Найти в Дзене
Павел Грозный

Посткапитализм

Сейчас огромное количество разговоров про посткапитализм, но никто из упоминающих этот термин не даёт ему определения. В лучшем случае говорят о том, что ещё предстоит разобраться и описать, что он собой представляет. Можно долго говорить о том, что «необходимо разобраться», ходить вокруг да около, а можно просто посмотреть на понятия, иерархически входящие в экономику, и попытаться продолжить получившуюся цепочку, придя к аналитическому (индуктивному) взгляду на «посткапитализм». В самом низу, в основе экономики, лежит добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Если принять охоту как вид добычи определённых полезных «ископаемых» (исходных ресурсов), то можно отнести охоту к добыче. В итоге в основе лежит добыча природных ресурсов и культивирование (выращивание) ресурсов. На двух базовых активностях возникает первичная обработка, товарное производство (как последующая обработка) и услуги по перевозке продукции любого вида (от сырья до конечных товаров). Всё это было уже при рабов

Сейчас огромное количество разговоров про посткапитализм, но никто из упоминающих этот термин не даёт ему определения. В лучшем случае говорят о том, что ещё предстоит разобраться и описать, что он собой представляет.

Можно долго говорить о том, что «необходимо разобраться», ходить вокруг да около, а можно просто посмотреть на понятия, иерархически входящие в экономику, и попытаться продолжить получившуюся цепочку, придя к аналитическому (индуктивному) взгляду на «посткапитализм».

В самом низу, в основе экономики, лежит добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Если принять охоту как вид добычи определённых полезных «ископаемых» (исходных ресурсов), то можно отнести охоту к добыче. В итоге в основе лежит добыча природных ресурсов и культивирование (выращивание) ресурсов.

На двух базовых активностях возникает первичная обработка, товарное производство (как последующая обработка) и услуги по перевозке продукции любого вида (от сырья до конечных товаров). Всё это было уже при рабовладении и сохраняется по сей день. С увеличением сложности товаров появились продавцы услуг, пользующиеся такими товарами (простой пример — цирюльник). Со временем производство товаров становилось сложнее и местами приобретало массовый характер. Параллельно с увеличением товарной массы возникла потребность в услугах по её реализации (продаже), и тогда появились бродячие торговцы — купцы. Итак на этом этапе в структуре экономики есть: расширенное (в конечном итоге промышленное) производство товаров, услуги на основе товаров, и услуги по реализации (продаже) товаров.

Практически сразу с появлением купеческих услуг появились и специализированные финансовые услуги, которые сосредоточились не на товаре, а на промежуточной форме — на деньгах. Ростовщики, кредиторы, сборщики налогов и податей — все они входят в эту сферу.

С ростом объёмов производства и становлением и последующим развитием капитализма, появился новый пласт в экономике. Постепенно оформилась сфера интеллектуальных услуг, которую можно назвать «услуги по улучшению услуг», где товаром стали знания. Появилась сфера социальных услуг, куда вошли различные медиа-издания, школы (в том числе высшие школы) и т.п., где товаром стала информация. После них выделилась отдельная сфера дополнительных финансовых услуг, для которой товаром стали деньги и их производные.

И вот настала информационная эпоха. Что в ней нового? Что отличает её от предыдущих эпох?

Составим сперва цепочку товаров обозначенных эпох, или лучше сказать «срезов»: природные ресурсы → первичные товары и базовые услуги → более сложные товары, услуги на основе товаров, денежные услуги → интеллектуальные, информационные и производные денежные услуги. Все части этой цепочки являются продуктами человеческого труда, но в этой цепочке не осталось для них больше места. В ней уже всё есть — от первичных ресурсов до информации. Единственное, что может продолжить этот список, это сам человек. Человек должен стать товаром.

Можно возразить, что человек уже был товаром и во времена рабовладения, и во времена феодализма, и во времена капитализма (рынок «труда»). Можно бы, но нет. Нет потому, что прежде товаром был не сам человек, сколько его навыки. Теперь же сам человек будет товаром, и информация о нём также будет товаром. В информационную эпоху о людях собирается огромное количество данных. На основе этих данных можно сформировать как уникальную рекламу, так и уникальный способ воздействия на сознание. Цель всё та же, что была и при рабовладении, и существует до сих пор — максимизация прибыли. Товаром становится не просто информация (о товарах, услугах, происшествиях и т.п.), товаром становится информация о людях и об обществе. Таким образом цепочку можно продолжить так: сознание как товар и услуги по его изменению.

Вот это и есть посткапитализм — торговля данными о человеке и его сознании и методами изменения человеческого поведения.