Я встретила 75 видов птиц за эту зиму в Петербурге и Ленобласти. Показываю фото каждого из них

14K прочитали

Завершился проект сайта iNaturalist "Российская зима 2022-2023". У нас объединяют Санкт-Петербург и Ленинградскую область в отдельный регион в рамках этого конкурса, и я уже несколько лет активно в нём участвую. Моя главная цель - встретить больше видов, чем я видела в прошлый раз. Пока получается :) В этой статье я расскажу о всех видах и покажу фотографии.

Зеленушка
Зеленушка

Важный момент: проект начинается в середине ноября, когда у нас в регионе ещё не все птицы улетели на зимовку, поэтому сюда попали в том числе задержавшиеся товарищи, которые массово у нас не зимуют. Об этом я буду уточнять отдельно. И для удобства я объединяю всех птиц по семействам - листайте галереи, чтобы посмотреть всех на фото.

Поганковые

Из поганок у нас в городе систематически зимует только малая поганка: несколько особей каждую зиму встречают в городе уже несколько лет подряд. В этом году я встретила сразу 9 в одном месте! И ещё мне попалась редкость: большая поганка (чомга), зимующая в черте Петербурга.

Баклановые

Одиночные большие бакланы остаются на заливе в Ленобласти, в этом году я встретила одну птицу в окрестностях города Сосновый Бор.

Большой баклан
Большой баклан

Цаплевые

Ежегодно в городе зимуют одинокие серые цапли, но мне этой зимой они не попадались. Особь на фото я нашла в городе Сосновый Бор, а в феврале ещё застала одну на реке Ижора в Гатчинском районе Ленобласти. Также есть свидетельства зимовки целой колонии серых цапель из нескольких десятков особей, но я хоть и вычислила место правильно, но времени и желания не было, чтобы доехать. Может, на днях соберусь. А вот большая белая цапля задержалась в городе перед отлётом на зимовку - её я встретила в середине ноября.

Утиные

Из лебедей в этом году мне попался только лебедь-шипун. Ожидала застать кликунов в Приозерске, но я была там в начале декабря, а потом в начале февраля. Сперва их ещё там не было, а потом уже не было, хотя каждый год я как раз ездила смотреть на них в феврале месяце. В следующем году не буду ждать, если появятся свидетельства о том, что они уже прилетели на Вуоксу.

Лебедь-шипун, самец
Лебедь-шипун, самец

Из речных уток выбор не очень большой, но я встретила всех, кто у нас попадается в это время. В ноябре я застала целую стаю серых уток, не успевших улететь, но и зимой мне попадались единичные особи. Крякву, я думаю, и так все знают. Вот зимующие шилохвости мне не попадались, хоть в прошлые зимы я регулярно наблюдала самок в толпах крякв. В этом году я видела селезня в ноябре - не успел к тому времени улететь. И ещё мне попалась самка чирка-свистунка, но я видела фото целых стаек от февраля месяца.

Из нырковых уток упомяну в первую очередь каменушку. Этот самец продолжает успешно жить в Петербурге уже лет 6. Ещё в этом году мне посчастливилось наблюдать турпана в городской черте. Традиционно было много гоголей - они держатся на многих незамерзающих участках воды и попадаются повсеместно. Попался мне в этом году и красноголовый нырок примерно в декабре. В одну из прошлых зим пара-тройка особей зимовала в Гатчине. Хохлатой чернетью зимой не удивить: одиночные птицы попадаются периодически, если внимательно осматривать открытую воду. И ещё мне кажется, что в ноябре мне попалась как раз задержавшаяся морская чернеть, хотя 100% уверенности у меня нет: птица была слишком далеко от меня.

Из крохалей у нас ежегодно встречается большой крохаль и вот уже несколько зим попадается и малый крохаль (луток).

Ястребиные

Начну с орлана-белохвоста. Пару особей видела в Ленобласти - они остаются у нас на зимовку и встречаются даже в центре Петербурга. Это наш самый крупный представитель семейства в регионе. Попались мне и канюки: обыкновенный и мохноногий, мохноногий стал для меня новым (лайфером). Тетеревятник и перепелятник - наши обычные городские виды, их можно встретить и во многих парках, в том числе в центральных.

