Как изучать паранормальные явления? Есть ли способ надёжно убедиться в их существовании?
Сторонники паранормальных явлений на самом деле не проводят никаких исследований, они только посвящают себя сбору случаев, которые поддерживают их веру в паранормальные явления.
Те, кто верят в НЛО, снежного человека, полтергейст и другие феномены, вроде бы стремятся доказать их существование, но вместо этого они лишь приводят бесконечный ряд историй, случаев и отчётов. Но ни тысячи сообщений о наблюдениях, ни миллионы, не послужат надёжным доказательством существования аномальных явлений.
Не является доказательством и то, что в дополнение к отчёту вы предоставите фото или видео аномального объекта. Потому всё может оказаться подделкой. А если даже и нет, то только будет отвлекать внимание на выяснение истинности медиа-материалов. Может они и не являются поддельными, но что на них изображено, и как это идентифицировать? Таким способом никогда не будут достигнуты неопровержимые выводы.
Желательно, чтобы стратегия изучения паранормальных явлений была другой. Необходимо найти и предоставить осязаемые свидетельства, постоянно доступные для измерений.
Поэтому президент «Общества психических исследований» (1974) д-р Джон Белов предложил концепцию ПОСТОЯННОГО ПАРАНОРМАЛЬНОГО ОБЪЕКТА (Permanent Paranormal Object).
Уже в 19 веке пытались доказать реальность "аппортов"
Исследователи бурно обсуждали возможно ли прохождение материи сквозь материю и придумывали различные эксперименты. Нечто такое что физически невозможно, но если удастся, то докажет истинность феномена.
Большой шаг в этом направлении сделал профессор Иоганн Цёлльнер, физик и астроном Лейпцигского университета, совершивший важные открытия в астрофизике по фотометрии звёзд, изобретатель очень чувствительного «реверсионного спектроскопа», изобретатель иллюзии Цёлльнера , когда параллельные линии кажутся диагональными, также в его честь на Луне назван кратер,
придумал эксперимент, который доказал бы существование четвёртого измерения: «соединить два деревянных кольца из разных пород дерева». Это исключало бы возможность их совместного изготовления из одного и того же куска дерева. Такие сцепленные кольца уже сами по себе были бы чудом.
Цёлльнер хотел физического научного объяснения явлений и был сторонником идеи, что физика четырёхмерного пространства может объяснить спиритуализм, и что духи возможно четырёхмерны. Он не был создателем этой теории, Кант, а позднее и геометр-метафизик Гаусс, предвидели возможность этой концепции.
В 1877 года у себя в доме в Лейпциге вместе с медиумом Генри Слейдом он проводил эксперименты, некоторые из которых увенчались некоторым успехом. Он написал об этом ставшую очень популярной книгу «Трансцендентальная физика»:
« — Я сам вдел 2 деревянных кольца (одно из дуба, другое из ольхи, диаметр 105 мм, внутренний 74 мм) в специальную верёвку из хирургического неразрывного шовного материала, концы завязал в узел и закрепил своей печатью.
Через 6 минут мы почувствовали запах гари и серной кислоты из-под стола и услышали дребезжащий звук у маленького круглого березового столика напротив, словно от стукнувшихся друг о друга деревяшек. Я вдруг обнаружил что на запечатанной верёвке пропали кольца. К нашему большому удивлению, мы нашли их, одетые на ножку столика.
Таким образом, мой подготовленный эксперимент не увенчался успехом ожидаемым образом. Но деревянные кольца действительно исчезли из запломбированной верёвки и появились на ноге стола. Печать не была нарушена, а верхняя крышка стола была наглухо прикреплена и не могла быть легко снята».
Блаватская писала в Трансцендентальной физике: «Цёлльнер задумал соединить два кольца из цельных кусков дерева, которые он дополнительно связал специальной верёвкой. Он также одел на неё чехол из резиновой камеры и запечатал концы веревки, поместил печать перед собой на столе, позволив петле с двумя деревянными кольцами и чехлом свисать между его коленями. Слейд и он сели — днём при солнечном свете — по обе стороны от стола, все четыре их руки были на виду, также профессор мог видеть и ноги медиума. У дальнего конца стола стоял небольшой чайный столик с круглым верхом, с одной прочной ножкой. Через несколько минут трижды раздался сильный звук, доносившийся со стороны этого столика, как если бы дерево ударялось о дерево. Они вскочили и огляделись вокруг; деревянные кольца исчезли с верёвки; сама верёвка была завязана двумя незатянутыми узлами, через которые свисала неповрежденная резиновая оболочка. Два цельных деревянных кольца были — где бы вы думали? Они были надеты на главную ножку чайного столика, без малейшего разрыва или нарушения структуры дерева!»,
«Публикация результатов экспериментов вызвала сильный интерес повсюду в научном мире и породила активные и даже гневно-обличительные дискуссии. Целльнеру удалось убедить некоторых известных учёных, Фридрих Энгельс писал что «Духи играючи производили у Цёлльнера все чудеса четвертого измерения»,
«В том же 1877 году медиум Слейд был официально приглашён в Россию, он был выбран той причине что все его феномены происходили на полном свету. Профессора Санкт-Петербургского Университета, под давлением самого императора Александра II, создали комитет по научному исследованию медиумических феноменов».
