Доброго денечка! Возвращение к контенту решил начать с слегка натянутой статьи про всенародного любимца, недавно вывалившегося в релиз и сказочные во всех смыслах продажи.
Предисловие
Всегда ругаю игры от ubisoft, но при этом они всегда забирают меня в мир "контентного" насилия над игроком на десятки и сотни часов: последняя трилогия на букву А суммарно сожрала у меня более 500 часов, и каждый раз оглядываясь назад я почти никогда не могу уверенно сказать почему... Наверное не все могут осознать внутреннюю любовь к "дрочильням" в открытом мире. "Причем тут юбисофт?" подумали вы, но об этом чуть позже...
Начало наследия
Еще на этапе маркетинговой кампании "Хогвартс" вызывал опасения на счет сюжета. С одной стороны казалось странным поступление протагониста сразу на 5й курс, а с другой пуляющие смертельными заклятиями школьники в трейлерах не только коробили, но и намекали, что возможно нас ждет серьезная мрачная история.
Ну что тут сказать... она довольно серьезная в своей нелепости. Но сначала поговорим о магии...
Магии не той которая вылетает из палочек героев, а о магии мира ныне печально известной Джоан Роулинг, которая сейчас отлично подходит как показательный пример для целого вороха поговорок, начиная от "за что боролась" и заканчивая "не рой яму другому". Писательницы, которая однажды умудрилась заставить весь долбанный мир, людей разных возрастов и предпочтений, читать ее романы, снимать и смотреть по ним фильмы, и конечно же делать и играть видеоигры. Очередями за новыми айфонами сейчас никого не удивишь, а вот такие очереди за книгами в день релиза в книжных магазинах дело куда более редкое.
И вот на этот дивный волшебный мир с его магией и фанатской любовью людей к нему, сделали главные ставки разработчики игры из Avalanche Software. И не прогадали.
Стадия отрицания, детали и похвалы
Игра начинается с того, что вы создаете своего Амбуса Думельдора, выбирая его параметры из всевозможных оттенков, лиц, полов и голов, а затем начинаете путешествие. Разработчики очень старались показать как они проявили внимание к деталям аж с самых первых сцен. Вот главный герой летит с двумя взрослыми волшебниками на беспилотной карете как вдруг ее половину прямо на лету откусывает дракон и мы видим как главный герой начинает видеть фестралов... и подскакиваем на диване тыча пальцем в экран как герой Леонардо Ди Каприо "во прям как ну в книгах этой самой!". И конечно понимаем тут же, что персонаж с которым мы только познакомились и даже не запомнили его имя, скоропостижно скончался в зубах дракона. Начало жесткое, с вниманием к деталям и мы даже не придаем значения тому что как удачно совпало то, что именно главный герой видит то, чего не видит никто. А именно: следы древней магии! Тем более нам дальше отлично показывают, что наш герой настолько полный ноль, и профессору Фигу (очень говорящая фамилия между прочим у персонажа), его наставнику, приходится объяснять (ну то есть напоминать!) самые азы тыкания волшебной палочкой в воздух для пользования "основным заклинанием", которое играет здесь роль базовой атаки и взаимодействия с интерактивным окружением.
Из-за магии Роулинг первые часов десять мозг отказывается воспринимать сюжет хоть как-то серьезно, а далее он так же будет отказываться воспринимать правду о многих геймплейных элементах, которые просто обязаны были присутствовать здесь, но остались где-то спрятанными в выручай-комнате прошлого игр вселенной Гарри Поттера.
Пройти по тайному ходу в "Сладкое королевство"? Прийти в Хогсмид и обожраться ромовых баб запивая его кружками сливочного пива? Пока он ест в магазине конфеты от которых левитируешь, рыгаешь огнем и орешь по слоновьи, любому фанату ГП абсолютно все равно, что его герой пустышка. Что в целом вполне обычно для большинства героев которых создает игрок сам. Тут хотя бы наш болванчик может говорить, а игрок в диалогах может отыгрывать героя-спасителя или же злодейского злыдня нет, выбирая варианты ответов которые ни на что не влияют так как игра непрозрачно намекает, что "у нас тут так не принято". Единственные что-то решающие выборы тут присутствуют аж финале главного сюжета и одной из сайд-арок школьных друганов главного героя. Кстати эта последняя арка - практически единственное, что хоть чего-то стоит в плане драмы во всей игре. Все остальные квесты строго идут по схеме "поди спаси\подай\принеси", и часто заканчиваются смертью того кого нужно было спасти, словно у нас тут Ghost of Tsushima какой-то.
