Найти тему
Глобальная История

Мегалитическая религия Древней Европы и корни индийской цивилизации.

Внимание ученых, исследователей, издавно привлекали мегалитические сооружения Западной и Северной Европы. Вызывало изумление технологическое мастерство земледельцев, которые оказались способны устанавливать в особую композицию огромные каменные блоки (например, в Карнаке, или самое популярное – в Стонхендже). Монументы составляют часть целого комплекса, тянущегося через половину Европы.

В состав мегалитического комплекса входит три категории объектов:

1. Менгир (большой камень, стоящий вертикально);

2. Кромлех (группа менгиров, стоящих кругом или полукругом);

3. Дольмен (нечто вроде камеры, составленной из нескольких камней и «крыши».

Дольмен
Дольмен

Дольмены являют собой места погребений. Наличие множества огромных дольменов, расположенных в широком ареале, иногда находящихся под курганами свидетельствует о значении и важности культа мертвых, в эпоху на заре европейской цивилизации. Дома живых в неолитической Европе были простыми и недолговечными, а сооружения для мертвых сооружали из камня, на века. Они должны были выдержать испытание временем, и символизировали тип существования защищенный от разрушительного течения времени.

Вообще, можно сказать, что в цивилизации, основу которой когда-то составляли каменные орудия, сам камень ассоциировался с прочностью, и, даже можно сказать, с вечностью. С открытием земледелия, человек как бы разделил хрупкую судьбу растений, но в то же время (в представлениях) и циклический характер их судьбы – рождение, смерть, возрождение. Считалось, что недоступная в посюсторонней жизни, вечность достижима через смерть. Потому, дома мертвых и строились из камня – на века.

Неолитические люди верили во всемогущество предков, которые как бы присматривают за миром живых. Для строителей мегалитов центром культа являлось ритуальное объединение с предками. В рамках мегалитической религии предкам подносили пищу и напитки, совершали жертвоприношения, устраивали близ могил ритуальные трапезы. Камень – мегалитический элемент – представлял собой мистическое тело предка – каменный «заместитель». Считалось, что предки иногда покидают свои могилы и вступают в общение с живыми.

-3

Менгиры наделялись и генеративными функциями, считалось что «ритуальное общение» с ними женщин способствовало зачатию и рождению детей: «Первоначальной – и фундаментальной – идеей была «трансмутация» предков в камень, и менгир либо служил заместителем тела, либо содержал какой-то существенный элемент умершего - скелет, пепел, душу – в самой своей структуре»[1].

Некоторые мегалитические комплексы (особенно крупные) являли собой важные церемониальные центры. Вокруг них устраивали празднества, в ходе которых совершались жертвоприношения и проводились танцы и процессии. Большинство церемоний, судя по всему, было связано с культом мертвых. Мегалитический комплекс олицетворял собой Центр Мира.

Существовал (судя по находкам во Франции и на Иберийском полуострове) куль богини-хранительницы мертвых. Храмы сооружались как центры культа почитания Великой Богини. При этом в храмах не обнаружено никаких захоронений, но общая связь с культом предков все же прослеживается. На поверхности многих дольменов и менгиров обнаружены разнообразные символы – топоры (символ бога грозы), змеи, солнце с лучами, олень.

-4

Когда-то возникновение мегалитических культур в Западной и Северной Европе объяснялось учеными воздействием мигрантов из восточного Средиземноморья. Влияние это представляли порой по аналогии с будущими колонизациями, протекавшими в Европе. Гордон Чайлд полагал, что «мегалитическую религию» распространяли средиземноморские первопроходцы, и идея сооружения мегалитических могил была усвоена многими обществами на широком историческом пространстве.

Однако, позже, идея о ведущей роли мигрантов из восточного Средиземноморья, в зарождении и распространении мегалитических комплексов была опровергнута. Удалось установить, с использование новых методов датировки, что во Франции мегалиты стали устанавливать еще до 4000 г. до н.э., а в Англии и Дании до 3000 г. до н.э., что отрицало воздействие восточной миграции. Таким образом оказалось, что европейский мегалитический комплекс создавался до эгейского воздействия.

"Аллея менгиров" в Карнаке
"Аллея менгиров" в Карнаке

Предпринимались и иные попытки объяснить происхождение мегалитов из единого центра. Так Г. Эллиот Смит выдвинул панегипетскую гипотезу, по которой все мегалиты восходили к Египту.

Вообще же, мегалиты доисторического происхождения распространены на обширной территории и за пределами Европы. Они существуют в Алжире, Палестине, на Цейлоне, в Тибете и Кореи. Даже здесь, некоторые исследователи, например, Гейне-Гельдерн попытались объяснить столь широкое распространение происхождением из единого центра – в восточном Средиземноморье.

Можно с уверенностью говорить, что большая часть мегалитических памятников возводилась в ходе церемоний, которые были призваны защитить души во время их путешествия в загробный мир. Мегалиты воплощали в себе связь между мирами живых и умерших. Они должны были обеспечивать плодовитость и плодородие в мире, что лежал вокруг мегалитических комплексов. Места, в которых были установлены мегалиты, являлись и культовыми площадками и общественными центрами. Там оглашались генеалогии и имена предков. Люди верили, что их имена будут помнить посредством камня.

Гейне-Гельдерн полагал, что начавшие существовать в пятом тысячелетии мегалитические культуры де-факто не прерывались вплоть до наших дней. Но в то же время он отрицает существование «мегалитического культурного круга» с едиными для всех религиозными элементами.

Элиаде говорит, что «проблема непрерывности мегалитического комплекса является существенной и должна оставаться открытой для изучения»[2]. Эта проблема, действительно, представляет собой одну из величайших загадок истории. Нужно понимать, что вне зависимости от принимаемых гипотез нельзя говорить об одной мегалитической культуре.

К проблеме мегалитизма примыкает ранняя история цивилизации в Индии, речь идет об Индской цивилизации. Раскопки в Хараппе и Мохенджо-Даро (древнейших городах Индии, предшествовавших вторжению индоевропейцев) указывают на хорошо развитую городскую культуру. В то же время она была довольно статична, и на протяжении тысячи лет в ней не появлялось новых элементов.

Мохенджо Даро
Мохенджо Даро

Истоки индской цивилизации следует искать в Белуджистане, как полагал Фэрсервис, предки хараппцев происходили от древнейших земледельцев Ирана. Дохараппские поселения имели культовое происхождение, и играли роль церемониальных центров. Древнейшие города возводились вокруг святилищ – ритуальных центров мира.

Верования хараппцев находятся в интересном взаимоотношения с будущим индуизмом, и известны ученым в их основных направлениях. Фигурки и изображения на печатях указывают на традиционный для неолита культ Богини-Матери. Имеется и изображение Великого бога, которого некоторые толкуют как прототип Шивы. Множество сцен изображают взаимоотношение между человеком и животным миром, а в других случаях изображения намекают на развитый культ мертвых. Некоторые исследователи прямо указывают на «индуистский» характер религии Хараппы. Есть изображения богов в йогических позах, и изображения подчеркивающие ритуальную ценность деревьев. Важно понимать, что в результате плохо понимаемого исторического процесса, элементы хараппской религии в будущем были поглощены индуизмом. Дискуссионными являются причины упадка и разрушения главных городов Индской цивилизации. Скорее всего к этому привел целый ряд причин. Среди них называются засуха, катастрофические разливы Инда, сейсмические колебания и вторжение индоариев. Окончательный упадок Хараппы и Мохенджо-Даро наступил к 1750 г.

[1] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с. 112.

[2] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с 118.