Найти в Дзене
Наталья Коойман

Профуканый Цадкин

Осипа Цадкина называют выдающимся скульптором ХХ столетия. Я не являюсь его поклонником, для меня он одного уровня со скульптором-монументалистом Церетели: вроде грандиозно, но не цепляет. Но у всех вкусы разные, тем более я не художественный критик, а критики считают его талантищем. Родился Осип в Витебске, в возрасте пятнадцати лет отец отправил его в Англию изучать английский язык и хорошие манеры. Заодно к хорошим манерам юный Осип решил обучиться рисованию. Но преподаватели в Политехническом институте на Риджент-стрит показались юноше слишком консервативными и он перебрался в логово художников - Париж. Цадкин был очень плодовитым, только скульптур он наваял 612. Первой масштабной работой, которая принесла ему известность и стала своего рода визитной карточкой мастера, стал памятник уничтоженному фашистами городу Роттердам в Нидерландах. У Осипа было много друзей в Нидерландах, он много раз бывал в Роттердаме до войны и фигура, которая стала знаменитой, передает ужас художника

Осипа Цадкина называют выдающимся скульптором ХХ столетия. Я не являюсь его поклонником, для меня он одного уровня со скульптором-монументалистом Церетели: вроде грандиозно, но не цепляет. Но у всех вкусы разные, тем более я не художественный критик, а критики считают его талантищем.

Родился Осип в Витебске, в возрасте пятнадцати лет отец отправил его в Англию изучать английский язык и хорошие манеры. Заодно к хорошим манерам юный Осип решил обучиться рисованию. Но преподаватели в Политехническом институте на Риджент-стрит показались юноше слишком консервативными и он перебрался в логово художников - Париж.

Цадкин был очень плодовитым, только скульптур он наваял 612. Первой масштабной работой, которая принесла ему известность и стала своего рода визитной карточкой мастера, стал памятник уничтоженному фашистами городу Роттердам в Нидерландах.

У Осипа было много друзей в Нидерландах, он много раз бывал в Роттердаме до войны и фигура, которая стала знаменитой, передает ужас художника от созерцания руин разрушенного города: человек с вырванным сердцем, вознесенные к небу руки и рот, застывший в безмолвном крике ужаса.

Было время когда горожане моего города Эттен-Лёр могли похвастаться тем, что у них тоже есть творение всемирно известного художника.В начале 50-х годов в Эттен-Лёр построили фабрику Tomado. Это было суперсовременное здание, спроектированное известным архитектором Хью Мааскантом.

Вход на фабрику украшал барельеф Осипа Цадкина. Скульптор изобразил усердно работающих женщин и мужчину за каким-то станком, что должно было символизировать превращение Эттен-Лёра из деревни в современный промышленный город.

-2

27 января 1988 года в еженедельной газете De Gazet появилась статья о том, что фабрика банкрот. У Цадкина в Нидерландах был близкий друг Хендрик Вигерсма. Семья Вигерсма знала все произведения, которые когда-либо создавал Цадкин. Сын Хендрика примчался на фабрику и поинтересовался не выставлено ли произведение искусства на продажу.

Куратор сказал,что выставлено, назвал смешную цену и Вигерсма тут же выкупил барельеф. Затем он долго оббивал пороги музеев в Нидерландах, пытаясь пристроить барельеф, но никто не проявил к нему интереса. Через шесть месяцев произведение выдающегося скульптора приобрел японский музей Yoshii. Сейчас город жалеет, что профукали Цадкина.