Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 26. Две английские прогрессивные группы с разной судьбой: Baba Scholae и Babe Ruth.

Группа Baba Scholae
Группа Baba Scholae

Ну вот наконец закончим знакомиться с первой буквой алфавита и перейдем ко второй, хотя можно было и еще рассказать о других группах, но все же я выделил те, которые более мне по душе и про которые больше информации.

Baba Scholae
Представьте себе прогрессивную рок-группу, которая записывалась в Лондоне в 1969 году. Но по целому ряду причин пластинка была утеряна, и только 43 года спустя запись появилась.
Baba Scholae это прогрессивная рок-группа, родившаяся в 1967 году в Париже под руководством Jean-Yves Labat de Rossi, который с детства играл на органе, а позже с группой записал альбом в Лондоне, а затем эмигрировал в Соединенные Штаты и поселился в Вудстоке. Он был более известен как M Frog, маэстро синтезатора и клавишных на ранних альбомах Todd Rundgren's Utopia и, по совпадению, основатель лейбла Ad Vitam.
Jean-Yves Labat de Rossi лично так сказал корреспонденту про образование группы: “Первое образование было получено в 1967 году. В то время я был студентом факультета изящных искусств в Париже и хотел в полной мере реализовать свою страсть к рок-н-роллу. Постепенно, по мере знакомства, была сформирована первая группа с Jules (гитара), Pears (ударные), еще одним гитаристом (Alain), басистом (Gérard) и саксофонистом, имя которого я, к сожалению, забыл… Нашей штаб-квартирой было кафе "Бонапарт", а местом проведения репетиций-сырая пещера на горе Сент-Женевьев. Так родилась Baba Scholae…”
В 1967 года... они собирались поехать в Лондон и открыться для публики благодаря продюсеру Tommy Weber и его контактам в Великобритании, но это был не очень хороший опыт, так как кто-то украл все их музыкальное оборудование перед концертом, но они все равно играли на заимствованных инструментах, хотя все прошло не очень хорошо. В результате чего группа вернулась во Францию и распалась. Jean-Yves в конце концов вернулся в Лондон, опять же благодаря Tommy Weber, и с некоторыми британскими музыкантами они записали одноименный альбом 1969 года профессионально в IBC Sound Recording Studios в Лондоне, но из-за ссор они расстались, прежде чем выпустить альбом широкой публике.
Состав:
Woody Woodbine — vocals
John Arthur Holbrook — guitar, keyboards, vocals
Jules Vigh — guitar, mellotron
Alan Jones — bass
Jean-Yves Labat de Rossi — flutes, saxophone, bombarde, keyboards, vocals
Steve Baylis — drums

Альбом "Baba Scholae" 1969 года
Альбом "Baba Scholae" 1969 года

Если бы Baba Scholae сосредоточились на расширенном написании песен, мы бы говорили об одной из первых прогрессивных рок-групп с King Crimson, East of Eden и им подобными, но они превратились в более компактные треки с ограниченным временем звучания, так что Proto Prog было бы более точным обозначением для группы. Несмотря на это, материал почти всегда завораживает психоделическими движениями, более жесткими пассажами и даже некоторыми прекрасными джазовыми идеями, наполненными саксофоном, для которых характерны грубые грувы, изменения темпа, романтические темы, впечатляющая инструментовка благодаря глубокому музыкальному образованию Jean-Yves Labat de Rossi (игра на саксофоне, флейте, клавишах).

Первый трек “1984-Melancolia Street”, в частности, повергнет поклонников жанра прогрессивного рока в обморок своими многочисленными тематическими и метрическими сдвигами, напоминая ультрасовременные британские группы, такие как Cressida и Web (эпоха "I Spider"). Несколько превосходных гитар, саксофон, бомбарда (тростниковый инструмент, используемый в основном в Бретани) и флейта определяют эту продвинутую работу. Возможно, в целом это не сногсшибательно, но, учитывая дату выпуска в 1969 году, определенно на один-два полных года опережает свое время. Поклонники прогрессивного жанра, пропитанного психоделикой, определенно захотят приобрести это. Это профессиональная запись, сохраненная на века, а не какое-то мутное демо, которое вам придется вытерпеть, чтобы в полной мере оценить.

Было выпущено всего три копии (ацетаты) из 69, но культ альбома сохраняется и по сей день. Часто сравниваемый с творчеством King Crimson, Pink Floyd, Soft Machine и Gong, альбом Baba Scholae "69" действительно является шедевром "потерянных и вновь найденных", музыка которого на годы опередила свое время.

В примечаниях к альбому создатели подчеркивают, что эта запись является подлинной записью с мастер-кассет без какого-либо ремастеринга или звуковой обработки.

Babe Ruth

Группа Babe Ruth
Группа Babe Ruth

Гитарист и автор песен Alan Shacklock из Хэтфилда, Англия, начал свою карьеру в далеком 1963 году со своей первой группой The Juniors в нежном возрасте 12 лет, но на протяжении всего пути, пока он не сформировал свою собственную группу Shacklock в 1970 году, он успел поиграть вместе с John Glascock из Jethro Tull и его братом Brian Glascock , который в конечном итоге присоединился к Motels, а также сотрудничал с Mick Taylor из Rolling Stones, Carl Palmer из ELP и покойным великим John Bonham из Led Zeppelin. Казалось, судьба была на его стороне с самого начала, поскольку он привлекал в свою жизнь одного интересного персонажа за другим. Группа Shacklock была создана для того, чтобы стать той промежуточной точкой между возможностями хард-блюзового рока и прогрессивно-ориентированного рока.