Следующим жирным плюсом идет боевая система. О, вот где разработчики не паразитировали только на магии Роулинг. В целом боевая система довольно проста: у вас есть основное атакующее заклинание, а так же вы можете приобретать как по сюжету, так и дополнительно зарабатывая их нелепыми сайдквестами заклинания-спецатаки, которые можно размещать в 4х (но не сразу) наборах по 4 штуки, свободно переключаясь между этими наборами. В бою прекрасно комбинируя эффекты различных заклинаний можно эффектно разбираться с любыми противниками. Игра даже подсказывает в мини-заданиях боя, так называемых "дуэльных уловках" разные комбинации магических непотребств: вот тот темный волшебник как-то косо на меня посмотрел... че вякнул? Авада Кедавра! И вот герой может поджечь противника, затем замедлить подбросив в воздух и полюбовавшись как он эффектно медленно и мучительно горит, смачно шмякнуть его об землю с летальным, конечно же, исходом. А этот гоблин, что себе позволяет! Сейчас герой магией отберет у него топор, которым ему же пропишет в морду, и затем заморозив, эффектно разобьет на мелкие осколки. А еще у героя есть ульта, та самая древняя магия в которой он оказывается так хорош, что может распылять противников на атомы, лупить троллей сбежавших из Shadow of Mordor их же дубинами, уменьшать гигантских пауков до мелких жуков после чего давить башмаками... Возможно очень не сразу, но до вас вскоре дойдет, что Дамблдор и Волан-де-морт убежали бы от нашего протагониста в ужасе теряя по дороге обкаканные тапки. Наш Амбус Думельдор может выучить даже непростительные заклинания, самое ужасное из которых мгновенно убивает противника, но на фоне того какие страшные вещи можно вытворять вполне обычными "депульсами", "флипендами" и "левиосами", быстрая смерть кажется милосердием для многочисленных противников главного героя.
А еще в игре есть стелс, где вы заклинанием можете сделать себя почти невидимым, а потом ваншотить большинство противников петрификус тоталусом. А прокачавшись сможете валить так сразу пачку. Но зачем?)
Assassin's Creed Hogwarts
Ну вот и настало время, чтобы поговорить о проблемах игры более детально. Прежде чем вернуться к проблемам сюжета, можно и о геймплее немного упомянуть. Так как "хогвартс" у нас теперь настоящий опенворлд, то само собой разработчикам захотелось как-то развлечь игрока в открытом мире и выбрал он для этого формулу одной известной французской компании....
В отрытом мире нас ждут квесты и песочные активности для собирателей платины. Мы можем зачищать аванпосты (но враги там будут все равно восстанавливаться), убивать несчастных троллей, можем проходить испытания Мерлина 5-6 простеньких эээ "головоломок" (в основном где нужно применить одно из заклинаний тем или иным способом), можем ловить зверушек и потом растить их в "выручай-комнате", и конечно можем выполнять квесты жителей в многочисленных поселениях вокруг Хогвартса. Позже откроются еще возможности для паззла с астрономическими столами где нужно совместить звезды и созвездия... (да-да как в AC Origins). Искать "сокровища", зачищать пещеры, валить инферналов, бегать за бабочками (как за лисами в "цусиме"), обчищать лабиринты зарослей с сундуками. Разумеется все это более-менее размечено на карте чтобы вы не утруждали себя каким-то там пресловутым исследованием (да кому оно вообще нужно), а сразу ломанулись на поглощение контента с наградой вроде сундуков с разноцветным лутом и косметикой для выручай-комнаты или внешности персонажа. Исключение составляет разве, что только поиск большинства страниц "руководства хогвартса", для поиска которых вам надо покрутиться на местности повыкрикивая заклятие-сканером, чтобы их обнаружить.
Квесты в открытом мире обычно отправляют вас в сражение с местной опг "Пепламбами" и взрослых квестодателей совсем почти не смущает тот факт, что поручают они это школьнику.
Еще можно искать места древней силы! Это прокачает вам шкалу ульты. Задание представляет из себя решение пространственной головоломки где нужно собрать три эээ... ошметка силы в каких-нибудь руинах. Вам требуется использовать заклинание левитации чтобы двигать ящики и по ним залезать выше, сжигать заросли, открывать всякие ворота, ломать стены... ну или просто вскочите на метлу, быстро соберите все и летите дальше. Да, вот так просто.
