Найти тему
Дом на берегу реки

Как определить подлинность самовара

Хочу порассуждать сегодня вот на какую тему: что считать подлинным предметом.

Здесь и далее: только мое личное мнение, которое я не навязываю. Возможно, со временем и какими-то вновь открывшимися обстоятельствами оно будет изменено, но сегодня я думаю именно так.

Я занимаюсь реставрацией самоваров с 2014 года. Возможно, я напишу отдельную статью о том, как все начиналось, а сейчас хочу поговорить о том, какие самовары считать настоящими, а какие подделкой.

Самовары после реставрации. Фото автора
Самовары после реставрации. Фото автора

Сначала хочу определить, что считать реставрацией, а что ремонтом. Реставрация, в моем понимании, это работа по восстановлению предмета в его подлинном виде. То есть в таком, в каком он вышел с фабрики. С максимальным сохранением "родных" деталей. А ремонт - это доведение предмета до рабочего состояния, с использованием не всегда аутентичных запчастей.

К сожалению, в самоварах очень много съемных деталей и редко какой самовар доходит до наших дней в полном комплекте. При реставрации я стараюсь заменять утраченные детали аналогами, в соответствии с производителем. Это могут быть как старые того времени детали, так и новодельные, изготовленные по соответствующему образцу (чаще всего, отлитые из латуни копии).

Пример реставрации, когда у самовара было утрачено почти все:

Если самовар поврежден значительно и особой исторической ценности не представляет, то, чтобы дать ему вторую жизнь, я провожу ремонт - укомплектовываю подходящими по размеру деталями, не всегда соответствующими эпохе и производителю.

А здесь пример ремонта:

Ещё один самовар из земли обрёл вторую жизнь.
Дом на берегу реки2 декабря 2021

А будет ли подлинным самовар, у которого заменена крышка? Я считаю, что основу самовара составляет тулово с ногой и подлинность свою он при замене крышки не потеряет. Крышку всегда можно заменить на оригинальную в случае, если таковая найдется.

Разговор выше был про настоящие дореволюционные самовары. Хочу несколько слов сказать о современных подделках. Их два вида: это восточные переделки из советских самоваров. В Узбекистане из наших самоваров 60-х годов выбивают новые формы тулова, ставят крышки с царским клеймом и продают, как дорогие оригиналы.

Узбекские самовары - переделки из советских буфетных самоваров. Фото из открытых источников.
Узбекские самовары - переделки из советских буфетных самоваров. Фото из открытых источников.

Коллекционеру не сложно отличить такой самовар: чаще всего, на нем остаётся "советская" нога, а иногда и ручки с краном. А вот обывателю значительно сложнее.

Второй вид: это те же советские, иногда довоенные самовары, на которые нанесены медали современным способом. Тут тоже главное отличие - это ноги и ручки, которые ставились только в советское время.

Классический пример подделки: медали Баташева нанесены на самовар 30х годов завода Кольчугино. О том, что это самовар кольчугинский просто кричат его характерные ручки, крановая пара, нога с просечкой, да и обод на тулове такой формы был только у кольчинских самоваров. Фото из открытых источников.
Классический пример подделки: медали Баташева нанесены на самовар 30х годов завода Кольчугино. О том, что это самовар кольчугинский просто кричат его характерные ручки, крановая пара, нога с просечкой, да и обод на тулове такой формы был только у кольчинских самоваров. Фото из открытых источников.

К сожалению такие самовары продаются под видом подлинных даже в крупных тульских магазинах.

Есть ещё вид очень хороших подделок под редкие формы, о них нет смысла писать, т.к. там целевой покупатель - новичок-коллекцинер, у которого пока ещё не развилось чутье на подделку.

И есть ещё разновидность современных самоваров, когда из старых и новых запчастей собирается новый самовар. В данном случае добросовестный продавец изначально указывает, что это современная реплика.

Я однажды продавала дорогой самовар после реставрации: это шар-паук Баташева.

Самовар-паук Баташева. Оригинал. Фото автора
Самовар-паук Баташева. Оригинал. Фото автора

Именно на эту форму чаще всего делают реплики. И покупатель в качестве подлинности попросил сделать фото снизу со стороны зольника, чтобы было видно, пользовались самоваром или нет.

Фото зольника "паука"
Фото зольника "паука"

Междуножье самовара является таким негласным "паспортом предмета" - мы это место не чистим, максимум оно отмывается от очевидной грязи. Чтобы у покупателя не было ощущения, что он приобрёл новодельные предмет.

Вообще, любой предмет после реставрации обязан оставаться "старым" - иметь потёртости, незначительные следы времени, следы владельческого ремонта, пятнышки, неровности. А если его вычистить от и до и даже внутри трубы, он потеряет свою историческую ауру.

Если вам понравилась статья, поблагодарите за нее лайком. А я подумаю, не написать ли мне рассказ о том, с чего началась моя самоварная история.