Фазановые

Серые куропатки живут стайками. Их можно встретить в полях и на пустырях. За этими товарищами я ездила специально, хотя иногда на них можно случайно наткнуться в самых неожиданных местах, но этой зимой мне на такие встречи не везло.

Серая куропатка
Серая куропатка

Пастушковые

Наиболее многочисленные представители - это лысухи. В Петербурге зимой встречаются редко, а вот в Гатчине их могут быть десятки, а иногда даже сотни. Напоминаю, что лысуха - не утка, хотя и водоплавающая птица. Её родственница камышница ежегодно зимует в одном тёплом местечке прямо в Петербурге, вот и этот год не стал исключением.

Чайковые

Наиболее массовый вид у нас зимой - это серебристая чайка. Именно этих птиц мы видим в 90% случаев, если не чаще. Реже попадаются морские чайки - они крупные и с тёмным оперением крыльев. Ещё иногда попадаются балтийские клуши, это наш местный подвид клуши - они похожи на морских чаек, но не такие крупные и более изящные, если можно так сказать. Проще всего их отличить, когда они стоят - у клуши лапы жёлтые. Ещё мне в этом году повезло увидеть бургомистра - для нашего региона это залётный вид, попадаются не ежегодно единичные особи.

Сизые чайки массово на зиму улетают, но иногда встречаются единичные особи. Птица на фото снята в ноябре - скорее всего, они улетели. Хотя в конце февраля уже стали появляться стаи сизых снова. И наиболее редкая из местных - озёрная чайка. Этот вид зимует только в виде единичных особей, и я за зиму озёрок видела лишь пару раз, не считая ноября, когда ещё не все улетели.

Голубиные

В этом семействе были сюрпризы. В этом году в городе зимовали сразу 2 вяхиря, взрослый и молодой, хотя они всегда улетают. Успешно ли - не могу сказать. И повсеместно попадались главные горожане - сизые голуби одомашненного типа, которых закармливают сердобольные граждане круглый год, из-за чего численность этого вида растёт в геометрической прогрессии. Надеюсь, что это благоприятно отразится на численности хищников, которые на них охотятся.

Совиные

На сов в этом году очень везло, и не собрать всё "комбо" мог только ленивый. В некоторых парках можно было встретить сразу 3-4 вида сов за одну прогулку! Главной звездой бёрдерских сообществ стала, конечно, бородатая неясыть. Многие занесли в свой лайфлист и загородную ястребиную сову. Продолжали радовать и серые неясыти, а я даже нашла одно дупло, на поиски которого потратила 3 года - расскажу о нём в отдельной статье. Воробьиные сычи тоже попадались на старых местах. На этом фоне даже ушастые совы перестали удивлять :) Но вот к концу февраля порадовала и длиннохвостая неясыть, которая вернулась в дупло, в котором провела всю зиму пару лет назад. Это не все совы, которые у нас водятся и которых можно встретить зимой, но я и так довольна как слон.

Дятловые

Этой зимой из всех наших дятлов я не встретила только одного, зелёного, хотя чистокровного у нас, по-моему, уже и не встретить: на всех фото гибрид зелёного и седого (выглядит как зелёный, но у него розовые глаза).

Самой яркой встречей стал чёрный дятел или желна. Попался один раз и стал лайфером. Видела пару раз я и самку седого дятла - в этом году она облюбовала парк у моего дома. Наиболее многочисленным по-прежнему остаётся большой пёстрый. Также в этом году вновь попался средний пёстрый, и есть предположение, что он осваивается в нашем регионе и что популяция продвигается на север. Видела я и малого пёстрого, хотя всего 1-2 раза. Попадались мне в том числе белоспинные дятлы, не очень редко, и один раз я видела трёхпалого.

Сорокопутовые

Серый сорокопут этой зимой попался мне всего один раз, но я и этому рада. Птица зимует в регионе ежегодно, но порой приходится побегать, чтобы её найти.