Будучи в группе под названием Shacklock, молодой Alan Shacklock привлек таланты Dave Hewitt (бас-гитара), Dick Powell (ударные) и Dave Punshon (клавишные), но только после того, как они обнаружили вокальное очарование Janita Haan, группа по-настоящему достигла успеха, сменив название на Babe Ruth, в честь выдающегося бейсболиста США.

Первоначальный состав:
- Janita Haan / lead vocals
- Dave Hewitt / bass
- Dick Powell / drums
- Dave Punshon / piano
- Alan Shacklock / guitar, vocals, organ, percussion

Группа страдала от кадровых проблем и изменений в составе на протяжении всей своей карьеры, что привело к непоследовательности в их работе и неизбежно помешало их прорыву в высшую лигу. Они начинали как обычная рок-группа того времени с прогрессивными влияниями, хотя они ослабли по мере того, как кадровые изменения взяли свое. Главными сильными сторонами группы были игра Alan Shacklock и очень мощный голос Janita Haan.

Их первый альбом “First Base” 1972 года стал золотым в Канаде, отлично продавался в США, но не смог пробить брешь в родной Великобритании, где прог-рок был гораздо более популярен, чем в Северной Америке. Тем не менее, благодаря постоянным гастролям они стали популярной достопримечательностью на концертных площадках и собирали солидную аудиторию.

альбом “First Base” 1972 года
альбом “First Base” 1972 года

К группе относились по-королевски, поскольку они записывали “First Base” в Abbey Road Studios с помощью таких великих музыкантов, как Tony Clarke, Paul McCartney, Cliff Richard...

Babe Ruth создали уникальное сочетание прог-рока. Несмотря на то, что альбом “First Base” часто считают хард-роковым, здесь много и проговых влияний, где раскрываются тяжелые гитарные блюзовые сольные риффы. По большей части это замысловато оформленная смесь утонченного прогрессивного камерного рока, которая включает в себя множество элементов, которые вывели прог на первый план в начале 70-х. Для тех, кто ищет исключительно хард-рок альбом, они наверняка будут разочарованы, поскольку хард-рок - это всего лишь один важный элемент, который рассудительно, но нерегулярно разбросан по всему альбому. Хотя общая суть заключается в том, что более жесткие рок-треки менее проговые, а проговые треки менее тяжелые, но по сути все треки в определенной степени содержат оба элемента.

1973 год начался для Babe Ruth с национального тура "Harvestmobile" в компании с "ELO", Roy Wood, Kevin Ayers, "Edgar Broughton Band" , после чего барабанную установку занял Ed Spevock. Несколько позже Dave Punshon сменил Chris Holmes (экс-"Time Box"), и обновленный состав, вновь окопавшийся в "Abbey Road", записали “Amar Caballero» в том же 1973 году.

Альбом “Amar Caballero» 1973 год
Альбом “Amar Caballero» 1973 год

Он сильно отличается от дебютного, поскольку в нем больше влияний соула, r & b и испанской музыки. Здесь много струнных, флейт, конгов, труб, саксофона... Не слишком рокерный, но довольно интересный альбом. Получившийся альбом, вероятно, стал их самым сильным и даже попал в чарты Соединенных Штатов на 75-ю строчку. Релиз сопровождался первым визитом в Северную Америку, где "Babe Ruth" довелось поиграть вместе с "Three Dog Night", Iggy Pop и "The Who".

В 1974 году команда вторично наведалась за океан, а после гастролировала по Европе на разогреве у "Uriah Heep".

По окончании тура Chris Holmes передал клавиши Steve Gurl, при участии которого был записан третий одноименный студийный альбом в 1975 году. Прогрессива на данном альбоме поубавилось, а вместо этого на первое место выдвинулись соул, фолк и "кинематографические" номера типа композиции Морриконе "A Fistful Of Dollars".

Альбом "Babe Ruth" 1975 год
Альбом "Babe Ruth" 1975 год

Несмотря на относительный успех пластинки на американском континенте, команду покинул ее основатель Alan Shacklock. Его место занял Bernie Marsden, и вскоре Babe Ruth выпустили альбом "Stealin' Home" на лейбле Capitol Records в том же 1975 году, который стилистически не так уж далек от своего предшественника.

альбом "Stealin' Home" 1975 года
альбом "Stealin' Home" 1975 года

Это по сути альбом в стиле хард-рок, а музыкальный стиль не совсем отличался от музыкального стиля Wishbone Ash (без двойной гитарной атаки). Своего рода более мягкий стиль хард-рока, но прога там практически не осталось.

В целом "Stealin Home" - достойный релиз Babe Ruth, хотя я бы послушал любой из первых трех студийных альбомов до этого.

В 1976 году был выпущен альбом" Kid's Stuff " лейблом Capitol Records в США и лейблом EMI Records в Великобритании. Серьезные изменения в составе произошли перед записью альбома, когда вокалистка Janita Haan покинула группу, и ее заменила Ellie Hope. Как следствие этого, в " Kid's Stuff " не осталось ни одного участника из состава, записавшего дебютный альбом "First Base (1972)".

альбом" Kid's Stuff " 1976 год
альбом" Kid's Stuff " 1976 год

Независимо от смены состава на месте ведущего вокалиста, музыка на самом деле по-прежнему звучит как Babe Ruth, хотя несколько фанковых элементов нашли свое отражение в звучании группы. Новая вокалистка Элли Хоуп обладала неплохим голосом и проделала достойную работу над альбомом, но ей трудно достичь высот фантастической Janita Haan. Композиции, как правило, не очень сильные, было заметно некоторое смещение в поп-рок и даже немного зашли на территорию диско, однако это не принесло ей новых поклонников и лишь отпугнуло старых.
Команда вскоре распалась.

Группа Babe Ruth
Группа Babe Ruth