Многие задаются вопросом, перед погружением в транс употребляют ли шаманы какие-либо психотропные вещества? Как обстоят с этим дела сегодня, мы не можем сказать, но вот историческая наука давно пролила свет на то, как было раньше.
Необходимо отметить, что традиция употребления психотропных веществ у народов Сибири хорошо известна и уходит своими корнями в далекое прошлое. Опьяняющие свойства таких растений, как конопля, белена, багульник, борщевик, можжевельник издревле использовали для приготовления наркотических снадобий.
К примеру, те же самые скифы в своих банях жгли соцветия и семена конопли, об этом свидетельствует еще Геродот. А когда проводили раскопки на Алтае, нашли тому археологические подтверждения.
В свою очередь, шаманы для контакта с миром духов использовали мухомор красный. В мансийском фольклоре шамана называли «мухомороедящим» человеком. У хантов мухоморы употребляли, чтобы нанести визит Санке - Верховному небесному божеству. Некоторые ненецкие шаманы также принимали мухоморы, чтобы в наркотическом трансе узнать у духов способ излечения больного.
А вот шаманы народов Дальнего Востока в качестве медицинских и опьяняющих препаратов предпочитали использовать составы из корня женьшеня, борщевика сладкого, листьев багульника и веток можжевельника. По сравнению с мухомором это довольно слабые наркотики, не вызывающие сильной интоксикации или галлюциногенных реакций. Способы применения наркотических препаратов у народов Дальнего Востока более разнообразны: наркотические растения здесь пили, жевали, часто их сжигали и вдыхали дым.
Так нивхские шаманы обязательно практиковали перед и во время обрядов сжигание багульника. Специальный дымокур для этого был неизменным атрибутом шамана наряду с поясом, костюмом и бубном. Шаманы удэгейцев, ульчей, нанайцев и орочей также использовали багульник во время камланий. Заготовленные заранее сушеные листья они бросали в очаг или на раскаленную сковородку.
Дым воздействовал на психику самого шамана, создавал в закрытом помещении благоприятную среду для проведения сеанса общения с духами, способствуя наступлению массового гипноза присутствующих и шаманского транса.