Найти в Дзене
Игорь Орлов

Нетварный свет. Почему святитель Григорий Палама уделяет ему главное внимание?

Оглавление
Святитель Григорий Палама (день памяти сегодня, во 2 неделю Великого поста)
Святитель Григорий Палама (день памяти сегодня, во 2 неделю Великого поста)

Святитель Григорий Палама (сегодня день его памяти, 2 неделя Великого поста) известен тем, что описал явление Нетварного (Фаворского, божественного) света. Не просто описал, мимоходом, но сам стяжал и считал явление этого света людям или конкретному человеку главным в их (его) христианской жизни.

Фаворский (Нетварный) Свет явленный на горе Фавор трем ученикам Христа, апостолам Петру, Иакову и Иоанну. В этот момент они смогли увидеть внутренними очами божественное.
Фаворский (Нетварный) Свет явленный на горе Фавор трем ученикам Христа, апостолам Петру, Иакову и Иоанну. В этот момент они смогли увидеть внутренними очами божественное.

Почему?

Что самое главное в христианстве?

Чтобы ответить на вопрос почему главным для человека, христианина является видение Нетварного света, надо сформулировать альтернативы этого выбора. И задать другой вопрос: а о чем еще говорит христианство, что предлагает человеку?

Ответами на него могут быть 7 вещей:

1. Борьба со страстями во имя торжества добродетелей.

2. Участие в церковной жизни и Таинствах, чтобы стяжать Божье

3. Милосердие к людям, как проявление евангельской любви, как исполнение заповеди.

4. Спасение (от зла).

5. Наследование Царства Божьего

6. Исполнение заповедей Божьих

7. Стяжание Духа Святаго.

Все названные вещи являются важными, но многие являются вторичными. То есть они происходят, случаются в человеке и в его жизни вследствие духовной жизни, трудов человека и помощи в этом Бога.

Нетварный свет является источником для главного – обожения человека, преображения его. Из тварно или роботного образа в образ и подобие Божье.

Человек подобие твари (животного),

Человек как подобие твари, животное, тварное начало преобладает и управляет всем.
Человек как подобие твари, животное, тварное начало преобладает и управляет всем.

робота функциональных систем эксплуатации труда и обдуривания гнусной политикой

Удобный, роботоподобный человек современных систем мира. Несомненно много знающий и умеющий, но легко управляемый. Нажмут на кнопку (кому надо) - получат результат.
Удобный, роботоподобный человек современных систем мира. Несомненно много знающий и умеющий, но легко управляемый. Нажмут на кнопку (кому надо) - получат результат.

или подобие Божье, творческое, созидательное, милостивое?

Старец Иоанн Крестьянкин, Божий, светлый человек.
Старец Иоанн Крестьянкин, Божий, светлый человек.

Вот в чем выбор. Чего больше в человеке, и что главное.

Обожение человека – вот то главное, что подает Христос через Евангелие, что нужно человеку. Не мерзкий человек, а порядочный. Не функциональный винтик бессмысленной рутины – а благословенный труженик и творец важных инициатив в жизни.

Святителю Григорию открылось такое понимание, ключевое в христианстве. Открылось ему и то, что обожение или преображение человека происходит не просто так. Нужна энергия Бога в помощь этому процессу и становлению. Сам человек не обожится. Бог обоживает его, подавая для этого Свой Нетварный Свет.

Святитель Григорий Палама, видевший и описавший Нетварный Свет.
Святитель Григорий Палама, видевший и описавший Нетварный Свет.

Понятие «Свет» в христианстве.

Бог понимается как «Свет» в Евангелии чаще, чем по-другому: как, например, Любовь, Премудрость, Милость, Высшая Справедливость, и так далее.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы (1 Ин. 1, 5).

Святой апостол и евангелист Иоанн, любимый ученик Христа, автор 4-го, самого сильного в богословском плане евангелия от Иоанна, которое следует чаще перечитывать.
Святой апостол и евангелист Иоанн, любимый ученик Христа, автор 4-го, самого сильного в богословском плане евангелия от Иоанна, которое следует чаще перечитывать.

Христос говорит о себе, что Он есть Свет миру. Он посылает учеников, чтобы они были светом для людей (Ин. 8,12. Мф. 5, 14—16).