...И все это повторите десятки раз. Игра к слову все подсчитывает в том самом "руководстве" выдавая в основном косметику в награду за очередной набор убитых троллей, набранных страниц или площадок для приземления на метле.
Помимо опенворлда есть еще две локации, и одна из них это сам Хогвартс, а другая конечно Хогсмид, и в этих локациях есть отдельные наборы активностей. В самом замке вас ждет ностальгическое исследование с простенькими головоломками некоторые из которых вполне даже заставляют шевелиться извилины в вашем котелке, причем даже тогда когда вы уже разгадаете весь принцип их решения (например математическая задачка с кубиками и дверями: вам нужно с помощью игровых кубиков подобрать пароль к двери... да с очередным сундуком с лутом и косметикой, и для этого нужно решить простенькое уравнение), но в остальном это просто каст разных заклинаний на объекты. Так же в Хогвартсе есть типа дуэльный клуб и типа клуб призывателей. В первом вам нужно надрать задницу численно превосходящим ученикам (совсем мало и очень лимитировано), в одиночку или с друзьями на выбор если вдруг струсили (ха, конечно нет, главный герой ведь непобедимая имба). Во втором нужно на пару с противником притягивать шары так что бы они попадали в цветные зоны с разной ценовой стоимостью в очках - кто больше набрал тот самый крутой "притягиватель" (а в конце вы заборете в этой игре аж целого профессора).
В Хогсмиде вы... обчищаете дома жителей, и грабите магазины... Да, вам не показалось. Герой ходит обчищает все доступные сундуки, а позже он может выучить заклинание-отмычку и обчистить все дома где не смог обчистить ранее (если конечно вы сможете преодолеть отвращение к мини-игре по взлому которая задолбает вас очень быстро). Главный герой даже сможет проникать в апартаменты преподавателей, красть их вещи и читать личные письма.
К слову в игре есть торговцы, один из которых торгует разноцветной пижамой, еще один чертежами всяких горшков и столов для выручай-комнаты, а остальные расходниками которыми вы не будете пользоваться. В игре есть типа зельеварение где вы можете варить себе всякие усилители и еще можете покупать или растить всякую боевую флору типа кусачей капусты которой вы будете швыряться во врагов или корней мандрагоры которая будет оглушать врагов своими воплями. Но зачем, если вы можете аннигилировать врага его же собственным заклинанием или заставить его медленно сгореть паря в воздухе?
Собственно разработчики и сами подумали что это лишняя фигня, поэтому ее невероятно мало и весь набор всех возможных зелий и вредоносных кустов вы открываете где-то в первой четверти игры.
В выручай-комнате помимо выращивания кусачей капусты и ингредиентов для ненужных зелий у вас еще есть 4 биома где вы можете разводить живность. Ужасные браконьеры хотят поймать бедных зверушек чтобы содрать с них шерсть, перья и все такое, а их самих продать, поэтому вы должны бороться с ними... Отлавливая зверушек чтобы спаривать их и получать с них потомство, шерсть, перья и прокачивать себе шмот, потому что продавать вы эти расходники не можете, а вот продавать тварей можете. Вам кажется что тут что-то не так?)) Нет, вы ошиблись, вы спасаете бедных тварей, прямо как Ньют Саламндер... Игра вам прям так и говорит что спасаете, так что отбросьте сомнения.
Пару слов о разноцветном луте: абсолютно лишняя механика. У врагов есть левелинг чтобы сдерживать вас от раннего посещения некоторых регионов повышенным шансом получения вами звездюлей, но обилие лута при весьма ограниченном инвентаре будет бесить вас на начальных этапах игры. По факту лут влияет на два базовых параметра отвечающих за урон и за защиту, но их низкий показатель не остановит вас от посещения высокоуровневых регионов чтобы проверить свои магические скиллы унижая врагов. Есть так же несколько арен где можно повыдерживать волны противников, в основном зевая при этом. Увеличить инвентарь можно выполняя испытания Мерлина, но до этого "счастливого" момента еще нужно прилично пройти по сюжету. А тем временем вы будете постоянно выкидывать лут из карманов или же мотаться в Хогсмид чтобы продавать его за деньгу. Бессмысленная и беспощадная система когда ты находишь классную шмотку, а через 10 минут находишь еще класснее и так до бесконечности. Прям как в AC Odyssey... или ну в Cyberpunk 2077 где еще и крафтить можно было легендарную пушку за кучу дорогих ресурсов, а потом через 20 минут найти зеленую пушку с трупа которая круче твоей легендарки... и убить себя мощным фейспалмом.
