Найти тему
Белорус и Я

20 лет назад не стало Владимира МУЛЯВИНА

Оглавление
В Белоруссии не верили в успех «Песняров», а в Москве зеркалили обложку их первого диска

Московских окон песняровский след

Знаменитый портрет Мулявина.
Знаменитый портрет Мулявина.
В 2023 году почитатели творчества знаменитого белорусского ансамбля отмечают сразу две весомые даты биографии его лидера – народного артиста СССР и Беларуси Владимира Мулявина

Двенадцатого января 1941-го, 82 года назад, будущий музыкант родился в Свердловске, а 26 января исполнилось ровно 20 лет, как Владимира Георгиевича не стало.

Об этом артисте часто говорят как об уральском самородке, истинный блеск которого раскрылся в Беларуси. Но к этой аксиоме можно добавить и огромную роль Москвы, возможности которой Мулявин – не только творец, но и чуткий управленец – вовремя оценил и использовал. А порой именно в Москве «Песнярам» помогал Его Величество Случай. Мы решили вспомнить связанные с Москвой факты из истории главного детища Владимира Мулявина – ансамбля «Песняры».

За первую пластинку спасибо Сандунам

Первое название ансамбля – «Лявоны» – отголосок той поры, когда музыканты были всего-навсего аккомпанирующим составом в минском ревю «Лявониха». Свой проект, в котором участвовали певцы и танцоры, мимы и акробаты, Белгосфилармония раскручивала всеми силами, ведь он имел огромный кассовый успех. Даже выхлопотали под «Лявониху» пластинку на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия». На одной стороне винила хотели поместить «солянку» из номеров ревю, на второй записать романсы в исполнении главной звезды программы – популярного белорусского певца Эдуарда Мицуля, аранжированные 28-летним гитаристом Владимиром Мулявиным.

Ансамбль "Лявоны" аккомпанирует вокальному дуэту
Ансамбль "Лявоны" аккомпанирует вокальному дуэту

Но все планы вмиг рухнули, когда Мицуль отказался от записи, чтобы пойти в… баню – знаменитые московские Сандуны. Тут-то и стало ясно: записывать из участников ревю некого, кроме вокального квартета «Нарочанка» и инструменталистов – будущих «Песняров».

Правда, в загашнике последних уже имелось несколько песен. Но была и проблема: коллектив не был оформлен как ВИА и не прошёл худсовет, чтобы даже просто выходить на сцену с самостоятельной программой, не говоря уже о записи на «Мелодии»!

Однако редакторы студии закрыли на эти нюансы глаза. На одной стороне гибкого диска вышла песня «Ты мне вясною прыснілася», которая спустя два года, в 1971-м, откроет и первый настоящий альбом «Песняров». Исполнителей москвичи указали как ВИА «Лявониха», его руководителем – Мулявина. На второй стороне был «Экспромт» той самой «Нарочанки», которой тоже подыграли будущие «Песняры».

Ансамбль "Лявоны"
Ансамбль "Лявоны"

Пикантности ситуации придавало то, что запись сделали втайне от минского филармонического руководства, которое не слишком жаловало молодой ансамбль. Потому пластинка официально не существующего белорусского коллектива, конечно, произвела в Минске эффект разорвавшейся бомбы. Лишь когда страсти улеглись, в сентябре 1969 года музыканты смогли добиться заседания художественного совета, где и обрели статус вокально-инструментального ансамбля.

Покорили столицу

Десятилетиями у «Песняров» (даже в непростых 1990-х) было железное правило: все новые программы показывать в Москве. Порой раньше, чем в Минске.

«Песняры» в Московском театре эстрады.
«Песняры» в Московском театре эстрады.

«Мы помним, кому наш ансамбль обязан первым успехом», –говорил Владимир Мулявин. А в другой раз добавлял: «Нас открыла Москва. Именно здесь мы получили первое признание, известность и поддержку. И мы всегда будем благодарны этому городу».

