Найти тему
Антон Соколов

Пролетая над Аланьей, или как я учился летать на параплане в Турции

Поехать в Турцию на курсы по парапланеризму было идеей Иры и сначала я отнёсся к ней скептически. Ира уже летала в Геленджике на параплане в тандеме и ей очень понравилось. Я же никогда особо не хотел прыгать с парашютом, или банджи, летать на параплане. Я вообще стараюсь избегать всего, что связано с высотой, полётами, прыжками, падением. Мне спокойнее, когда я твёрдо стою на земле. Но любопытство и Ирины рассказы перевесили все сомнения и мы поехали вместе.

Курс проходил в Турции на побережье Средиземного моря в городе Аланья. Мы прилетели в Анталию за пару дней до начала, чтобы отдохнуть после перелета и погулять по городу. Успели посмотреть старую часть города и съездить к Дюденскому водопаду, который находится недалеко от аэропорта Анталии.

Историческая часть Анталии
Историческая часть Анталии
Нижний Дюденский водопад, впадающий в море
Нижний Дюденский водопад, впадающий в море
Анталия на фоне высоких гор
Анталия на фоне высоких гор

Через пару дней доехали до Аланьи на рейсовом автобусе. Дорога заняла около 4 часов. В этот же день встретились с другими участниками и инструкторами. Познакомились, обсудили план обучения.

Примерный план:

Инструктаж
Техника безопасности
Теоретические занятия
Наземная подготовка
Первый полёт в тандеме с инструктором
Самостоятельные полёты

Обучение проходило на русском языке, большинство участников были из Москвы. Наличие страховки с указанием парапланеризма обязательное условие.

Аланья оказалась очень удачным местом для первого знакомства с парапланом. Парапланеризм здесь популярен, есть соответствующая инфраструктура и сервис. Подготовленные стартовые площадки, трансфер к месту старта, широкие песчаные пляжи для посадки и множество отелей и кафе.

В начале февраля здесь немного туристов, мы нашли простенький отель 3 звезды с завтраком и ужином. Это оказалось удобно, так как голова была занята другим и мы не думали о приготовлении пищи или поиске места, где поесть. А днём мы были на занятиях и обедали поблизости.

Аланья
Аланья

Курс длился 10 дней и каждый из них был насыщен информацией и тренировками. В первый день рассказали про устройства параплана, технику безопасности и начали наземную подготовку. Работа с парапланом на земле - очень важная часть, от которой зависит дальнейший успех на стартовой площадке и на посадке. Наземная практика заключается в подготовке параплана, осмотре строп и крепления подвесной системы, поднятие крыла и удержания его над собой, опускание крыла. Всё это повторяется раз за разом. После первых двух дней в местах прилегания подвесной системы появились синяки.

Наземная подготовка
Наземная подготовка

На второй день у нас начались первые полёты в тандеме с инструктором. Чтобы понять, как параплан ведет себя в воздухе. В целом задача была простая: слушать все указания инструктора и выполнять их. На этом этапе мне было спокойно, так как всё контролировал инструктор. Я надел подвесную систему, инструктор пристегнул меня к своей системе. Основным требованием было - быстро бежать вперед по команде. Бежать нужно вниз по склону, который заканчивается обрывом. Суть в том, что чем быстрее ты бежишь, тем быстрее крыло набирает подъёмную силу и вы взлетаете. А падать в этот обрыв у меня совсем не было желания, поэтому я бежал изо всех сил.

Взлёт прошёл хорошо и уже в воздухе инструктор передал мне клеванты (ручки управления парапланом), чтобы я мог попробовать управлять парапланом. Перед посадкой инструктор взял управление. Первый полёт прошёл хорошо, эмоции очень яркие. Вечером за ужином все обсуждали свои первые полёты и впечатления.

-7

Настало время для первых самостоятельных полётов. Мы доехали на микроавтобусе на стартовую площадку и начали готовиться. Первыми были те, кто чувствовал себя уже уверенно, в их числе и Ира. Я сразу сказал, что полечу последним. К тому же я снимал взлёты всех участников.

Ира в полёте
Ира в полёте

Стартовая площадка была хорошо подготовлена. Уклон не крутой, ровная, выложена из плитки, у края стоит колдунчик (тканевый конус, привязанный к шесту, по которому видно направление и силу ветра). Для новичка все эти детали облегчают жизнь.

