Киберпанк является огромным пластом современной культуры. Сейчас выпускается много книг, комиксов, аниме, фильмов и видеоигр в сеттинге киберпанка. Самыми яркими представителями этого жанра являются фильмы про Робокопа, манга «Оружие мечты», аниме «Ковбой Бибоп», фильм «Бегущий по лезвию». Если же говорить о более современных представителях этого жанра, то сразу же можно вспомнить одноименную игру польской студии «Киберпанк 2077», что вызвала сильнейший ажиотаж во время своего выхода, заинтересовав игроков потрясающими «киберпанковскими пейзажами» и своей атмосферой будущего. Помимо этого киберпанк игры продолжают выпускаться до сих пор и скаждым годом их все больше, так, например, в 2022 году вышло аж четыре новых потрясающих игры: «Replaced», «Stray», «Turbo Overkill» и «Ghostrunner: Project_hell».
Помимо игр, фильмов и аниме от крупных и именитых студий, в жанре киберпанк продолжают выходить и любительские видеоролики. Например на платформе «YouTube» канал Birchpunk выпустил серию роликов о «кибер-России», в которую входят короткие, сатирические мини-фильмы: RUSSIAN CYBERPUNK FARM, RUSSIAN CYBERPOLICE, RUSSIAN SPACETRAIN, RUSSIAN CYBERMUSEUM и RUSSIAN CYBERHOSPITAL.
Но с чего же все началось и откуда взялось название и само понятие «киберпанк»? Слово киберпанк было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ. Описывает процесс создания слова он так:
«Как я на самом деле создал слово? Я думаю, так же, как любое новое слово возникает: путем синтеза. Я взял несколько корней — кибер, техно и т. д. — смешал их с кучей терминов, обозначающих социально ориентированную молодежь, и попробовал различные комбинации, пока одна из них не звучала правильно.»
Сам рассказ не имеет прямого отношения к современному понятию киберпанка. Там нет ярко-описанных неоновых цветов, крутого футуристического оружия или других привычных нам атрибутов киберпанка, однако именно этот рассказ положил начало развитию этого жанра.
Позже это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра. Согласно Дозуа, киберпанк как жанр помимо «high tech» еще и «low life». То есть, по словам Дозуа, киберпанк предполагает контраст высокого уровня технологий и низкого уровня жизни.
Киберпанк как жанр научной фантастики стал популярным только в начале 80-х годов. Популяризировал его канадский писатель-фантаст Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона. Также многие считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 1980-х годов. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
В Россию киберпанк пришел позже, примерно на рубеже 80-ых и 90-ых годов прошлого столетия. Впервые термин «киберпанк» стал известен в СССР благодаря деятельности севастопольского фэна Андрея Черткова, который ещё в 1988 году опубликовал в своем фэнзине «Оверсан» выполненный им перевод известного литературоведческого эссе американского фантаста Майкла Суэнвика «Постмодернизм в фантастике: Руководство пользователя».
Однако в России писались и собственные произведения в жанре киберпанк. Заметным явлением стали написанные в 1990—1993 годах произведения Д. и П. Криворучко, прятавшихся под псевдонимами «Сэконд Хэнд», «Любимец Богов Лучше Всех Спрятанный» и рядом других. Объявив себя «первыми русскими киберпанками», эти авторы, хотя и привлекли внимание читателей к темам и концепции киберпанка, на самом деле киберпанками не являлись. Наиболее близко по антуражу и атмосфере к классическому западному киберпанку подобрались Александр и Людмила Белаш со своей трилогией «Война кукол», действие которой разворачивается в трущобах мегаполиса, а главными героями являются киборги.
Но первым признанным русским киберпанком тех лет стал «Лабиринт отражений» Лукьяненко, вторым произведение Васильева «Сердца и моторы», а третьим «Свободный охотник» Щёголева. Одним из самых заметных произведений в жанре русского киберпанка является цикл «Анклавы» Вадима Панова. Именно это произведение можно смело отнести к настоящему русскому современному киберпанку. Причем благодаря известности автора цикл стал довольно популярным и вызвал всплеск читательского интереса к жанру русского киберпанка.
С развитием технологий развивался и сам киберпанк, приобретая яркие неоновые цвета, значительно более фантастические пейзажи и окружение. Так этот жанр и приобрел привычный нам вид антиутопического будущего, где люди страдают от нищеты и вечных конфликтов, не взирая на высокие технологии их мира.
Автор: Эфи Шлягер