«Тот, кто живет, видит много.
Тот, кто путешествует, видит больше»
Арабская пословица
В этот раз мы, члены клуба «Странник» Минского моторного завода, решили отправиться в самую настоящую подземную крепость. По размерам и строению она чем-то напоминает гродненские форты первой мировой войны и является уникальным и практически единственным подобным сооружением. Но об этом немного позже.
Подготовка - это основа хорошего похода. Нужно разобраться с логистикой переездов, составить меню, подготовить снаряжение и распределить обязанности. Когда все было рассчитано, мы отправились за билетами.
И вот ночной поезд мчит нас до станции Калинковичи. В буфете местного вокзала мы разжились кипятком и устроили небольшой завтрак. Через три часа большая синяя электричка привезла нас на станцию Мышанка. (Фото 2)
От станции наш путь лежал в деревню Беседки. Это небольшая, аккуратная и почему-то почти заброшенная деревня. На окраине стоит обелиск погибшим во время ее освобождения солдатам.
Мемориалов в деревне должно быть два, но второй куда-то перенесли и от него остался только постамент.
Из Беседок мы отправились по дороге в северном направлении к доту 263. Он входил в состав 65 укрепрайона, батальонного района Н. Трехамбразурный пулеметный дот для фронтального и флангового огня сохранился довольно хорошо. Рядом с одной из амбразур видны пулевые отверстия. Вокруг вырыты неглубокие окопы и установлено проволочное заграждение. То тут, то там являются гильзы от холостых патронов. Здесь проходят реконструкции.
Наш дот попал под модернизацию середины 30-х годов. Со стороны бетонированного дворика сделали пристройку предположительно для воздушной фильтрационной установки. Об этом говорят толстые трубы, ведущие внутрь. Примечательно, что в пристройку можно попасть только снаружи. Дот имел класс защиты М1, которая позволяла выдержать одно попадание из 152-миллиметровой пушки или одно попадание гаубицы 203 мм с расстояния 6 км. Для сравнения, главный калибр «Авроры» 130 мм. В начале 30-х годов на полигоне были произведены расчетные обстрелы подобных дотов из гаубиц снарядами 203 мм с расстояния 5-6 километров. Для его уничтожения понадобилось от 100 до 150 снарядов. В теории, он мог держаться несколько суток, до прибытия основных сил.
Внутри довольно чисто, и все максимально демонтировано. Нет ни пулеметных станков, ни системы охлаждения, ни заслонок бойниц. Даже гермодвери и антиштурмовая решетка отсутствуют. Наверное, для безопасности, во время реконструкции. Во внутренней стене небольшая сквозная дыра. Сюда угодил снаряд, через открытую бронедверь. В полу прямоугольная яма, без крышки, около метра глубиной - это гильзозброс. Кто-то заботливо выложил найденные "трофеи" на внутреннюю подошву амбразуры.
Дальше наш путь пролегал вдоль ЛЭП на АПК (артиллерийский полукапонир) 234 Б. Буква "Б" означает, что он был двухэтажный, с несколькими казематами и вспомогательными помещениями. На нижнем ярусе располагались системы жизнеобеспечения и комнаты для сна гарнизона, оборудованные противохимической защитой. Дот был основательно взорван при отступлении. Проходы на нижний ярус завалили рухнувшие крыша и стены. Амбразур с броневыми щитками не сохранилось. Вооружение АПК состояло из двух 76-миллиметровых танковых пушек Л17. Прицельная дальность бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными дальнобойными и шрапнельными снарядами составляла 5200 - 7300 метров. Под амбразурой сохранились гильзоотводы. По ним стреляные гильзы скатывались в бетонный (диамантный) ров. Функции рва с эпохи средневековья мало изменились. Он все также мешал пехоте подойти в плотную к амбразурам и не позволял бетонным осколкам мешать наводке пушки. Судя по изрытому окопами вокруг склону холма, гарнизон АПК составлял около 40 или 60 человек. Сделав несколько фото, мы отправились дальше.
Двигаемся по лесной дороге около двух километров и, наконец, сворачиваем под прямым углом в заросли хмызняка. Метров через 150 просвечивается холм, с торчащими кусками бетона. Это и есть наш самый интересный объект. В документах он значится как «огневая группа 232» или «мина 232». Мина - огневая группа из нескольких ДОТов, соединенных подземными ходами. В состав мины могли входить подземные убежища, казармы, силовые станции и другие сооружения жизнеобеспечения.
