Пироцкий Фёдор Аполлонович родился 17 февраля (1 марта) 1845 года в селе Сенча Лохвицкого уезда Полтавской губернии Российской империи и как только он достиг школьного возраста - родители отправили его в Санкт-Петербург в кадетский корпус.
После завершения обучения в Константиновском Кадетском Корпусе и Михайловской Военной Артиллерийской Академии Фёдор Аполлонович получил предписание отправиться на службу в Киев, где он был зачислен в Печерскую крепостную артиллерию местного гарнизона в звании подпоручика.
Именно в это время происходит его знакомство с выдающимся отечественным электротехником Павлов Николаевичем Яблочковым, произведшее глубокое впечатление на Пироцкого и определившее его жизненную направленность.
В 1879 году Фёдор Аполлонович предложил властям Санкт-Петербурга проект трамвая на электротяге.
К тому времени в Санкт-Петербурге уже появился новый общественный транспорт - трамвай на конной тяги или конно-железная дорога (конка).
На нескольких проспектах города были уложены чугунные рельсы, по ним две лошади в упряжке тянули вагон. Конная тяга!
С 1860 года в Санкт-Петербурге конки использовались для перевозки грузов, а в августе 1863 года - открылись пассажирские маршруты. Вагон конно-железной дороги представлял собой двухэтажную конструкцию, второй этаж был без крыши и назывался империалом, - и забраться туда можно было с задней площадки по винтовой лестнице.
Конно-железная дорога быстро завоевала популярность у жителей Санкт-Петербурга. Ежегодно открывались новые маршруты, и к лету 1879 года общая протяжённость путей в столице Российской Империи уже перевалила за сотню километров.
И в 1880 году Пироцкий Ф. А. приступил к реализации своего проекта по строительству в Санкт-Петербурге электрического трамвая.
В течение лета 1880 года он занимался реконструкцией массивного двухъярусного вагона конной железной дороги весом 6,5 тонны, рассчитанного на 40 пассажиров. В нижней части кузова Пироцкий прикрепил тяговый электромотор постоянного тока и редуктор. Впервые подобная конструкция была оснащена двухступенчатой зубчатой передачей, тягового электромотора к осям вагона, что стало прототипом для привычной нам сегодня колесной пары локомотива.
Первые эксперименты проводились на участке длиной 85 метров. В начале сентября 1880 года Пироцкий организовал испытание двухъярусного моторного вагона, на котором присутствовала администрация Второго общества конно-железных дорог. Вагон передвигался самостоятельно со скоростью 10-12 км/ч, став прототипом трамвая. Опытный образец был оснащен четырехсильным тяговым двигателем, а питание электричеством обеспечивали рельсовые пути. Токосъем осуществлялся посредством бандажей колес, поэтому они были изолированы от вагонных осей.
Вагон мог ускоряться и замедляться, делать остановки и двигаться обратно. Несмотря на сопротивление владельцев конок, в течение месяца на Болотной улице Петербурга проходили испытания транспортного средства. Сначала на нем ехал только его создатель, после чего были приглашены 40 пассажиров. Все эти события активно освещались прессой, позднее итоги эксперимента были опубликованы в журнале «Электричество». Тогда никто не предполагал, что до запуска электрического трамвая в Петербурге придется ждать ещё 12 лет.
И причина этого в том, что усовершенствование вагона требовало дополнительных средств, которых у Федора Аполлоновича не было. А руководство Санкт-Петербурга, заключившее соглашение с конно-железными дорогами для пассажирских перевозок в черте города, - помогать Пироцкому не стало. Кроме того, владельцы конно-железных дорог в Санкт-Петербурге приложили максимум усилий, чтобы сохранить свою монополию на перевозки.
В 1881 году Пироцкий Ф. А. представил авторскую модель железной дороги на электротяге в Париже на Международной электротехнической выставке. Вернувшись в Россию, Федор Аполлонович первым проложил под землей электрический кабель для передачи тока от Литейного завода к Технической артиллерийской школе и разработал проект подземной электросети, подтолкнувший власти Петербурга к возведению центральной электростанции.
Идеи Федора Аполлоновича Пироцкого стали широко применяться за рубежом. В 1880 году Томас Эдисон организовал в Нью-Йорке первые эксперименты по использованию электротяги на железной дороге. Год спустя, компания братьев Сименс приступила к производству вагонов, идентичных по конструкции с вагоном Пироцкого.
В том же году в германской столице появилась трамвайная линия «Гросс-Лихтерфильде» длиной 2500 метров, по которой передвигался вагон рассчитанный на 20 пассажиров. Передача электричества к тяговым моторам выполнялась по схеме Пироцкого без третьего рельса.
На электротехнической выставке 1882 года, состоявшейся в Вене, была построена трамвайная линия, максимально схожая с той, которая демонстрировалась двумя годами ранее в Петербурге.
В последнее десятилетие XIX века трамвайные линии по схеме Пироцкого Ф. А. были запущены в ирландском Портуме, английском Брайтоне, немецком Франкфурте-на-Майне, и вскоре преимущества этого вида транспорта оценили во многих странах.
В 1888 году Пироцкий Федор Аполлонович ушёл в отставку в звании полковника. Жил в военном пансионате города Алёшки Херсонской губернии.
Умер Федор Аполлонович 28 февраля (12 марта) 1898 года.
Могила русского инженера и изобретателя, полковника Фёдора Аполлоновича Пироцкого находится на городском кладбище в городе Алёшки Херсонской области.