Вот уж самый большой миф последнего тысячелетия - идея о том, что религия помогает нам стать лучше. И зверства религиозных войн, и мерзости частной жизни иерархов - не могут поколебать его.
Почему?
Ну, религия больше всех говорит о ценностях, добре, нравственности. Декларирует заповеди и призывает их соблюдать. И даже вводить внутренние ограничения допуска на свои ритуалы по этим правилам.
Разве не показатель искреннего стремления сделать людей лучше?
Нет. Мы просто воспринимаем это так, благодаря одной логической ошибке.
Я проиллюстрирую её на знакомом всем нам примере. Каждый курильщик знает, что курить вредно. Есть жаренную жирную пищу - вредно. Сидеть целыми днями то за работой, то за развлечениями - вредно.
У каждого после 30 начинаются те или иные проблемы со здоровьем. И мы даже испытываем чувство вины, понимая, что опять ляжем спать в 3 ночи, а завтра будем разбитыми.
Но. Это не меняется.
При этом при очередном приступе гастрита, при затянувшемся бронхите, глядя на своё отражение в зеркале или тщетно пытаясь размять спину... Мы будем очень-очень искренне каяться в своём поведении.
И снова ничего не изменим.
Почему? Потому что понимание и действие - это два абсолютно разных процесса в нашей психике. Которые могут даже не сочетаться друг с другом.
Нам кажется, что чем более искренне человек раскаивается, чем более полно осознаёт свой проступок, тем больше шансов на исправление. А это не так!
Совсем.
Просто работают разные механизмы и можно извести себя покаянием до нервного истощения и, всё равно, ничего не исправить.
Спросите у любого священника - он подтвердит, что прихожане каются в одном и том же. Годами! Десятилетиями!
В общем, всю жизнь, пока в старости не остаётся особо сил ни на какие дела.
Делает ли религия людей лучше? Нет. Это был отличный пиар, но полный провал в результате.
Что же происходит на самом деле?
А всё на поверхности. Религия стремится получить от людей именно то, чего требует. Было бы нужно исправление - требовали бы исправления. Но нужна... правильно - вина!
Целью всей просветительской деятельности, всех рассказов о добре и любви, всех заповедей является планомерное погружение человека в чувство вины и долга.
Зачем? Чтобы платил и слушался. Это во-первых.
Чувство вины порождает потребность угождать, защищать, как-то выплачивать свой долг. Человек становится более послушным, при том, что личного духовного роста не происходит.
Все пороки остались с ним. Зато он охотнее жертвует, более жарко отстаивает "свою веру" в спорах. Готов даже что-то сделать для своей церкви.
Чувство вины (в больше степени, чем страха) является отличным средством управления - это знает каждая еврейская мама. И чем более сильное чувство - тем сильнее отдача от человека. Причём отдача реальными ресурсами, делами, жизнью.
А смысл религии - во власти и сборе ресурсов. В повышении "личной выработки" каждого человека и канализации этих ресурсов на нужды религии.
Кстати, там довольно всё жёстко. Не знаю, как с католиками и мусульманами, а вот православные храмы платят полноценную дань. Где суммы, которые нужно собрать, фиксируются чуть ли не до рубля. По крайней мере, это я слышал в личных разговорах со священниками пару лет назад.
Никаких сантиментов - это бизнес!
Во-вторых, сам процесс создаёт психологическую привязку к процессу. Причём по старому военному принципу - "Если хочешь сделать человеку хорошо, сделай ему плохо, а потом как было".
Объясню и практическую, и биохимическую сторону вопроса.
В идеале, каждое воскресенье (субботу, пятницу или любой другой день) верующий человек вспоминает, какое он дерьмо. Как он в очередной раз проиграл в бою за идеалы и вечную жизнь.
Нарастает стресс. Пик которого приходится на время исповеди. Нужно открыто признаться в своих грехах, причём духовному для себя авторитету. Очень стыдно. Очень стрессово.
Организм выбрасывает не только кортизол. Он начинает реакцию торможения стресса - выделяя эндорфины. Но вот момент исповеди - ты сказал свои грехи, на тебя по-отечески посмотрели и сейчас их отпустят.
Уффф!!! Облегчение. Стресс уходит, а вот эндорфины только начинают действовать. И место напряжения занимает эйфория. Ощущение собственной чистоты и благодати.
"Боже, ты снова помог мне!"
Дальше идёт причастие, ощущение себя избранным и достойным. И завершение службы, чтобы, выйдя из закрытого помещения на солнечный свет, словить ещё немного серотонина. И закрепить эффект. Да, не знаю, что в исламе происходит, но очевидно, что там есть свои способы работы с людьми.
А дальше снова начнётся раскручиваться маховик вины. Поскольку решимости "больше не грешить" хватит на 1-2 дня.
И такие эмоциональные качели повторяются, в идеале, каждую неделю. И это очень-очень-очень эффективный способ привязки человека к себе. На том же механизме держатся браки алкоголиков и садистов.
Вроде бы второй человек имеет все основания уйди, но не уходит. Поскольку давно зависим от выбросов собственных эндорфинов от эмоциональных качелей.
Боль - удовольствие.
Вина - прощение.
Только вот на психику такие вещи действуют разрушительно. И разрушается, в первую очередь, способность трезво оценивать ситуацию, свои поступки, свою выгоду и потери.
Человек теряет способность думать, зато всё больше в нём крепнет вера. Вера замещает все дыры и нестыковки, все трещины больного, расшатанного рассудка.
И вот этот социальный институт у нас является синонимом добра, борьбы за всё хорошее и духовного развития. Мы так привыкли в это верить, что не замечаем того вреда и бесчеловечной жестокости, которые творятся прямо у нас на глазах.
Мои статьи на ту же тему
9,5 тезисов против религии. О том, что такое религия и какой вред она приносит.
10 ответов верующим. Адекватные ответы в споре о попытке доказать вам существование бога и потребности в спасении.
Смысл жизни атеиста. Развенчание религиозной лжи о смысле жизни, рассказ о том, какой смысл жизни у того, кто не верит.
Ещё более откровенный и личный разговор о мире в котором мы живём - на моём телеграмм канале НЕдуховный наставник.