Время учиться... нет
Хогвартс это школа волшебства, а раз школа значит пора ходить на уроки. И они представляют из себя катсцены иногда с минимальным интерактивом. Там где заклинания вам нужно повторить очередную кракозябру с счастливым лицом (когда аваду кедавру герой учит, он тоже ухмыляется как идиот), а иногда тыкнуть какую-нибудь кнопку типа вверх или вниз. Никаких тут вам мини-игр. Так как наш герой отстает по программе аж на целых четыре года, то учителя дают ему дополнительные задания, которые представляют из себя квесты в стиле "жахни противника 4 раза так и 3 раза эдак", правда в награду за это можно получить новые заклинания, которые как я уже говорил по круче непростительных позволят вам издеваться над врагами легально без смс и регистрации.
Я конечно не ждал чего-то уровня рокстаровского Bully в котором школа и интерактив в ней больше походила на Хогвартс чем в любой игре про Гарри Поттера, но это вообще полная халтура. Хотя вру конечно, ждал. Игру пиарили как не в себя, а по итогу даже квиддич не завезли и обосновали это сюжетно капризами директора, который тут кстати тот самый Финеас Найджелус, достававший Гарри и Сириуса в романах тетки-которую-нельзя-называть.
Но зато оставили полеты на метле, которые здесь хоть и с кривым управлением, все же довольно неплохи. Чего нельзя сказать о полетах на всякой летающей живности, которые созданы словно для того чтобы вы посчитали управление метлой не таким уж плохим (тоже кстати часть формулы юбисофт, ха). Что бы ну совсем не было скучно, есть так же гонки на метле где вам нужно пролетать по маршруту через кольца не пропуская их, а для ускорения нужно по пути собирать висящие грядками в воздухе пузыри и не быть вам первым, если пропустите хоть один). Впрочем и тогда не сразу будете. Я вот вообще так и не смог обогнать какого-то мифического ученика которого в игре даже и не встретить похоже.
Последние мучения о сюжете, персонажах и всем таком
Под конец хочется додавить про сюжет, персонажей и их полный пшик. Разумеется со СПОЙЛЕРАМИ осторожно! Хотя вы ничего не потеряете уверяю вас.
Всю игру когда я офигевал над тем как профессоров в Хогвартсе совсем не волнует внезапно образовавшаяся мегаимба у них под носом, я надеялся что сюжет все таки покажет мне что-то такое неожиданное-ожидаемое. Например мне казалось, что профессор Фиг не так прост и темнит чего-то. Периодически он выдавал что-то вроде "Не ходи в Запретный лес, это опасно!", а потом спустя пару уничтоженных батальонов темных волшебников с пауками в лесу и отчета профессору он мычал что-то вроде "А, пааанятно". Примерно такая же история была с одной из подружаек главного героя, Натсай Онай, темнокожей переведенки из Уагаду вместе с ее маман - профессором прорицаний (разумеется мир магии был куда более прогрессивным в конце 19го века, задолго до всех этих ваших блмов). Ее арка посвящена борьбе с "Пепламбами" (местная банда очень злых волшебников) и птср полученном в результате гибели ее отца который заслонил ее своей тушкой превращенной в зверя (семейка анимагов кстати). Натти то и дело давала нам квесты в ходе которых мы косили банду пачками, открыто копали под них дело и взрослые относились к этому примерно так же как профессора к протагонисту, мол "айай это опасно", но всем пофиг дальше. И как итог Натти героически в кульминации заслоняет нас своей тушкой в эту же секунду превратившейся в нелепой сцене в лань. В этот же миг появляются и мамка, и шериф и все кто игнорил охоту детишек за мафией на протяжении всего сюжета. С Натти все ок, это же Хогвартс. Умереть тут могут лишь избранные. Не говоря уже о том что нашего школьника вообще защищать не нужно, он натянет кого угодно на свою волшебную палочку. Но как же без героического ну почти самопожертвования в поэтической форме.