Эксперименты с кольцами проводились и до этого
Например в 1868 году газета Banner of Light от 11 января публиковала заметку с отчётом «Цельное твёрдое кольцо из железа, весом 400 граммов, внутренняя окружность 38 см, было помещено на шею молодого человека, чья голова имеет обхват 55 см».
Были собраны подписи 32 очевидцев: «Мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем, что видели как твёрдое железное кольцо, размером на 17 см меньше чем голова молодого человека действительно и безошибочно было надето на его шею. Не было никакой возможности мошенничества или обмана, так как кольцо было свободно представлено на рассмотрение публики, как до эксперимента, так и во время нахождения его на шее юноши». Медиумом был 19-летний парень. Демонстрации проходили на собрании Первого общества спиритуалистов в Саратога-холле.
В 1872 году редактор Религиозно-философского журнала Чикаго сообщал, что стал свидетелем удивительного явления: «Мы посетили спиритический сеанс медиума Capt. Winslow, и одним из ярких достижений было соединение двух цельных железных колец».
Много других медиумов проводили похожие эксперименты с проникновением колец на сцепленные руки, на узкие запястья или щиколотки, но иногда это были и мошенники-фокусники, которые ломали себе большой палец на руке чтобы одеть тесное железное кольцо.
Знаменитый опыт соединения двух деревянных колец, решили повторить через 55 лет после Цёлльнера
В 1932 году в Бостоне действовало «Экспериментальное общество Марджери» вокруг медиума Мины Марджери Крэндон, Артур Конан Дойл был её убеждённым сторонником, а Гарри Гудини безуспешно пытался разоблачить, придумывая сложные тесты.
Учёные в этом кружке проводили много экспериментов, в том числе с извлечением предметов из запертых запечатанных ящиков или введении предметов в такие ящики.
Президент Американского общества психических исследований Уильям Баттон, предложил попробовать добиться пересечения двух деревянных колец.
А президент Лондонского общества психических исследований английский физик сэр Оливер Лодж помог улучшить эксперимент, изготовив два цельных кольца из разных пород дерева (одно белое из тикового дерева и другое красное из массива сосны). Он сфотографировал их и отправил в Соединенные Штаты.
На очередном спиритическом сеансе Марджери удалось добиться соединения этих колец, эксперимент увенчался успехом. Это получилось это сделать очень быстро, всего за несколько минут. Наконец-то появилось окончательное доказательство, что-то твёрдое, бросающее вызов физике, факт прохождения материи сквозь материю.
Затем кольца были отправлены сэру Оливеру Лоджу в Англию для исследования. Однако, когда Лодж открыл посылку он обнаружил к своему сожалению, что одно кольцо прибыло потрескавшимся и сломанным, предположительно повреждённым на почте. То, что могло быть единственным существующим доказательством реальности сверхъестественного, даже не было хорошо упаковано. Как жаль!
Подвиг соединения двух колец, по-видимому, был повторён. Еще один набор переплетённых колец из разных пород дерева был показан британскому журналисту-спиритуалисту Ханнену Свафферу , когда он посетил Крэндонов в 1932 году. Кольца были сфотографированы, и видно что одно из белого дерева, а другое из красного дерева.
Они перешли на попечение президента Американского общества психических исследований Уильяма Баттона, и хранились в запечатанном стеклянном ящике.
Во время повторного визита в Бостон в 1934 году Сваффер снова попросил показать кольца, но когда их достали из коробки, оказалось, что одно из колец сломано.
Сваффер предположил что существует "закон фрустрации", запрещающий существовать таким объектам долгое время.
Опыт соединения кожаных колец решили повторить через 50 лет после Марджери
В 1978 году в Миссури действовало Общество исследований аппортов и телекинеза (SORRAT) Джона Нейхардта на его ферме Skyrim.
