В дом Галины Ивановской первый раз беда постучала три десятилетия назад - тогда в Афганистане погиб ее муж.
Об этом я написала здесь:
После похорон Галина буквально собирала себя по кусочкам. В 1991 году я с сыновьями приехала в гости к Гале в Минск. К тому времени прошло четыре года после гибели мужа, но Галина повторно замуж не вышла. На нее заглядывались многие достойные мужчины, но таких, как ее Славик на белом свете нет.
Мы с Галей вспоминали нашу жизнь в Михайловском гарнизоне. Она рассказала мне о своей первой встрече с Вячеславом. Вспоминала, как утопала в глубине его глаз, как впервые в жизни произнесла: "Люблю".
Галина так и не вышла замуж. Проходили дни, недели, месяцы и годы, но боль не утихала. Она пронумеровала все письма мужа и постоянно перечитывала их, целуя листочки, которые трогали его руки, желала спокойной ночи фотографии на прикроватной тумбочке.
В одном из последних писем Владислав написал любимой: "Бережно расходуй слезу, красивая моя, нежная моя рябинушка. Тебе нужно жить ради наших детей. У нас будут внуки и внучки. Твоей материнской любви хватит им".
И она всю свою жизнь посвятила сыновьям. Для Виталия и Василия была и папой, и мамой. Работала днем и ночью, чтобы поставить их на ноги. Мальчишки, когда выросли, не подвели ее. Сегодня поддерживают бабушку и внучки - Эвелина, Виктория и Агния. Она гордится их успехами. Именно в заботе о внучках Галина находит в себе силы жить дальше. Недавно в "Одноклассниках" она с гордостью сообщила мне, что в данное время Эвелина работает и учится в институте в Польше, Вика оканчивает одиннадцатый класс, а самая младшая Агния - первый.
Эвелина и Виктория постоянно участвуют во всех мероприятиях, которые проводит общественная организация "Долг". Вместе с бабушкой и другими вдовами, детьми и внуками воинов-"афганцев" проводят большую работу в школах, чтобы сохранить память о своих дедах, отцах, мужьях.
Внучки унаследовали от дедушки хороший музыкальный слух. В свободную минуту они по просьбе бабушки берут в руки гитару и поют:
"Лишь усталые глаза
на большом портрете,
Да кровавая звезда на пурпурной ленте.
Во дворе мальчишка Сашка,
у него собака,
А еще машина есть, а еще есть папа…".
Поют и верят, что дедушка слышит их в небесной тишине и гордится ими.
Галина с годами научилась жить без кисули (так они всегда называли друг друга). Однажды корреспонденту она сказала, что живет, состоя из двух половинок, и продолжила: "В одной, наглухо закрытой, - боль и ужас, слезы и крик. Другая открыта всему миру, где я сильная, сильная, сильная… Но глаза мои, увы, больше не умеют улыбаться".
Но невыносимое горе постучалось в дверь Галины еще раз. Осенью 2017 года оторвался тромб и остановилось сердце младшего сына Василия.
Как ей хотелось, чтобы это все оказалось лишь страшным сном. С этой бедой она не может смириться, каждый день разговаривает с Владиком и Васильком на фотографиях. Не дай бог никому пережить такого горя!
Но жизнь продолжается. Наступила весна. И Галина написала мне вчера в ОК: "Жду дачного сезона и скорее на дачу, а там рыбалка и т.д...." Совсем скоро Галя сядет за руль своей машины и поедет туда, где немного притупляется ее боль.
Здесь она опять разобьет свои грядки, клумбы с цветами и с воодушевлением будет трудиться.
А из собранного урожая сделает заготовки на зиму для детей и внуков.
А самое любимое занятие для неё - это рыбалка.
Ловит в тишине рыбу, а мыслями там, где она счастливая и все её родимки живы: и Славик, и Василёк.
Они, как правило уходят не прощаясь,
Не прошептав своих последних слов,
Возможно, в дальний путь не собираясь,
В ту дальнюю дорогу грёз и снов.
Ещё вчера они нам мило улыбались,
Глаза их излучали яркий свет,
И как всегда нас в гости дожидаясь,
Мечтали дать, свой дружеский совет.
Они, как все мы очень жить хотели,
И каждый миг им радость приносил,
Всё, что хотели сделать не успели,
У них, ещё так много было сил.
В какой-то миг, вдруг всё оборвалось,
Им кто-то свыше, указал свой срок,
Душа, в сметении заметалась,
Что не успела нам сказать и пару слов.
Пускай они не с нами, мы их любим,
И вспоминаем радостные дни,
И наше сердце, никогда их не забудет,
Как будто где-то рядышком они.
© Copyright: Вадим Якусевич, 2017