Речь идёт про октябрь 1970-го, когда ансамбль в столице СССР одержал свою главную победу – завоевал II премию (первую тогда не вручали) на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, разделив её со Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диела». Эта удача давала артистам как лауреатам творческого состязания право на «красную строку» – самостоятельную концертную программу.

Так выглядели репетиции «Песняров».
Так выглядели репетиции «Песняров».

А ведь обстоятельства победы были, что называется, движением вопреки. Так, на конкурсе Белгосфилармония делала ставку не на «Песняров», а на супругу Мулявина Лидию Кармальскую, выступавшую в редком жанре художественного свиста. На новоявленный ВИА не рассчитывали настолько, что даже суточные выделили всего на пару дней, мол, всё равно вылетят. Однако дальше прошли «Песняры», а не Кармальская.

Почти всё спетое на конкурсе ансамблем прочно вошло в число его шлягеров: «Ой, рана на Йвана», «Аве, Мария!», «Ты мне вясною прыснілася», «Хатынь»… Исполнили «Песняры» и «Тёмную ночь» члена конкурсного жюри Никиты Богословского. Вот только, говорят, маэстро был не сильно доволен смелыми ходами в аранжировке Мулявина. Но за молодых и перспективных белорусов горячо болел и заступался глава вокального жюри – уже популярный певец Эдуард Хиль. И своего он добился!

Вот так, в один  микрофон, Владимир Мулявин  и Владислав Мисевич пели  на конкурсе «Тёмную ночь»
Вот так, в один микрофон, Владимир Мулявин и Владислав Мисевич пели на конкурсе «Тёмную ночь»

Получили совет петь «Катюшу»

Конкурс артистов эстрады, который проводился впервые за 12 лет (предыдущий состоялся в 1958 году), вызвал небывалый интерес. Его финал в знаменитом Колонном зале Дома союзов транслировался по Центральному ТВ, а уже назавтра его участники проснулись настолько знаменитыми, что на первом же концерте «Песняров» после победы (дело было в белорусском Гомеле) публика просто снесла огромные дубовые двери местного ДК!

Да и среди московских звёзд хватало ажиотажа. В антракте конкурсного дня к Мулявину подошёл композитор Оскар Фельцман со словами:

– Если они, то есть члены жюри, не дадут вам премию, они будут дураками...

В зале был замечен сам Леонид Утёсов, а лишь в оркестровой яме смогли найти места Людмила Гурченко и Юрий Маликов. Наконец, сразу после победы Мулявину вручил пачку нот со своими песнями молодой композитор Давид Тухманов.

1 мая 1986 года, ансамбль и БелАЗ
1 мая 1986 года, ансамбль и БелАЗ

«Песняров» засыпали также и письмами с восхищениями и предложениями. Среди отправителей был и композитор Матвей Блантер. Классик советской эстрады разрешил «Песнярам» петь любую его песню. По его мнению, ансамблю подошли бы «Партизан Железняк» и «Катюша». Правда, совета Мулявин и компания не послушали, однако к военной теме обращались не раз. В том числе в отдельной программе «Через всю войну» (1984).

А за кулисами одного из концертов к Мулявину подошёл сам Василий Соловьёв-Седой, автор «Подмосковных вечеров» и «Друзей-однополчан». Он сказал:

– Это вы, молодой человек, написали «Александрыну»? Так не сбавляйте обороты!

«Песняры» выступают с программой «Через всю войну»
«Песняры» выступают с программой «Через всю войну»

Остановили печать из-за «левой» флейты

«Довеском» к победе на конкурсе для «Песняров» была запись диска-гиганта на фирме «Мелодия». На всё про всё два дня, то есть четыре смены по четыре часа. Благо на студии, которая размещалась в бывшей лютеранской кирхе, почти все песни записывали с одного-двух дублей. Настолько репертуар успели отточить на концертах.