В Символе веры говорится о Христе, что Он - Свет от Света. Триединство Бога составляет Трисиянный Божественный Свет, просвещающий всю тварь. За Богом следуют ангелы, как второй свет. Разумная природа человека тоже является светом (как мы, например, говорим о некоторых людях: «светлый человек», «человек с ясным умом»). Такое представление об уме предполагается святоотеческим понятием «помрачения» божественного образа в человеке. Помрачение образа Божия в человеке — неизбежное следствие его отпадения от Бога. Отсюда, и возрождение человека всегда связано с обновлением и просветлением, или, по выражению Григория Паламы, с облечением в светлые ризы, которых он лишился из-за непослушания Богу.

Человек, отпавший от Бога, помрачается в Свете, исполнен частичной или полной тьмы (иногда это именуют "умопомрачением"). Человек, живущий по Богу, воссияет Им, обоживается, преображается. Становятся и сам, и жизнь его, лучше.

Примеры Божественного света в Священной истории.

Святитель Григорий Палама указывает такие моменты в Священном Писании, где Бог являет Себя людям как Свет:

Явления Божии в Ветхом Завете, сияние лица Моисея на Синае, видение Света первомучеником Стефаном, Свет на пути в Дамаск апостолу Павлу, преобразивший его, Свет Фаворского преображения для трех апостолов Христа. Все это разные формы явления божественного света людям. Каждому в своих, существенных, обстоятельствах жизни.

Понимание Бога как Света.

Святитель Григорий Палама был некоторое время афонским святым, исихастом. Многим афонским подвижникам был явлен Божественный свет, удерживался в них, не оставлял их (см. например, недавнюю статью про старца Авксентия).

Можно ли сказать, что Бог и есть Сам Свет?

Святитель Григорий (и в том были долгие споры исихастов) говорит, что Свет есть энергия Бога, нетварная высшая, но не сам Бог. Равно как лучи солнца, освещающие нашу планету не являются самим солнцем, но исходят от него.

Оппонент святителя Григория - Варлаам Каламбрийский - считал иначе: умный свет может быть либо Самим Богом, либо ангелом, либо очищенным человеческим умом. Тем самым он принижал источник Света и умалял взаимодействие Божественного и человеческого в открытии Света.

Варлаам Каламбрийский. Монах, писатель, философ, богослов. Оппонент святителя Григория Паламы.
Варлаам Каламбрийский. Монах, писатель, философ, богослов. Оппонент святителя Григория Паламы.

Что дает понимание Света в практическом плане для человека?

Божественный Свет (Фаворский) является нетварным. Даже современные исследования по физике говорят об иной природе такого рода света.

Чтобы постигать нетварное свечение и обоживаться, человеку надо из плотской твари, живущей лишь ее утехами, становиться существом более чистым. Ведь именно этого и достигали, и достигают подвижники Божьи.

Даже, само явление Фаворского света на горе Фавор трем ученикам Христа, апостолам Иоанну, Иакову и Петру описывается не в том, что был дан Свет. Но, что они в тот момент смогли его увидеть. Они сами в тот момент преобразились, стали божественными, нетварными.

Апостолы Иаков, Иоанн и Петр, увидевшие Фаворский Свет, идущий от Христа на горе Фавор
Апостолы Иаков, Иоанн и Петр, увидевшие Фаворский Свет, идущий от Христа на горе Фавор

Посты, молитвы, исполнение заповедей, чистая нравственная жизнь, покаяние являются средствами обожения, в помощь ему, средствами для открытия видения этого Света.

Свет Нетварный уже есть, он никуда не исчезал и не исчезает. А вот увидит ли его человек, зависит от духовных параметров внутреннего существа самого человека.

Немалым людям (самым разным) он открывался. Нетварный свет не играет с человеком в прятки, не прячется от него. Это сам человек «больше любит тьму, чем Свет» и прячется от него. Он лелеет в себе тьму страстей, «тараканов в голове», «змей в душе», слишком привязан к земному, комфортному и привычному, законсервирован в себе, и закрыт Свету.

Послесловие.

То, что описал святитель Григорий Палама о нетварном свете не есть что-то особенное, данное лишь избранным (хотя до какого-то времени исихазм был закрытым, особым, сакральным направлением христианства).

Нет. Такой свет является, в особые спасительные минуты жизни, каждому человеку. Свет открывается и вносит ясность в жизнь, дарит ясные и важные решения человеку. Может быть даже на мгновения открываясь, а затем исчезая (если говорим об обычных людях). Но и их, этих мгновений Света, бывает достаточно для самых важных изменений и постижений.

В этом главная суть Нетварного (в данном случае, скажем больше – спасительного) Света для человека.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.