По мнению председателя Совета Федерации, когда ученик получает знания в готовом виде, он не учится самостоятельно выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы
МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. Необходимо прививать подрастающему поколению способность мыслить самостоятельно посредством отдельного школьного предмета или специальных методик, чтобы современный ученик мог выдвигать гипотезы и делать выводы. Об этом председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко написала в блоге, посвященном 200-летию со дня рождения отечественного педагога, публициста и общественного деятеля Константина Ушинского.
"У учителей возникает необходимость "втискивать" все более обширный объем знаний в прежнее количество учебных часов. Что нередко ведет к "спрямлению" пути обучаемого к определенным знаниям, к их применению на практике. Сам путь постижения истины, движения мысли к ней остается здесь за рамками обучения", - написала спикер Совфеда в своем блоге.
Она полагает, что когда школьник получает знание в готовом виде, он не овладевает искусством самостоятельно искать новое, выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы, то есть "не учится мыслить, познавать".
"Эту опасность хорошо видел Ушинский. Он выступал за включение в школьный курс предмета "Логика". И тогда это было реализовано. В наше время тоже нужно обратить внимание на то, чтобы прививать подрастающему поколению культуру, дисциплину мышления, способность мыслить самостоятельно. Каким образом это должно делаться, нужен ли для этого отдельный предмет или специальные методики, - вопрос для обсуждения", - отметила Матвиенко.
При этом, по ее мнению, необходимость эта очевидна, "особенно в условиях компьютеризации, повсеместного пользования гаджетами".
Председатель верхней палаты парламента отметила, что несомненным достоинством советской школы, ее признанное в мире преимущество заключалось в широте и фундаментальности знаний, которые она давала.
"В определенный период мы это преимущество в какой-то мере утратили, но не потеряли совсем, как это иной раз можно услышать или прочитать <...>. Считаю ключевой задачей сейчас - как можно скорее восстановить, вернуть наше былое преимущество", - написала она.
По словам спикера Совфеда, работа в этом направлении уже ведется. "Речь прежде всего о новых федеральных государственных образовательных стандартах, которые вступили в силу с осени 2022 года. Они, что называется, "заточены" на то, чтобы дать школьникам широкие и прочные знания по всем предметам", - констатировала Матвиенко.
Она добавила, что обновление программ и методов обучения - это большая и очень непростая работа, которая вместе с тем должна быть выполнена, "чтобы объем и качество знаний, которые современная российская школа дает своим ученикам, ни в чем не уступали тем, что получают их сверстники в других государствах".