Студенты сами должны подготовить параплан, пристегнуть подвесную систему. Инструктор проверяет всё ли нормально, проверяет связь по рации. Когда студент готов взлетать, он громко кричит команду "Takeoff", предупреждая окружающих о своём старте.

Мой первый "Takeoff", местные любят наблюдать за стартами
Мой первый "Takeoff", местные любят наблюдать за стартами

Итак, первые студенты начали отрываться от земли и улетать в сторону пляжа, где находится зона посадки. За взлётом следит "выпускающий" инструктор. Он контролирует старт и первую часть полёта. Затем передаёт студента "принимающему" инструктору, который доводит участника до зоны посадки и контролирует его приземление. Связь осуществляется по рации. Студенты в момент полёта всегда находятся в зоне видимости инструкторов.

Мой полёт над Аланьей
Мой полёт над Аланьей

Все эти меры и наземная подготовка придают немного уверенности, но всё равно лично для меня первый старт был страшным. В голове крутятся много разных мыслей и сложно сконцентрироваться. Инструктор успокаивает каждого - если не готов, можешь отменить старт и спуститься обратно на машине. Но всё равно старается мотивировать и приободрить.

Итак, кричу громко "Takeoff" упираюсь в лямки подвесной системы, чувствую натяжение крыла. Как только крыло встало надо мной, изо всех сил бегу вниз по склону и буквально через несколько шагов меня подхватывает сила и ноги отрываются от земли.

Первые секунды лечу в подвешенном состоянии, затем усаживаюсь поудобнее в подвеску. Инструктор выходит на связь - успокаивает, что взлёт прошёл хорошо и задаёт курс.

Первые полёты новичков называют слётами. По сути вы отрываетесь от земли в верхней точке и затем плавно снижаетесь к нижней точке, без набора высоты. Погоду для новичков подбирают соответствующую, без сильного ветра, утром или вечером, когда солнце не создает сильных восходящих термических потоков от земли. Но даже такие слёты дают много впечатлений.

-11

Каждый следующий полёт добавлялось какое-нибудь задание: поворот переносом веса тела, сворачивание "ушей" (края крыла) для ускорения снижения, посадка на "ушах". В общем каждый полёт был по-новому.

Зона посадки находилась на пляже и представляла из себя длинный песчаный берег. Инструктор давал команды по рации и заводил на посадку.

Теоретические занятия и наземная подготовка продолжались каждый день между полётами.

Пару дней была нелётная погода и в один из дней мы всей компанией отправились в горы. Взяли в аренду три машины (старых матёрых Suzuki Samurai). Отлично отдохнули и полюбовались закатом.

Наш самурай, который довёз нас в горы, похож на маленький трактор
Наш самурай, который довёз нас в горы, похож на маленький трактор
Закат над Аланьей
Закат над Аланьей
Наша веселая компания
Наша веселая компания

Отдельно хочется отметить важность погодных условий при планировании полётов. Один из наших инструкторов, Женя Левковец, особо заострял на этом внимание. И даже наглядно увидели к чему приводит пренебрежение погодой.

В этот день инструкторы отменили полёты для новичков из-за погодных условий. Низкая облачность и грозовые тучи неподалёку. Но один из опытных пилотов на свой страх и риск решил всё же лететь.

-15

Пилот уже подходил к зоне посадки, как над ним стала быстро образовываться грозовая туча и буквально, как пылесос, начала его поднимать вверх и затягивать.

Он делал всё возможное, чтобы снизить подъёмную силу и идти на посадку, но его затягивало всё сильнее. Оказавшись в туче, он попал под ливень и крыло сильно намокло. Теперь он так же быстро летел вниз. Пилот на последних метрах смог вернуться к берегу и приземлиться на пляж. Он не пострадал, но ему и нам этот полёт запомнился на всю жизнь.

Туча затянула пилота
Туча затянула пилота

В общем эти 10 дней пролетели очень быстро, но оставили массу впечатлений. Понравилось такое совмещение путешествия и изучения чего-то нового и интересного. Полёты, общение с другими участниками и ежедневное обсуждение за ужином.

_______________________________

Если вам понравилась статья: ставьте лайк, пишите комментарии, делитесь и подписывайтесь на мой канал. Мне будет приятно!