Найти тему
Просто Училка

"Он необучаемый у меня..." Практические советы репетитора для отчаявшихся родителей

Оглавление

"Бьёмся над письмом уже второй год. Ужасно пишет, буквы пропускает, правила не понимает, диктанты вечно на двойку сдаёт. Что мне с ним делать?! Он, наверное, необучаемый..."

Такие сообщения частенько встречаются в комментариях под статьями. Сегодня будет мотивационная статья с практическими советами для родителей, у которых опускаются руки.

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

Необучаемый ребёнок не совсем существует, потому что такого диагноза нет. Есть разные проблемы, связанные с обучением. Они возникают из-за неверного функционирования некоторых отделов мозга. Такие дети действительно могут плохо учиться в школе. Это говорит только об одном:

С ними должны заниматься родители или специальные школы.

Итак, мы договорились. Необучаемость – термин, связанный с проблемами. Если у нашего ребёнка их нет, то мы не станем применять к нему неверные определения.

Почему школьная программа не приносит должного результата?

Она рассчитана на усреднённые показатели, ориентированные на возрастную норму. Разумеется, ребёнок может не всегда идеально вписываться в отведённые параметры, люди все не одинаковые. Отсюда получается отставание от графика. Родители волнуются и переживают, ребёнок проваливается в плохие оценки, ситуация не радует никого.

Как быть?

Поменять отношение к происходящему. Вы пытаетесь помочь ребёнку, будучи родителем и играете по установленным правилам. А вы представьте, что вы репетитор или учитель, никак не связанный с этим мальчиком/с этой девочкой. И в любом случае вам надо добиться результата. Любыми способами. Как ни крути. Обязательно и бесповоротно.

Такой подход нам даст психологическую дистанцию, позволяющую взглянуть на происходящее другими глазами. С нового ракурса многое видится иначе.

Что не делать?

  1. Внутренне не называть ребёнка ребёнком. Теперь он ваш ученик.
  2. Не называть его необучаемым, бездарем, лодырем. Мы, репетиторы, так не делаем, потому что знаем, что это непродуктивный способ.
  3. Не жалеть ученика. Если видим, что он не устал, а притворяется, пусть работает.
  4. Не поддаваться на манипуляции.
  5. Не вспоминать свои успехи в этом возрасте. Не сравнивать вслух успехи ученика с детьми подруг. Только в позитивном смысле.
  6. Не ждать результатов, равняясь на время. Выкинуть время с первого места, перенеся его на... любое.
  7. Не акцентироваться на школьных оценках. Они условны и вторичны. Только знания и навыки первичны.
  8. Не давить. Вы – вода, а не огонь. Вы – мёд, а не кувалда.

Что делать?

  1. Следите за основными показателями продуктивности ученика (концентрация внимания, память и т. д.) В интернете полно тестов.
  2. Следите за выполнением домашних заданий, если с этим пунктом есть затруднения. Сидите рядом и ищите информацию в интернете.
  3. Задайтесь целью вспомнить школьную тему и проживите её с учеником. Он точно почувствует вашу вовлечённость. Дети эмпатичны по определению.
  4. Вживитесь в роль. Поменяйте место тренировок, придумайте новые слова, переоденьтесь, измените причёску, будьте другим человеком.
  5. Прикиньтесь, что не понимаете тему. Пусть ученик напомнит вам, как делить в столбик. Это будет игра, а дети обожают играть.
  6. Повышайте голос только с позитивными нотками. Громко пропойте "Ваня! Соберись, да что ж такое!" Так вы разрядите обстановку и встряхнёте ученика.
  7. Не стесняйтесь эмоций, которые испытываете. Если грустно, покажите. Если весело, сделайте минутку радости. Математика подождёт. И русский язык тоже подождёт.
  8. Пишите и считайте на скорость. Соревнуйтесь. Сначала вы будете поддаваться, а потом – не факт. У детей реакция в разы лучше, чем у взрослых. Когда ученик освоит навык, ещё посмотрим, кто быстрее и умнее.
  9. Интегрируйте сложную для ученика тему в жизнь. Математика окружает нас повсюду (условно, язык тоже окружает. И география, и история, и... дальше сами.)
  10. Манипулируйте по обстоятельствам. Ученик точно будет так делать. Ему бывает скучно, неинтересно, сложно. Он захочет избавится от вас. Не дайте. Переключите внимание, переведите тему, отвлеките. А потом вернитесь и доделайте начатое.
  11. Будьте главным, но не авторитарным. Вы начинаете урок и вы его заканчиваете.
  12. Излучайте уверенность и хорошее настроение. Уважайте ученика. Обязательно.
  13. Будьте терпеливы. Преодолейте себя, научитесь не раздражаться.

Самый главный совет

Когда вы в десятый раз пытаетесь донести синусы до девятиклассника, а он с упорством, достойным лучшего применения, ни в какую не запоминает, знайте, что:

Психологическая упругость и кризисы возраста вашего ученика будут ставить вам палки в колёса. Сопротивление знаниям – неотъемлемая часть процесса обучения.

Результат будет, не надо смотреть на часы (№6 из списка, что не делать). Значит, сработает на одиннадцатый раз. На пятнадцатый.

Эпизод из практики. На днях произошёл очередной прорыв. Девочка, "не понимающая" геометрию, решила задачи из второй части ОГЭ сама, нестандартным способом, да ещё и быстрее репетитора (применяла манипуляцию и поддавалась). Почти полтора года ушло. Довольно тяжёлый случай был.

Когда количество времени, усилий, слёз (в подушку), нервов (внутри) и прочих тягот, приёмчиков, ужимок, попыток и тренировок, переходит в качество, в стройный, продуктивный и отлаженный навык,

никто не знает! Но это обязательно происходит. Всегда!

***

На такой жизнеутверждающей ноте и закончим сегодняшнюю мотивационную статью. Желаю вам от всей души побед на образовательном поприще, дорогие родители учителя и репетиторы😊

***

Теперь о наболевшем: кто знает, на какие даты назначены ВПР по математике и МЦКО? Жду, друзья мои, как обычно, в комментариях👍