Хочу порассуждать сегодня вот на какую тему: что считать подлинным предметом.
Здесь и далее: только мое личное мнение, которое я не навязываю. Возможно, со временем и какими-то вновь открывшимися обстоятельствами оно будет изменено, но сегодня я думаю именно так.
Я занимаюсь реставрацией самоваров с 2014 года. Возможно, я напишу отдельную статью о том, как все начиналось, а сейчас хочу поговорить о том, какие самовары считать настоящими, а какие подделкой.
Сначала хочу определить, что считать реставрацией, а что ремонтом. Реставрация, в моем понимании, это работа по восстановлению предмета в его подлинном виде. То есть в таком, в каком он вышел с фабрики. С максимальным сохранением "родных" деталей. А ремонт - это доведение предмета до рабочего состояния, с использованием не всегда аутентичных запчастей.
К сожалению, в самоварах очень много съемных деталей и редко какой самовар доходит до наших дней в полном комплекте. При реставрации я стараюсь заменять утраченные детали аналогами, в соответствии с производителем. Это могут быть как старые того времени детали, так и новодельные, изготовленные по соответствующему образцу (чаще всего, отлитые из латуни копии).
Пример реставрации, когда у самовара было утрачено почти все:
Если самовар поврежден значительно и особой исторической ценности не представляет, то, чтобы дать ему вторую жизнь, я провожу ремонт - укомплектовываю подходящими по размеру деталями, не всегда соответствующими эпохе и производителю.
А здесь пример ремонта:
А будет ли подлинным самовар, у которого заменена крышка? Я считаю, что основу самовара составляет тулово с ногой и подлинность свою он при замене крышки не потеряет. Крышку всегда можно заменить на оригинальную в случае, если таковая найдется.
Разговор выше был про настоящие дореволюционные самовары. Хочу несколько слов сказать о современных подделках. Их два вида: это восточные переделки из советских самоваров. В Узбекистане из наших самоваров 60-х годов выбивают новые формы тулова, ставят крышки с царским клеймом и продают, как дорогие оригиналы.
Коллекционеру не сложно отличить такой самовар: чаще всего, на нем остаётся "советская" нога, а иногда и ручки с краном. А вот обывателю значительно сложнее.
Второй вид: это те же советские, иногда довоенные самовары, на которые нанесены медали современным способом. Тут тоже главное отличие - это ноги и ручки, которые ставились только в советское время.
К сожалению такие самовары продаются под видом подлинных даже в крупных тульских магазинах.
Есть ещё вид очень хороших подделок под редкие формы, о них нет смысла писать, т.к. там целевой покупатель - новичок-коллекцинер, у которого пока ещё не развилось чутье на подделку.
И есть ещё разновидность современных самоваров, когда из старых и новых запчастей собирается новый самовар. В данном случае добросовестный продавец изначально указывает, что это современная реплика.
Я однажды продавала дорогой самовар после реставрации: это шар-паук Баташева.
Именно на эту форму чаще всего делают реплики. И покупатель в качестве подлинности попросил сделать фото снизу со стороны зольника, чтобы было видно, пользовались самоваром или нет.
Междуножье самовара является таким негласным "паспортом предмета" - мы это место не чистим, максимум оно отмывается от очевидной грязи. Чтобы у покупателя не было ощущения, что он приобрёл новодельные предмет.
Вообще, любой предмет после реставрации обязан оставаться "старым" - иметь потёртости, незначительные следы времени, следы владельческого ремонта, пятнышки, неровности. А если его вычистить от и до и даже внутри трубы, он потеряет свою историческую ауру.
Если вам понравилась статья, поблагодарите за нее лайком. А я подумаю, не написать ли мне рассказ о том, с чего началась моя самоварная история.