Известно, что дети пьющих родителей, вырастая, тоже часто начинают выпивать, и тогда окружающие говорят о плохой наследственности, но правда ли это? Хорошо известны случаи, когда ребенок, с малолетства наблюдая родительские пьянки, став взрослым, испытывал отвращение к алкоголю. Действительно ли наследственность алкоголизма существует, или это просто миф? Рассказывают наши эксперты.
Что говорят ученые
Обследования множества пациентов, страдающих алкозависимостью, позволили выявить 18 различных генетических комбинаций, провоцирующих тягу к злоупотреблению алкоголесодержащей продукции.
Казалось бы, дети, рожденные у зависимых, обречены пьянствовать, но дальнейшие исследования позволили сделать интересные выводы:
- Одна группа генов не способна спровоцировать развитие патологической тяги к спиртному. Требуется несколько комбинаций.
- Алкоголизм не всегда возникает у лиц, имеющих «алкогольный набор». Большую роль играет окружение, воспитание, личностные качества человека.
- Для того, чтобы спиться, не обязательна «плохая наследственность». Аддиктами становятся и лица с «благополучной» наследственностью, если попадают в пьющую среду, начинают употреблять.
Предрасположенность на генетическом уровне долго может не проявляться, но если возникло определенное стечение обстоятельств, такому человеку может «понравиться» алкоголь.
Что происходит на уровне физиологии
После того, как хмельные напитки попадают в желудок, этанол быстро всасывается через слизистые, поступая в кровеносное русло. Далее происходит следующее:
- С током крови он проникает к мозговым рецепторам, вызывая опьянение. При этом сознание затуманивается, снижается самокритичность, исчезает внутреннее напряжение. Пьяный говорлив, ведет себя раскованно, а иногда и не совсем прилично.
- При появлении метаболитов этилового спирта в крови в печени начинает синтезироваться фермент алкогольдегидрогеназа, расщепляющий этанол до токсичного ацетальдегида. Это вещество провоцирует возникновение тошноты и рвоты, головокружение, головную боль и иные симптомы интоксикации.
- Ацетальдегид под влиянием другого фермента ацетальдегиддегидрогеназы постепенно распадается на нетоксичные углекислый газ и воду.
«Понравится» ли индивиду спиртное, зависит от того, с какой скоростью образуется ацетальдегид и как быстро он утилизируется до безопасных соединений.
Скорость образования данного вещества и его последующего распада зависит от наследственных особенностей. Есть личности, у которых алкогольные токсины образуются очень быстро, а их последующий распад до безопасных компонентов замедлен. В результате почти сразу после выпитой дозы появляются симптомы алкогольного отравления. После такого опыта спиртосодержащая продукция кажется неприятной, человек избегает выпивать.
В группе риска по развитию алкоголизма находятся лица с невысокой скоростью появления ацетальдегида и его ускоренным распадом. Такие люди долго ощущают опьянение и первое время почти не испытывают тяжелой симптоматики похмелья. Возможность выпивать «без последствий» постепенно приводит к формированию зависимости.
Вторая наследственная особенность, провоцирующая появление патологической тяги к алкоголю, связана с находящейся в головном мозге «зоной удовольствия»:
- Человек быстро получает положительные эмоции от приятных событий, интересного времяпровождения и др. Такие личности не ищут дополнительной стимуляции, они и так довольны жизнью. Хотя, если они попадают в компанию, где выпивать считается нормой, то и сигнал при опьянении дойдет быстро, поэтому есть риск, что им «понравятся» полученные ощущения.
- Пустота в «зоне удовольствия». Если внутренние сигналы не доходят до этого участка мозга, индивид страдает без положительных эмоций. Некоторые начинают употреблять хмельные напитки для восполнения «эмоционального голода».
Еще одной причиной пристрастия к спиртосодержащим жидкостям становится низкий уровень дофамина. Сниженная выработка «гормона радости» побуждает искусственно стимулировать рецепторы для поднятия настроения с помощью спиртного.
Это далеко не полный список особенностей, способных спровоцировать алкозависимость. В человеческом теле протекают сложные биохимические процессы, и только генетические исследования смогут определить, есть ли скрытая предрасположенность к злоупотреблению.
«Виновата» не только генетика
Наследственный фактор играет роль примерно в 50% случаях, остальное приходится на окружение и воспитание. Человек может начать употреблять под влиянием следующего:
- Пьющее окружение. Если в компании принято выпивать при дружеских встречах, или на работе есть традиция «проставляться» в день рождения, по пятницам или в день зарплаты, вероятность развития алкоголизма повышается.
- Пример родителей. Не обязательно это ежедневно напивающиеся асоциальные личности. В большинстве благополучных семей принято на праздничных застольях поднимать бокалы с алкоголем. У детей появляется убеждение, что нет ничего плохого, если выпить на праздник.
- «Психологическая разрядка». Первые употребления происходят потому, что требуется «расслабиться», «снять стресс», отвлечься от невеселых мыслей. Постепенно это входит в привычку, и индивид уже заранее начинает придумывать повод, чтобы выпить в пятницу вечером или в выходной.
- Потребность в признании в глазах окружающих. Более подвержены злоупотреблению лица, страдающие от неуверенности в себе, склонные к самокопанию и депрессии.
- Психотравмирующие ситуации. Люди начинают выпивать при потере работы, после смерти близких и др. Обычно это личности, не умеющие бороться с внешними обстоятельствами и не знающие, как вести себя в сложных жизненных ситуациях.
Генетическая предрасположенность к алкозависимости есть, и дети пьющих родителей спиваются примерно в 5 раз чаще, но при этом человек сам выбирает между трезвостью и выпивкой. Существует много примеров, когда лица с «благополучными» генами спивались, а люди с «плохой» наследственностью испытывали отвращение к алкоголю.
Хотите что-то добавить или задать вопрос? Сделайте это в комментариях. Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и смотрите нас на ютубе!
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.