Если ты окажешься в монастыре, не уходи в другое место, ибо это принесет тебе большой вред. Как птица, бросившая яйца, на которых сидела, не даёт им вылупиться, так и монах или монахиня остывают, и их вера умирает, когда они переходят из одного места в другое.
-Амма Синклетика, Жизнь блаженной Синклетики
Епископальный священник и писательница Мэри Эрл находит вдохновение для духовной практики в изречениях Матери-пустынницы, известной как Синклетика Александрийская:
Амма Синклетика советует нам не бежать от самих себя. Она призывает нас оставаться верными тому новому, что зарождается в нас.....
Она обращается к универсальному человеческому искушению - упустить нашу жизнь, живя полностью на поверхности. В конце концов, наша культура поощряет конкуренцию и амбиции, и мы очень мобильны. Если мы не будем осторожны, то эта мобильность может создать своего рода бескорневость, которая ранит нас и тех, с кем мы живем, движемся и имеем свое бытие. Это тот вид бескорневости, который является внутренним, который вызван тем, что мы не остаемся с чем-то достаточно долго, чтобы прорасти глубокими корнями.....
В пустыне мужчинам и женщинам советовали: "Иди в свою келью, и твоя келья научит тебя всему". [1] ... Келья была священным пространством, местом, в котором женщина могла быть с собой и с божественным Присутствием и слушать. Келья была местом божественной встречи и постоянного, ежедневного опыта погружения в Божье присутствие.
Мудрость пустыни умерила наш инстинкт избегать скуки и дискомфорта:
Метафора [птицы] Аммы Синклетики прямо говорит об одной из дилемм духовной жизни - о том, как смириться с обычной обыденностью духовной практики и молитвенной жизни, как вся жизнь становится молитвой..... Нас соблазняют различными способами оставить наши "яйца" и просто постоянно переходить от одного интереса к другому. В результате мы не даем себе возможности породить новую жизнь. "Яйца" умирают, потому что за ними не ухаживают. Мы упускаем более глубокую жизнь Духа, потому что постоянно переходим от одного интереса к другому, вместо того чтобы сосредоточиться на чем-то одном.
Наши древние матери знали, что когда угрожает скука, это вполне может быть внешним и видимым признаком тайной, скрытой, внутренней работы Бога внутри человеческого сердца и души. Следовательно, они подчеркивали важность пребывания в келье, в маленькой комнате повседневной жизни, и позволяли этой келье быть их учителем.....
Пребывание в клетке, или "сидение на яйцах", означает замечать наш аппетит к перевозбуждению. Клетка учит нас замедляться, ... замечать то, что находится прямо перед нами. Мудрость, которую предлагают нам матери пустыни, заключается в том, что, оставаясь с собой, с нашими внутренними взлетами и падениями, с нашими обидами и страхами, мы породим новую жизнь, которую Бог создает внутри нас.
—————
[1] Moses of Scetis, in The Desert Christian: Sayings of the Desert Fathers: The Alphabetical Collection, trans. Benedicta Ward (New York: Macmillan, 1980), 139.
Mary C. Earle, The Desert Mothers: Spiritual Practices from the Women of the Wilderness (Harrisburg, PA: Morehouse Publishing, 2007), 21–23