Но для фирмы «Мелодия» первый альбом «Песняров» запомнился по другой причине. И дело даже не в миллионных продажах, которые в том же 1971 году обеспечили белорусам первую загранкомандировку на фестиваль в польский Сопот.

На фотосессии для обложки духовик Владислав Мисевич между кадрами шутки ради переставил флейту не на правую сторону, как и надо, а на левую. И затем снова вернул всё на места. Но по закону подлости именно кадр с «ушедшей налево» флейтой и пошёл на обложку.

Флейта налево – флейта направо. Те самые отзеркаленные обложки. Фото: vk.com
Флейта налево – флейта направо. Те самые отзеркаленные обложки. Фото: vk.com

Такое размещение заметили лишь при печати конверта. И на одном из заводов «Мелодии» остановили станок, чтобы отзеркалить фото. В итоге в продажу поступили пластинки в конвертах и с «левой», и с «правой» флейтой.

Отправили «Вологду» в народ в прямом эфире

Весомой московской победой «Песняров» стал творческий вечер поэта Михаила Матусовского в том самом московском Колонном зале. Здесь в 1975 году Владимира Мулявина и его ансамбль едва ли не впервые в истории советского ТВ показали дважды с одной и той же песней за считаные минуты. Всё дело в премьере «Вологды».

А ведь Мулявин не спешил брать эту песню в репертуар даже на один вечер, считая её совсем уж лёгким материалом. Но настойчивость пианиста «Песняров» Владимира Николаева, помнившего эту незамысловатую песню Бориса Мокроусова с юных лет, взяла верх. Зрители вызывали ансамбль на бис. Ушедший было за кулисы и успевший снять сценический костюм песняр Валерий Яшкин выбежал на сцену с баяном наперевес уже в «гражданском» пиджаке. Так «Песняры» вместе со зрителями в зале и телезрителями по всей стране стали участниками того, как «Вологда», спетая Анатолием Кашепаровым, ушла в народ в прямом эфире.

Добавим, что кроме песни о «доме, где резной полисад», прозвучала в отданном «Песнярам» отделении, и ещё одна знаковая песня – «Московские окна». Кто только не исполнял этот безусловный шлягер на музыку Тихона Хренникова! Но на памятном творческом вечере про «московских окон негасимый свет» спел сам Владимир Мулявин. Само собой, не обошлось без эксперимента: лидер «Песняров» сделал из песни лёгкую босанову (синтез фольклора и джаза).

С будущей женой встретился на «Мосфильме»

В Москве, на «Мосфильме», Владимир Мулявин познакомился со своей третьей женой – молодой актрисой Светланой Пенкиной. Она, выпускница Белорусского театрально-художественного института, ходила на озвучку своей роли Кати в многосерийной картине «Хождение по мукам». «Песняры» же снимались в музыкальной ленте «Диск», без фрагментов которого теперь не обходится ни один документальный фильм об ансамбле.

Правда, тогда музыкант с актрисой потеряли друг друга из вида на три года. Окончательно изменила их жизни случайная встреча в родном для Светланы Александровны Гродно.

Владимир Мулявин с супругой Светланой и сыном Валерием, 1982 год
Владимир Мулявин с супругой Светланой и сыном Валерием, 1982 год

Роль Пенкиной в истории «Песняров», которая постепенно стала правой рукой Мулявина, действительно велика. Позитивная или негативная эта роль – об этом до сих пор спорят и бывшие участники ансамбля, и армия его поклонников. Но если говорить о творчестве, то каким бы ни был успех программ ансамбля последних лет (всё-таки нельзя сбрасывать со счетов переломные 1980-е и лихие 1990-е, когда было не до музыки), есть неоспоримый факт: поэзия Маяковского, Мережковского, Волошина, духовная тематика появились в репертуаре ансамбля с лёгкой руки Светланы Александровны.