Сюжет глупый, ведь кроме школотронки всем пофиг на пепламб. И могущественным профессорам Хогвартса и другим взрослым волшебникам. Но я то конечно думал что шериф небось играла на стороне злодеев и поэтому ничего не делала. Наивный. Как и с профессором Фигом, тут все оказалось проще... или может тупее.
Мы так же собираем воспоминания четырех бывших профессоров Хогвартса из прошлого, которых по началу можно принять за основателей школы (опять сам себя обманул). Они повествуют о том что некогда в школе училась однажды такая же недоученная мегаимба как наш герой и на фоне личной трагедии у нее поехала крыша и наворотила она дел... точнее не успела наворотить так как один из четверки ее взял и грохнул вот прям хоба и все (этот момент меня признаться поразил, так это было быстро и внезапно)
Дел она конечно собиралась натворить с помощью той самой древней магии доступной только вот таким избранным которые ее могут видеть и использовать. Для чего? Да фиг его знает, но мы точно знаем что для чего-то опасного (как-то вот так рассуждали ее учителя).
Наш герой кстати еще подружится с гоблином, который окажется братом главного антагониста Ранрока. Тут пытались конечно Шекспира косплеить, но в итоге опять получилось так себе.
Мотивация Ранрока кстати заключается в том, что однажды волшебники просто так вкатили ему звездюлей, а он вот обиделся и аж целое восстание поднял. Он конечно хочет наложить лапы на эту же суперсилу, хотя мы все еще не знаем как ее можно использовать кроме как распылять врагов. Правда Ранрок и так вроде с этим справляется, ну да ладно. У нас там грядет последняя битва! Где? Конечно же в Хогвартсе! Точнее под ним. Учитель и ученик, старый дед и имба, отправляются помешать злодеям! Но конечно же силы не равны (забудьте убитые тысячи врагов) и тогда приходят они...
Эпически появляясь под эпическую музыку они вступают в сражение и дают шанс Фигу и Амбусу прорваться прямо к Ранроку. Как это полагается сражение волшебников с гоблинами сопровождается магическим избиением и унижением последних. Далее нам дается выбор: будем мы использовать силу из хранилища или забьем на нее и будем хранить ее в тайне. Не говоря уже о том, что Ранрока настолько не считают за противника что заранее обговаривают действия на случай победы над ним, выбор использования силы фиг (да не профессор!) знает для чего это прям таки испанский стыд. Но если мы отыграем темного лорда ситхов, то профессор обидится и помогать в драке не будет. Впрочем ему это не поможет и в любом случае он погибает от... от напряжения спины видимо, потому что Ранрок к этому моменту уже отъехал.
Получилось прям как в недавнем God of War: Ragnarok где в конце так же глупо сливают Фрейра, ну просто потому что не может же быть такого чтобы аж в целом Рагнареке никто не помер!
Кстати в игре так же есть вторичный антагонист, но он настолько вторичный, пустой и никчемный, и отъезжает от рук главного героя без каких-либо сложностей, что даже не стоит упоминания.
Конечно не каждый сюжет просто обязан быть хорошо продуманной драмой, каким-нибудь мрачным трагическим опусом как например rdr2, но на Hogwarts Legacy все таки возлагались некоторые надежды так как эта игра казалось бы должна была во всем быть лучше целой плеяды тех последних стремных "недошутеров" про Гарри Поттера которые на коленке лепили по франшизе вдогонку к фильмам.
Я конечно утрирую, но многие детали все равно упущены даже в незначительных мелочах, вроде той что когда в одном из последних регионов убивая последнего темного мага в лагере, мой главный герой выкосивший сотни таких, еще и боссов, еще и гоблинов, троллей и даже возможно уже главного антагониста - восклицает что-то вроде "Кто бы мог подумать?! Я завалил аж целого одного Пепламбу! Жаль что никто не видел, а то не поверят..."
Делает ли это игру плохой? Нет конечно. Я и сам прошел Хогвартс не без удовольствия, но все же с горьким послевкусием от явного ощущения просто бездны профуканых возможностей. Будет ли сиквел? Конечно будет, продажи "наследия" наверняка просто волшебные, иначе и быть не могло. Но вот будет ли лучше, в этом сомневаюсь. Юбисофт вон активно борется с геймплеными косяками в своей главной серии, но все равно проигрывает в сюжете и нарративе в общем. Хотя конечно опять причем тут Юбисофт...
Если вы смогли дочитать до сюда, то ваше терпение по истине волшебное и я приветствую вас! Впрочем я все равно всех приветствую...