Найти тему
Инженер идей

Как изобретать формальной логикой

Сегодня хочу поделиться радостью и свободой, которые возникают от применения науки всех наук — формальной логики.

Есть множество методов создания изобретений. Каждый из них в чём-то превосходит остальные, а в чём-то им уступает. Но есть знания, которые универсальны, которые используются везде и во всём, в том числе с их помощью можно изобретать и творить вообще.

К формальной логике сложилось ошибочное отношение, будто это правильные знания о том, как устроен мир или знания как надо думать и как не надо думать или что в мире правда и что ложь. От этого возникает бунт: «Они мне будут указывать как мне думать и что считать правдой?»

На самом деле логика – это знания о том, как связывать мысли, чтобы они были понятны. Это наука о понятиях.

В понятиях заложены все знания человечества об этом мире. Если мы хотим что-то понять, то обращаемся именно к понятиям. Например, все люди мира имеют понятие «Нож». На разных языках и под разными названиями нож останется ножом. Понятие ножа хранится в мозгу в виде абстрактной модели (информация о предназначении, структуре, множестве материалов, алгоритм работы).

Мы, люди, мыслим понятиями. Информацию получаем и передаём через понятия. Вряд ли кто в здравом уме будет отрицать, что человек есть существо информационное. Думать, значит обрабатывать информацию. Каждый из нас не только пытается разобраться в правде и лжи, но и строит планы, прогнозы и изобретает.

Чтобы создать совершенно новое, изобрести, нужно отличать старое от нового. Если человек не знает алгоритма различения, то он будет создавать один и тот же велосипед раз за разом, утверждая, что он изобретатель.

Для получения идеи изобретения, нужно связать понятия. Если в голове нет алгоритма соединения мыслей, то шансов на идею будет мало. Да и случай может не помочь, если вдруг человек встретит подсказку и не узнает в ней решение изобретательской задачи.

А почему подсказка случая не поможет? У человека нет развитого абстрактного мышления. Он не видит общую модель в разных ситуациях или разных предметах.

Например, что общего в «Яблоко упало» и «Автомобиль едет»? Если общего вы не увидели, то надо изучать формальную логику с самых азов. Общее в этих двух выражениях абстрактная схема движения «Объект движется». Можно ещё найти общее, например, что эти выражения являются текстом.

Это полезно, так как видеть общие свойства нужно в любом деле. Но для изобретательства важно видеть внутренний абстрактный алгоритм задачи, чтобы в предметной области найти решение.

Разберём один пример. Вы знали, что между простым стаканом и мощным самолётом есть общее?

Когда происходит переливание жидкости из стакана в стакан, струя протекает по стенке сосуда, а не в другой стакан. Этот эффект имеет название и объяснение в области гидроаэродинамики. Таким образом, этот эффект используется для поддержания некоторых типов самолётов в воздухе.

«Эффект чайника» был открыт в 1932 году учёным Анри Коандэ. Он первым в мире обнаружил и описал, что струя жидкости, вытекающая из носика чайника стремится загнуться по направлению к стенке и прилипнуть к ней.

И как формальная логика с её абстрактным обобщением здесь работает?

Смотрите. Есть открытый физический эффект под названием «Эффект Коанда». Это тенденция струи жидкости оставаться прикрепленной к выпуклой поверхности.

Сами можете проверить работу физического явления: прислоните выпуклой поверхностью ложки к небыстрой струе воды, текущей из крана. Поток воды загибается по направлению к выпуклой поверхности с другой стороны.

Вода «прилипает» потому, что со стороны стенки нет воздуха, а снаружи он есть (разница давлений).

Абстрактная модель будет такой: объект А движется с выпуклой поверхности вниз, а с края поверхности движется вверх в направлении к выпуклой поверхности.

Аналог. Человек спускается с горы вниз. Там находит туннель вверх. Идёт по нему вверх внутри горы. Точнее, он не сам идёт по туннелю, а его туда засасывает.

Можно струю воды представить не одним объектом А, а множеством. Множество людей спускаются с горы и внизу засасываются по туннелю внутри горы вверх.

Допустим, у вас есть абстрактная модель эффекта Коанда. Есть даже человеческий аналог, как художественный пример эффекта. Что с этим делать?

Инженеры ОКБ Антонова поставили на самолёт Ан-72 двигатели над крылом, с выдвижением их вперёд. Реактивная струя из двигателя прижимается на выходе из сопла к крылу и закрылкам. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления (при условии того, что поток дозвуковой). Чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, а это приводит к улучшению взлётно-посадочных характеристик.

-2

Разные ситуации, разные исполнители (вода, воздух) алгоритма «Эффект Коанда», но результат один.

Это был небольшой пример того, как формальная логика работает в изобретательстве. Умение строить абстрактные модели и искать по ним решения в предметных областях резко сокращает время поиска идей и даёт точность решений.

Подведём итог. Знания разделены на сектора (физика, химия, бизнес, литература и т. д.). В каждом есть собственный язык, на котором описаны знания о мире. Физика на своём языке показывает действие материи. Литература на своём языке показывает действие персонажей. Каждый закон природы или явление можно описать в виде абстрактной модели.

Изобретатель составляет модель того, что ему нужно, а как конкретно это сделать ищет по этой модели знания, например, в физике. Сначала строится логическая модель изобретательской задачи, а по аналогии модели находится конкретное решение.

Это работает как поисковая система. Через логические (абстрактные) модели происходит связь всех знаний и обмен знаниями между секторами (между узкими специальностями).

В клубе ТОТА используется общий творческий алгоритм, чтобы понимать все методы. Формальная логика является базовым инструментом в работе творческих людей в клубе.