Чем дольше живу на свете, тем больше понимаю, что даже самые невероятные сплетни спустя десятилетия могут рассматриваться в виде версий исторических событий.
При этом каждой такой версии можно подобрать вполне приличную «научную» базу.
Вот недавно мне довелось почитать работы Владимира и Натальи Евсевьевых, которые работают в жанре «литературной живописи», то есть являются одновременно и художниками, и писателями (авторы создают своеобразные живые картины).
Супруги долгое время жили за границей и оттуда, из общения с белыми эмигрантами, привезли весьма смелую версию. Они считают Льва Николаевича Гумилева (сына Анны Ахматовой) сыном Николая II.
Версия, конечно, просто замечательная. Жаль сам Лев Гумилёв о ней так и не узнал. Он скончался в 1992 году, успев прожить непростую судьбу в трех Россиях: царской, советской и «демократической».
А вот и его официальный отец Николай Гумилев. Мне кажется, что сходство их лиц просто очевидно. К сожалению, фотографии Николая Гумилева в старости просто не существует. Он погиб в возрасте 35 лет.
Но возвращаясь к экстравагантной версии появления на свет Льва Гумилева.
Действительно, а почему бы нет?
Во-первых, Анна Ахматова и император современники. Сильный аргумент.
Во-вторых, они жили в Царском Селе, а Александровский дворец, где обитал император с семьей, находился рядом с небольшой квартирой поэтессы. Могли и встречаться в прекрасном парке Царского Села.
Это уже, как говорится, теплее.
Идем дальше. В-третьих, Анна Ахматова всегда вела себя как императрица, что даже вызывало неприятие со стороны ее сына Льва, смеявшегося в такие минуты со словами: «Мама, не королевствуй!»
Манеры ее всегда были безупречны. Ведь недаром поэтесса взяла себе псевдоним Ахматова, свидетельствующий о принадлежности к знаменитому хану Ахмату.
Ну и наконец самое серьезное. Ахматова в 1910 году за два года до рождения сына написала знаменитое стихотворение «Сероглазый король». Помните его?
Именно на этом основании Анне Андреевне и приписывают близкие отношения с царем. Ведь у него тоже были красивые серые глаза. Все современники отмечали это!
Но это еще не все. Биографы Ахматовой установили, что у нее были романы с мужчинами, которые носили имя «Николай»!
Но здесь я уже не говорю о таких мелочах, как свидетельство художника Юрия Анненкова, который в своих мемуарах замечал: «Вся литературная публика в те годы судачила о романе Николая II и Ахматовой».
Но это, скорее, свидетельствует об тревожной и смутной обстановке начала века. В такие времена, когда в воздухе ощутим дух будущих перемен, рождаются самые невероятные слухи и предположения. В литературных салонах между чашечками кофе, обсуждением политики и спиритическими сеансами и не такое могли придумать.
Да, чуть не забыла упомянуть. Владимир и Наталья Евсевьевы считают, что стихотворение «Смятение», созданное в 1913 году, приоткрывает завесу тайны над непозволительными отношениями юной Анны и русского государя.
И неважно, что в то время император, если и отлучался от семьи ненадолго, почти каждый день писал Аликс письма, спрашивая о здоровье ненаглядного «Бэби», волнуясь за судьбу своего тяжелобольного сына.
Главное, что Ахматова пишет стихи, где ее возлюбленный смотрит «загадочным древним ликом».
А что в итоге?
В итоге родилась красивая легенда о романе поэтессы и последнего русского императора. И ничего, что оба имели семьи. Главное, что поэтесса предвидела его трагический конец.
А вообще мне это все напоминает некоторые наши ток-шоу, когда великим людям 20 века приписывают массу отпрысков, о которых они при жизни даже не догадывались.
Так что трудно быть царем. Все смотрят на тебя сквозь призму увеличительного стекла, где твои обычные человеческие слабости становятся пороками. При жизни тебя судят миллионы людей, кто-то поклоняется, кто-то желает здоровья, а кто-то и смерти. А потом, когда все уже потеряно, когда престол оставлен, преданность тебе сохраняют жена, дети и с десяток слуг. И те, кто еще год назад перед тобой трепетали, сейчас не подают руки для приветствия.
А потом на твоих глазах убивают детей и жену и бросают тебя в пучину черной посмертной славы. И ты не имеешь право даже на обычную человеческую могилу.
Незавидная, в общем, судьба.
Нельзя сказать, что судьба была благосклонна к Анне Ахматовой или к ее бывшему мужу Николаю Гумилёву, у которого тоже не оказалось нормальной могилы. Или к их сыну Льву.
Как Анна Андреевна сама написала потом в поэме «Реквием»:
Трудно быть поэтессой. Сочинишь в приливе творческого вдохновения какую-нибудь историю, глядишь, тебя уже и повенчали с «сероглазым королем».
А никакого короля-то и не было. Он плод фантазий и воображения, сотканный из девичьих грез и веры в идеальную любовь.
А в жизни все иначе.