обращал внимание, что выхлоп у них почему-то слева сбоку. И это создаёт определённые трудности особенно зимой, когда вы пытаетесь объехать едущий впереди самосвал или фуру, а у неё с левой стороны идёт такой дымище, что вообще ничего не видно.
Давайте разберёмся, почему у большинства грузовиков выхлоп именно сбоку слева, а не сзади, как у автобусов?
Итак, начнём с того, что у современных иностранных грузовиков с дизельными двигателями выхлопные трубы обычно выводятся вверх. Это делается как раз для того, чтобы дым от выхлопа не мешал другим участникам дорожного движения.
По этой же причине выхлопные трубы направлены именно вверх у сельхозтехники, например у тракторов и комбайнов. Ведь никому не нужен урожай с привкусом жжёной соляры.
Не являются исключением и ж/д тепловозы, у которых выхлоп тоже направлен вверх, чтобы дым не причинял неудобства пассажирам в вагонах, а также встречным поездам.
Но почему-то у отечественных грузовиков, как с бензиновым, так и с дизельным двигателями, начиная с советских времён и по сей день, выхлопные трубы выводятся непременно вбок с левой стороны.
Объясняется это довольно просто: справа обычно есть тротуары и пешеходы, а также остановки общественного транспорта с детьми и пожилыми людьми. Так вот, чтобы не обдавать их выхлопными газами, было решено выводить выхлопные трубы на левую сторону, причиняя тем самым неудобства водителям левой полосы.
Это объяснение действительно звучит логично, и подавляющее большинство экспертов из автомобильного сообщества именно так полагают.
Однако если мы посмотрим на этот вопрос с левосторонним размещением выхлопа грузовиков с другого угла, то возникает ещё один вопрос: а почему не сзади, как у автобусов?
Ну что ж, чтобы ответить на этот вопрос, пришлось консультироваться уже с военными экспертами. И как удалось выяснить, на отечественных грузовиках выхлопные трубы не выводятся назад, потому что в России важно, чтобы грузовик мог двигаться в колонне.
Так например, если колонна грузовиков следует на небольшой скорости с незначительной дистанцией между единицами, то эти выхлопные газы будут слепить идущий сзади грузовик. И чтобы такого не было, приходится выводить выхлоп именно вбок.
Что же касается выведения назад выхлопных труб автобусов, как городских, так и пригородных, и междугородних, то не предполагается их перемещение в составе колонны с небольшой дистанцией между единицами.
Колонны с автобусами как правило не ходят по пересечённой местности, они идут по трассам и на высоких скоростях. Дистанция между единицами приличная, так что выхлопные газы успевают рассеяться. Потому и выводят выхлоп автобусов именно назад, а не вбок.
Однако есть случаи, когда у автобусов выхлоп выводился наверх, как раз, чтобы он никому не мешал. Однако это скорее исключение, а не правило.