Начинали с проведения спиритических сеансов. Постепенно проявления феноменов становились всё ярче. По дому начинали летать стулья, столы, куклы и другие предметы.
Эффекты полтергейста в закрытом аквариуме: youtu.be/ue4NG7eaMNQ
Исследователи пытались найти подтверждение паранормальных феноменов в неопровержимых экспериментах.
Парапсихолог Эдвард Уильям Кокс предложил использовать бесшовные кольца вырезанные из цельных кусков кожи. Было бы невозможно разрезать и соединить кожу без следов манипуляций.
Кожаные кольца положили в стеклянную коробку и закрыли.
Эксперимент по соединению прошёл успешно, и видеозаписи показывают паранормальный процесс материализации и дематериализации. Связи, однако, не были постоянными, и кольца рассоединились уже через несколько секунд.
Три раза сцеплялись кольца из кожи, журнальной бумаги и пластиковые, youtu.be/27ZaQkeirLw4:30
Эксперимент повторяли ещё несколько раз с кольцами из других материалов. Автоматическая камера видимо включалась с запозданием когда уже начиналось какое-то движение. Из-за этого финальное видео получилось дёрганным.
Сцепленные кольца из фанеры проверяли на рентгене
Ещё одна отколовшаяся группа SORRAT под руководством Shirley Starke из Valley City в Северной Дакоте добилась успешного соединения двух фанерных колец, предоставленных У. Э. Коксом. Эти сцепленные кольца были исследованы и протестированы учёными: Dr. John Hasted, Physics Department, Birkbeck College, University of London, the London College of Furniture, Dr. John Beloff of the University of Edinburgh и другими исследователями.
Результаты рентгеновских испытаний: древесина не распиливалась, не разрывалась, не раскалывалась и не отделялась каким-либо иным образом, клей везде одного и того же типа, что и первоначально скреплял древесину, без каких-либо признаков того, что слои были разобраны, разделены в разных местах, а затем снова склеены. Нормального объяснения этой связи так никто не нашёл.
Another SORRAT splinter-group involves Shirley Starke in Valley City, North Dakota. She and her friends successfully linked plywood rings provided by W. E. Cox (featured in Volume 42 of The Unexplained magazine). Since that article appeared, the linked rings have been examined and tested by Dr. John Hasted, Physics Department, Birkbeck College, University of London, the London College of Furniture, Dr. John Beloff of the University of Edinburgh, and other investigators, as well as Cox, who made the rings originally. The results of these tests have caused much controversy; no one has found a nonnal explanation for the linkage. The wood had not been cut, jigsawed, cracked" apart, or otherwise separated, and the glue is the same type as originally bonded the wood, with no evidence that the layers were taken apart, separated in different places, and then reglued.
Возможности полтергейста по созданию "невозможных объектов"
Полтергейст "Био" помещал крупные предметы внутрь пластиковой бутылки
Главный редактор газеты «Аномалия» Т.М. Сырченко: « — Я была свидетелем полтергейста. Нам предложили принять участие в эксперименте.
Мы положили рядом с бутылкой из-под кока-колы довольно большие предметы: будильник, пластмассовое кольцо от детской пирамидки.
Вслух попросили полтергейст положить их в бутылку. Затем вышли из комнаты и через 3 минуты, вернувшись, увидели что все эти предметы находятся внутри бутылки! Невозможно раздвинуть горлышко и затолкать их туда. Но это произошло».
Полтергейст изучал Б. М. Марченко, все фотографии после его смерти попали в редакцию газеты, а оттуда в Москву: «Мы передали архив Марченко в Москву в группу НОЗП».
Эксперимент придумал действующий ныне психиатр В.Н. Трофимов, присутствовал фотограф А.С. Захаров, ещё возможно кандидат наук Борис Сидоров и журналист Александр Пылаев.
Газета «Аргументы и Факты» писала: "Однажды член группы психотерапевт В.Н. Трофимов попросил полтергейста Био поместить в пластиковую бутылку с узким горлышком бруски пластилина. Био велел всем на минуту выйти, а когда исследователи вошли, пластилин да еще и будильник оказались в бутылке. Опыт был повторен: Био вложил, а потом вынул из бутылки кольца от большой детской пирамидки."
Психиатр Трофимов: " — Я сам не раз видел, как предметы летали, материализовывались или исчезали."