«Название «мина» происходит, скорее всего, от фр. mine - подкоп (сначала для обрушения стен крепостей применяли подкопы, впоследствии, с изобретением пороха - подкопы с заложенной взрывчаткой)».
Огневая группа 232 состоит из четырех пулеметных дотов, соединённых между собой потернами.
Для обеспечения электричеством имелся дизель-генератор в отдельном помещении силовой части. Для отдыха гарнизона имелась небольшая казарма с двухъярусными деревянными нарами. В коридоре, рядом с казармой, бетонный колодец, в нем когда-то была колонка для воды. Судя по директрисам амбразур, "Мина 232" могла держать круговую оборону. А с учётом вырытых кругом траншей, установленных минно-взрывных заграждений и нескольких рядов колючки, являлась практически неприступной. Для увеличения плотности огня в 1936 году вышло постановление устанавливать пулемет в смотровых бронеколпаках. Так здесь было или нет, мы вряд ли узнаем, бронеколпака уже давно нет, но лаз, ведущий к нему, довольно просторный.
По занесенной песком лестнице спускаемся в потерну. Доты и силовую подстанцию взорвали то ли наши при отступлении, то ли уже немцы. Кое-где видны трещины на стенах и свисают небольшие сталактиты. В месте, где находилась казарма, безбожно воняет плесенью. Проходим в самое уязвимое место в крепости. Это система воздухозаборника. Она не такая уж и уязвимая. Труба, ведущая наружу, не прямая, а петляет под землёй. В довольно просторный желоб ведёт узкий лаз сантиметров пятьдесят высотой. Судя по выемкам, он закрывался массивной дверью. Так что лить в вентиляционную шахту ГСМ или бросать гранаты было малоэффективным занятием.
На перекрестке трёх потерн находится внутренняя огневая точка. Она полукруглой формы и позволяет простреливать все три коридора. Суммарная длина подземных ходов более 300 метров! Сложно даже представить, сколько бойцов здесь могло пережидать артобстрел. Кто-то заботливо разметил корриды.
Сверху это обычный холм. До подземных коридоров ещё метра три - четыре грунта. "Прокопать" авиацией или артиллерией было бы очень проблематично. Выше уровня земли - только погнутые трубы для радиоантенн и воздухозаборники.
По тропинке выходим на железную дорогу Гомель - Брест и замечаем ещё одну бетонную глыбу. Это был одноамбразурный пулеметный дот «Москит», имевший класс защиты М4. Толщина стены со стороны фронта была около 50 сантиметром, что защищало от пуль, осколков и мелкокалиберной артиллерии. Он строился на тыловых участках укрепрайонов. "Москитов" было два типа. Первый комплектовался одним пулеметом «Максим» и имел для связи простейший коммутатор (номерник) на 10-12 номеров и ручной вентилятор для удаления пороховых газов. Генератора внутри не было, и электричество подводилось по кабелям глубокого залегания, на глубине 3-4 метра. Основной задачей дота - вызвать на себя огонь неприятеля, тем самым обнаружив себя, и замедлить его продвижение. Затем расчет отходил на запасные позиции.
Второй вид был просто обманкой. Это либо простой бетонный многоугольник, либо фронтальная стена, в которой имитировалась амбразура. Наш «Москит» был успешно взорван при отступлении, и бетонная крыша просто рухнула в низ. Примечательно, что бетонный дворик находился под углом 90 или 100 градусов к амбразуре.
Аккуратно идём на некотором расстоянии по тропинке вдоль железной дороги и после моста замечаем ещё один монумент. Это могила неизвестного младшего лейтенанта, погибшего при попытке подорвать мост в 1942 году. Простая, чистая и явно кем-то ухоженная.
На железнодорожную станцию Птичь мы успели как раз к электричке. Наш путь лежал до Калинковичей. Хорошо, что это была последняя остановка: мы просто отключились в электричке, и могли проехать станцию. Ужин нас ожидал в местном буфете. Уже знакомая буфетчица поделилась кипятком, а рисовые хлопья приготовили сами. По пути домой мы долго обсуждали увиденное и делились впечатлениями. Где-то рядом есть ещё одна огневая группа 302 и очень интересный 165 дот, а значит есть хороший повод вернуться сюда ещё раз...
Константин Трусов, председатель турклуба «Странник»
Материал был опубликован в журнале «Здоровый образ жизни» № 2.
Пресс-служба ММЗ
Мы в соцсетях:
#mmz #ммз #путешествие #турклуб #странник #Беларусь #патриотизм