Поставили спектакль по Маяковскому

Кстати, когда в 1970-х Владимир Мулявин принял решение двигаться с «Песнярами» в направлении крупной формы, первое отделение концертов порой становилось полноценным спектаклем. Порой театрализованным.

Фото: avatars.yandex.net
Фото: avatars.yandex.net

Так было и с программой на стихи Владимира Маяковского «Во весь голос» (1987), постановку которой делали в Москве. И хотя время было перестроечное, за дело взялись всерьёз. Премьера – в концертном зале «Россия», репетиции – полтора месяца на бывшей даче Берии в Подмосковье, костюмы отшивали в ателье Большого театра…

А сценический спектакль в режиссуре Сергея Винникова стал основой часового музыкального фильма по программе, снятой в «Останкине». «Песнярам» доводилось по-актёрски играть мизансцены, в которые превращались некоторые песенные номера. Например, партсобрание в «Прозаседавшихся» или монологи Мулявина – любовная драма в «Лиличке вместо письма» и публицистика в «Разговоре с товарищем Лениным».

Да, всё это происходило на фоне скепсиса относительно самой идеи заняться стихами Маяковского. Даже от самих музыкантов ансамбля. Хотя, скажем, композитор Александра Пахмутова эту работу Мулявина и «Песняров» оценила высоко, а вот публика нередко среди представления требовала: «Вологду» давай!» Наверное, потому на программке к московским концертам со спектаклем «Во весь голос» было честно написано:

«Мы понимаем, для многих в зале поэзия Маяковского и наш ансамбль просто несовместимы. Два года работы убедили нас в обратном. Сегодня встреча с вами поможет нам узнать, кто прав».

Получили звезду

В 1990-х, после распада СССР, московские гастроли «Песняров» уже не были недельными марафонами по несколько концертов в день. Вместо них – всего два-три выступления, но приём оставался неизменно тёплым. В 1996 году, после премьеры программы «Казацкая вольница»,Владимир Георгиевич даже скажет:

– Успех нынешних концертов для меня самого был в определённой мере неожиданным. Действительно, наши слушатели, похоже, соскучились.

Одна из самых знаменитых фотографий ансамбля «Песняры».
Одна из самых знаменитых фотографий ансамбля «Песняры».

А последним большим московским концертом «Песняров» стало выступление в честь закладки звезды Мулявину и его ансамблю в январе 2001 года на аллее звёзд у ГЦКЗ «Россия» (сейчас она перенесена на «Мосфильм»). Полный аншлаг, большой оркестр, более 50 номеров, именитые гости, а в кулуарах даже обсуждалась возможность воссоединиться с ушедшими в 1998 году после раскола ансамбля музыкантами хотя бы на один концерт при посредничестве Иосифа Кобзона...

Вот только взгляд Мулявина, блестяще в тот вечер спевшего «Завушніцы», «Чырвоную ружу» и «За полчаса до весны», а «Крик птицы» и вовсе на разрыв, словно был устремлен на кадрах с того концерта уже не в зал. А куда?..

Закладка Звезды Мулявина и «Песняров» на Аллее Звезд у Государственного концертного зала «Россия», Москва, январь 2001 года
Закладка Звезды Мулявина и «Песняров» на Аллее Звезд у Государственного концертного зала «Россия», Москва, январь 2001 года

Спустя 20 с лишним лет вспоминаются слова не самой известной из спетых Владимиром Мулявиным песен – «В минуты музыки печальной…» на стихи Николая Рубцова:

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чём…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чём.
-14

Фёдор АФАНАСЬЕВ, Минск

Фото: Юрий ИВАНОВ, личный архив Марины МУЛЯВИНОЙ и Владислава МИСЕВИЧА, www.belarus.kp.ru

© «Союзное государство», № 10-12, 2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему Патриархи Союзного государства вы можете увидеть здесь:

Патриархи Союзного государства

ТОП-3