Писатель Б. М. Марченко: " — По нашей просьбе полтергейст Био помещал в бутылку из-под пепси гирю в 0,5 кг, а затем и другие крупные предметы: будильник, деревянную игрушку, большой кусок пластилина, и давал нам возможность сделать фотографии. Все, кто при этом присутствовал, видели и понимали что на их глазах происходит невозможное. Но это свершилось на наших глазах и было запечатлено на фотографии. По своему значению это превосходит все рекорды книги Гиннеса.
— По нашей просьбе полтергейст Бис (злое альтер-эго Био) увеличил монеты. Мы попросили увеличить диаметр двух монет 100 и 50 рублей (27 и 25 мм) до размера ладони (7 см). Это было сделано после нашего ухода. Потом пришёл психотерапевт В. П. Трофимов вместе с женой, они с удивлением рассматривали увеличенные монеты, но не взяли их с собой. Через несколько дней хозяин квартиры повесился, а его жена выбросила всё, что было связано с полтергейстом, в том числе и наши бесценные увеличенные монеты. После его смерти осталась записка: "Взял душу полковника и тоже ухожу. Бис." На этом наши исследования прервались."
Полтергейст "Фатима-Джокер" помещал крупные объекты в банку и бутылку
Исследователь Виктор Фефелов:
« — Во время острой стадии полтергейст подкидывал нам всякие головоломки.
Однажды в квартире Кисляковых появилась стеклянная трёхлитровая банка, на дне которой лежал лазерный диск. Внутренний диаметр горлышка банки равен 7 см, а диаметр диска - 12 см.
Скептики предполагали что диск можно нагреть и тогда он пролезет в отверстие банки. Мы переломали дюжину разных лазерных дисков, пытаясь в достаточной мере согнуть их, но поместить внутрь не получалось. Этот же диск был совершенно целый, без следов сгиба. Банку я подарил Анатолию Акимову.
В другой раз "Джокер" предлагал в целую лампочку (прямо в люстре) засунуть напёрсток через "четвёртое измерение". Я отказался (несколько надменно). Мы всегда стараемся не задавать вопросов и не высказываем просьб полтергейсту.
В 2000 году "Джокер" поместил стеклянную стопку 70 грамм в пустую зеленую бутылку 0,7 л, её нашли в таком виде на серванте в комнате. Очевидец Слава осторожно переставил её на пол чтобы она случайно не разбилась. Я тут же приехал на такси. Зашёл и увидел бутылку на полу, а в ней внутри действительно стаканчик. Осторожно стал поднимать двумя пальцами за горлышко и поднял только половину бутылки, оказалось, что она аккуратно разрезана по сложной абсолютно симметричной объёмной кривой, не плоской. Разрезанную бутылку я оставил у Кисляковых и уехал.»
Виктор Фефелов: «У моего приятеля был артефакт. Внутри обычной бутылки 0,5 лежал здоровый сейфовый ключ с двумя бородками. Общая ширина бороздок раза в два больше диаметра горлышка бутылки».
В 90-е по ТВ показывали передачу о полтергейсте, в которой уфолог Юрий Райтаровский демонстрировал стеклянную бутылку-"чебурашку" с находившемся в ней Кубиком-Рубика и монетами которые не способны пролезть в горлышко. Он говорил что полтергейст поместил их туда. Было ещё показано как полтергейст сам играет на детском металлофоне. Видимо, это были видео-материалы по полтергейстам "Вася" и "Био". Возможно, они были безвозвратно уничтожены при пожаре на Останкинской телебашне, а копию никто не успел сделать.
Полтергейст "Фатима-Джокер" согнул гаечный ключ
Исследователь Виктор Фефелов: "В квартире Кисляковых мы однажды утром нашли согнутый гаечный ключ.
Полёт этого гаечного ключа я наблюдал днём раньше. Он залетел из-за угла в комнату, где я находился с видеокамерой. Во время полёта он плавно завернул на 90 градусов в поле зрения видеокамеры и упал под кресло."
Этот гаечный ключ можно считать "постоянным паранормальным объектом", при условии что доступно и опубликовано письменное экспертное заключение по микроанализу окалины об отсутствии следов механического сгиба и отсутствии следов нагревания.
Ури Геллер согнул гаечный ключ Формулы-1
Ури Геллер согнул гаечный ключ перед гонщиками и механиками на Гран-при Формулы-1 в 1998 году.
