Всегда была равнодушна к коврам. Люблю ходить босиком по деревянному полу.
В Дербенте, естественно, забрела в музей ковров. Он находится в недействующем армянском храме. Купила билет с экскурсией.
Удивительно, что в музее все-таки сохранили частичку храмовой жизни: возле маленькой купели стоят иконы и лежат свечи. Можно бесплатно, монетки оставляют по собственному желанию/возможности, поставить свечку в ящик с песком и загадать желание. Говорят, сбывается.
Экскурсовод рассказала, что ковры бывают ворсовые, их вешают на стены, и безворсовые, их кладут на пол. В первую очередь, ковры использовали для утепления жилищ, т.к. в Дагестане, да и на всем Кавказе, не было больших печей, как в центральной России.
Изготовлением ковров издавна занимались женщины. Секреты передавались от матери к дочери. Девочек уже в 5-6 лет сажали к станку.
Паралелльно с обучением ткацкому мастерству бабушки и мамы делились знаниями о том, как сделать красители. Ведь использовались натуральные растительные краски. Малышки узнавали, какое растение дает тот или иной цвет и учились его самостоятельно готовить.
К 12-13 годам у девочки уже мог быть соткан приличный ковер, а то и пара. Тем более, ковры являлись приданым и одно из своих творений невеста должна была подарить семье жениха.
Рисунки на старых коврах не были симметричными, т.к. все шло из головы мастерицы. Девушки переносили свои эмоции и мечты на ковер. А еще качество ковра и, соответственно, мастерство девушки проходило трехэтапную проверку:
1. По ковру должен был проскакать табун лошадей. После этого смотрели, сколько нитей выбилось из ковра.
2. Ковер погружали в проточную воду, в речку. Во-первых, так смывалась грязь после лошадей, а во-вторых, проверялась устойчивость краски, не линяет ли ковер.
3. Заключительным этапом было солнце. Ковер расстилали на солнцепеке и оставляли на некоторое время. Так проходила проверка на выцветание.
У прошедшей проверку девушки многократно возрастали шансы успешно выйти замуж.
Мы неторопливо переходили от ковра к ковру и, остановившись у очередного, экскурсовод рассказала легенду о мастерице Сафар.
"Жила-была девушка Сафар, искусная мастерица. Влюблена она была в пастуха. Однажды случилась беда: в горах сошел сель на те пастбища, где пас овец возлюбленный Сафар. Односельчане нашли только его папаху и кнут. Тогда Сафар сама отправилась на поиски. Безуспешно. Только сломанные деревья, погибшие животные, вырванные цветы попадались на ее пути.
Ничего не поделаешь, надо жить дальше. В своем следующем ковре Сафар выткала увиденное во время поисков своего пастуха. Всю свою боль и всю свою любовь вложила она в этот ковер".
Рисунок ковра, придуманный девушкой, потерявшей возлюбленного, получил название в ее честь "Сафар". Теперь это один из знаменитых и узнаваемых узоров Дагестана.
Рассказ заворожил. Я вслух пожалела, что не увижу, как ткут ковры и тут оказалось, что моя экскурсовод умеет ткать.
В музее есть станок. Я думала, это экспонат, так оно и есть, но он оказался действующим. Зина, так звали мою мастерицу, продемонстрировала обе техники: ворсовую и безворсовую.
Это, конечно, впечатляет. Сейчас печатают схемы рисунков и можно сверяться с ними, но само ткачество не меняется веками. Это кропотливо и тяжело. Ковер, в зависимости от размера, забирает от 3 до 6 месяцев жизни мастерицы, может и больше.
После увиденного и услышанного я решила, что в моем доме обязательно должен быть настоящий дагестанский ковер и отправилась на базар на улицу ковров.
Зашла в несколько магазинчиков, чем-то они мне не приглянулись. Потом еще в один. Разговорилась с продавцом. Слово за слово, сказала, что нужен ковер ручной работы небольшого размера. Продавец кивнул. Мы прошли через весь магазин и по узкой деревянной лестнице будто из восточной сказки поднялись на второй этаж.
Там в просторной комнате стоял ткацкий станок с начатым ковром и лежали готовые изделия. Здесь я услышала основательную не то лекцию, не то сказку о коврах.
Пока слушала, листала стопку ковров, как книгу. Не думала, что тактильно они все разные. Какие-то более мягкие, какие-то жестче. Были шелковистые и шершавые.
Потрогала каждый. Выбрала.
Торговалась, чего никогда в жизни не делала. Кажется, восточный рынок вскрывает какие-то иные стороны личности.
Ах, да. Выбрала конечно же с рисунком "Сафар". Из-за размера не все элементы традиционного "Сафар" показаны, но, главное, дома теперь есть существенная вещественная память. Продавец сказал, что лет 150 семье прослужит.
Спасибо за внимание.