Завершился проект сайта iNaturalist "Российская зима 2022-2023".-16

Врановые

Из местных представителей семейства мне не повстречалась только кедровка. А все остальные виды я "закрыла". Часто попадались вОроны, обычно на окраине города или в области. Нашла даже одно гнездо и пару рядом в конце февраля - возможно, будут гнездиться. Ближе к лету проверю место. Много видела, а чаще слышала, соек. Осенью застала грачей - зимой не видела, хотя знаю, где их можно застать, но мне было лень ехать. Галки зимуют прямо рядом с моим домом у помойки и радуются жизни. Серую ворону представлять не надо - их хватает :) Сорок тоже видела много, но вот удачно снять так и не получилось.

Свиристелевые

Свиристели попадались в первую половину зимы, а потом исчезли. Но я в этом году впервые наблюдала за ними очень близко, буквально на расстоянии вытянутой руки.

Свиристель
Свиристель

Оляпковые

Оляпка по-прежнему радует каждую зиму. Хотела в этом году поискать их поближе к дому, но так и не занялась этим. Езжу далеко в область.

Оляпка
Оляпка

Корольковые

Желтоголовый королёк - типичный спутник хвойных зарослей в наших парках. Вы могли его не видеть, но точно слышали.

Желтоголовый королёк
Желтоголовый королёк

Дроздовые

Зимой попадались периодически одиночные дрозды-рябинники, хотя в прошлом году видела гигантские стаи. Этой же зимой стайки мне попадались очень маленькие и всего пару раз. Чёрные дрозды традиционно попадались в некоторых парках у кормушек.

Длиннохвостые синицы

Длиннохвостая синица (ополовник) в этом году попадалась мне часто, а ещё я впервые видела, что они тоже едят у кормушек.

Ополовник
Ополовник

Синицевые

Хохлатые синицы в начале зимы мне почти не попадались, в основном наши встречи пришлись на февраль. Больших синиц было много, лазоревки тоже присутствовали в привычном количестве. Черноголовых гаичек было традиционно мало, чаще попадались пухляки. Интересно, что черноголовые встречались там же, где и в прошлые годы - не у каждой кормушки их можно встретить, я даже искала специально. И московок было мало, этих синичек тоже пришлось искать.

Поползневые

Обыкновенный поползень - один из главных лесных и парковых жителей, попадался повсеместно.

Обыкновенный поползень
Обыкновенный поползень

Пищуховые

Обыкновенная пищуха стала мне попадаться будто бы чаще. Или я стала более внимательной. Даже удивительно, что их так много, а я до увлечения птицами их никогда не замечала.

Обыкновенная пищуха
Обыкновенная пищуха

Воробьиные

Попадались и полевые, и домовые воробьи. Одну стайку регулярно подкармливаю просом недалеко от дома: они живут в кустах у оживлённого перекрёстка.

Вьюрковые

Это последняя группа. Зеленушки попадались часто относительно прошлых лет, хотя снять их не всегда получалось - осторожничают. Щеглов видела лишь один раз - не везло с ними. Снегирей, показалось, было больше, чем обычно. Слышу их регулярно, даже если не вижу. Пришлось побегать за зябликом: одиночные птицы у нас зимуют, но мне в прошлые зимы не везло, а тут целенаправленно искала по наводке и нашла. А ещё периодически попадались чижи, но этой зимой ни разу не видела их у кормушек.

Итог

Этой зимой у меня были и новые виды в плане жизненного списка птиц, и в плане зимних встреч. В то же время остались птицы, которых мне не довелось увидеть, хотя в прошлые зимы я их встречала. Например, мне не попался зимородок, но я его почти и не искала, если честно. Или, как я уже писала в статье, кликуны, так как мы разминулись, а ехать в новое место их зимовки без машины я не стала.

В любом случае, это была отличная зима в плане наблюдений, которая подарила мне в том числе новые виды. В марте наблюдать буду реже, а вот с апреля уже можно углубляться в любимые места и следить за миграцией.