Ключ из профессионального снаряжения, сделанный из исключительно прочной хромованадиевой стали, физически невозможно согнуть без специального оборудования и нагрева. Механики попытались согнуть его силой и даже зажав в тиски не смогли ничего добиться. Ури Геллер держал его в одной руке на виду у всех, ключ сгибался необычно медленно около 10 минут. Множество свидетелей внимательно наблюдали за процессом. Гонщики - это внимательные люди, от этого качества зависит их жизнь, они не заметили признаков мошенничества или странных манипуляций со стороны Геллера.
Существование «Постоянных паранормальных объектов» - возможно
Таким образом, мы видим что нет запрета на появление таких объектов. Однако существует проблема фиксации и документации таких редких событий:
— В 19-м веке не были сфотографированы результаты успешных экспериментов, не было описано куда делся журнальный столик с деревянными кольцами на ножке и как была прикреплена его крышка. Если объекты существовали - возможно они должны были много раз демонстрироваться на публике, видимо им не уделили должного внимания.
— В 1932 году сцепленные деревянные кольца Марджери не сфотографировали, и не описали сколько было успешных попыток, и куда потом делись кольца. Были ли эти сцепленные кольца показаны Конан Дойлу, Гарри Гудини и другим известным людям, и записаны ли их комментарии? Почему учёный Оливер Лодж не сфотографировал пусть даже сломанные кольца которые получил по почте? Почему Американское общество психических исследований хранило у себя эти сцепленные деревянные кольца в стеклянной запертой витрине и не сделали ни одной фотографии этой витрины? Почему не описаны обстоятельства в которых были найдены сломанные кольца и не сделаны фотографии их остатков?
— В 1978 году в опытах Общества исследований аппортов и телекинеза (SORRAT) не было сделано качественных фотографий кожаных колец. Многочисленные видео-свидетельства материализаций не вызвали ни у кого доверия и были забыты.
— Фанерные кольца не были сфотографированы до эксперимента, нет информации куда делся объект, мало фотографий, нет видео.
— Фотографии Б. Марченко бутылок с предметами внутри ни разу не были опубликованы. Нет описания, куда делись сами объекты и куда делись их фотографии.
— Психиатр В. Трофимов, специально нанятый журналом «Аномалия» для профессионального консультирования по полтергейсту, посетив специально вместе с женой полтергейстную квартиру, увидев лично увеличенные ненормально огромные монеты, не сделал попытки их сфотографировать, и не оставил никакого описания этого события.
— Исследователь Виктор Фефелов утратил артефакт - банку с диском внутри, осталось только 3 фотографии. Нет фотографии бутылки со стопкой внутри (пусть даже и разрезанную по странной линии). Нет фотографии бутылки с ключами внутри. Был отказ от предложения полтергейста "засунуть напёрсток через четвёртое измерение в целую лампочку". Для согнутого гаечного ключа не опубликовано экспертное заключение по микроанализу окалины об отсутствии следов механического сгиба и отсутствии следов нагревания - без этого документа ключ не воспринимается как паранормальный объект.
Выводы
Изучение 150-летней истории появления паранормальных объектов показывает что для их получения были необходимы люди со способностями медиума, либо целенаправленные усилия группы исследователей на спиритических сеансах, либо эксперименты с полтергейстом. В большинстве случаев для получения успешного результата было необходимо высказать устную просьбу, либо просто положить предметы в контейнер для опытов - невидимая сила сама догадывалась что необходимо с ними делать. В других случаях полтергейст проявлял инициативу и подбрасывал исследователям как невозможные предметы так и идеи для их воплощения.
Проблема аномалистики - получение материальных аномальных объектов, постоянно доступных для измерений, остаётся актуальной, и всегда будет оставаться истинной целью любых экспериментов. Нужно отчётливо представлять себе эти цели и в случае успеха:
- надёжно зафиксировать результаты, сделать избыточное количество фотографий на разные камеры, много раз скопировать, разослать в разные СМИ
- не потерять объекты, никому не отдавать даже временно, не допустить их кражи, постоянно находиться рядом, поставить цель максимальной охраны
- придать факт существования аномального объекта максимальной огласке, получить свидетельства известных людей, учёных а затем и официальных лиц
- вести непрерывную видео-съёмку, не выпускать объект из вида
- пригласить исследователей с разными приборами, непрерывно записывать показания ЭМ полей, радиации, температуры и т.п.
- если исследователи убедились что объект аномальный - поставить цель заниматься только одним: максимально показывать на центральных каналах ТВ и охранять от кражи и поломки
История показывает что даже "постоянный" паранормальный объект не даётся на веки вечные, а максимум несколько лет остаётся доступным ограниченному кругу лиц а зачем исчезает.
Также необходимо иметь фантазию для экспериментов, какие именно предметы следует использовать, подходит ли дерево для замкнутых колец, хорошо ли использовать кожу, какой материал более надёжный и наглядный, хорошо ли использовать пластиковые или стеклянные бутылки для помещения внутрь деревянных или металлических объектов. Какой объект будет выглядеть однозначно и не вызывать сомнений в подделке?
Не забывать устно и письменно озвучивать цель экспериментов - именно это чаще всего приводило к успеху.
Пример забывчивости
При проведении Скоулзского эксперимента происходили многие чудеса, появлялись разные предметы, но исследователи и их гости, среди которых были известные учёные, не догадались попросить сцепить два кольца или засунуть монеты в бутылку, и таких объектов не было получено.
Все их появившиеся случайные предметы - монеты и фигурки, газеты из прошлого, менее наглядны и не привлекли большого внимания.
Цели
Эти факты собранные вместе, показывают что получить "чудесные объекты" вполне реально, и имеет смысл стремиться к такому результату, подготовить деревянные или пластиковые кольца, бутылки, обращаться к полтергейсту или домовым с просьбами сцепить предметы, просить медиумов спровоцировать появление таких аппортов, вдохновлять других исследователей проводить подобные эксперименты, показывать что это возможно. Может можно придумать ещё какие-то интересные способы получения невозможных объектов, использовать игровой момент для привлечения внимания. Результат можно достигнуть сообща, повторяя эксперимент многократно, в разных местах, с разными людьми, в разных обстоятельствах. Необязательно, чтобы повезло каждому или только вам - успехом будет считаться если получится хотя бы у кого-то. Это похоже на лотерею, но в выигрыше могут оказаться все. Массовость повторения наверняка приведёт к результату.
Критика
Надо заметить, что все описанные случаи сцепления колец и больших предметов внутри бутылок - могут быть подделкой. Может быть что феномена проникновения материи сквозь материю не существует вовсе. Нет никаких реальных доказательств, а те что якобы были - крайне плохо документированы.
Все объекты могли иметь линии разрыва не заметные на фото, а текстовые описания сами по себе ничего не стоят, тем более что очевидцы не потрудились составить убедительные описания.
Все медиумы имели скандальную репутацию, всех обвиняли в мошенничестве и прочих грехах. Некоторых исследователей обвиняли в легковерии и помутнении рассудка. Например, профессор Цёлльнер нападал на учёных, которые не верили ему, с обвинениями что в них вселился дьявол.
Медиум Марджери проводила некоторые сеансы зачем-то голая, так как рука из эктоплазмы появлялась из особого места. Некоторые заметили что эта рука была сделана из печени животных.
Руководитель эксперимента SORRAT сам был профессиональным иллюзионистом, а презентация его видео-фильма о летающих в аквариуме исчезающих и появляющихся предметах вызвала гомерический хохот на съезде парапсихологов, зрители смеясь сравнивали его с известным в Америке детским кукольным мультиком с дергающимися героями.
Фокусник Джеймс Рэнди легко обманул Сообщество психических исследований создав Проект Alpha, также он участвовал в скандалах разоблачений и объявил что заплатит 10.000 долларов за реальные доказательства. Но когда ему предоставили сцепленные фанерные кольца с рентген-снимками и заключениями экспертов по материаловедению, отказался платить и сам стал создавать такие же кольца "каждый день просто для развлечения". А в возрасте 82 лет он, посмотрев фильм «Харви Милк», совершил свой первый каминг-аут.
Скандалов было много и ни разу для исследований не были созданы чистые идеальные условия. Но возможно полтергейстные силы специально выбирают аферистов для своих проявлений и любят мистификации, максимально всё запутывая, создавая с их точки зрения красивый запутанный сюжет. Может быть они манипулируют всей этой сценой из спрятанных чудес, влияя не только на фокальные лица но и на самих исследователей полтергейста.
Редкие цитирования
Если посмотреть, какое количество журналов и современных сайтов цитировали приведённые фотографии, можно с удивлением обнаружить что совсем небольшое, почти нулевое. Несколько раз в американских специализированных газетах и пара раз в малоизвестных блогах, этого явно не достаточно чтобы читатели интересующиеся паранормальными феноменами вообще знали о таких наглядных способах доказательства прохождения материи сквозь материю.
— — —
Подбор и обработка информации, перевод и исследование источников, поиск и обработка фотографий, перевод и монтаж видео: Oreshnikov M.
vk.com/poltergeist_poisk, vk.com/russian_ufology