Сейчас Михайловская батарея музей, и немой участник всех событий, которые пережил Севастополь. Это наша молчаливая память. Если пройти по этому длинному коридору вдоль которого расположена вся экспозиция музея. Перед нами за час промелькнут два века. Именно час длится экскурсия, и если я все хорошо услышала 177 лет исполняется батарее в этом году.
Первая оборона, защитники города, чужие армии и солдаты, быт и война, все можно увидеть здесь. Все в доступе. И неудобные шинели русских солдат и первые консервы чужой армии и ампутационная пила, и первая Книга Пирогова по военно полевой медицине. И герои обороны, Корнилов, Нахимов, Истомин. И наш флот, который появился в Севастополе. Все это здесь, все можно рассмотреть получше.
А потом мы рассматриваем революцию. Помните революционных матросов? Здесь они стоят рядом. А помните тачанку с пулеметом Максим? Вот они рядом. Так же со стен на нас смотрят Фрунзе, и Врангель, которые так и не смогли договориться, поэтому из Крыма в порты Европы отправились 126 кораблей, увозя сто двадцать тысяч наших соотечественников в вечную эмиграцию. И на все это смотрел белый город, окруженный морем.
А потом была Великая отечественная война. И была вторая оборона Севастополя, которая длилась 250 дней. И мы снова отходили, но теперь уже на тридцать пятую батарею, и ждали эвакуации. А еще были Инкерманские штольни, где жили люди, где работали заводы, где был целый подземный город. Там было шампанское с Инкерманского завода шампанских вин и не было воды. Так бывает.
И люди пили шампанское, стирали в шампанском, варили супы на шампанском. Так рассказывали очевидцы. И очевидцы же рассказывали, что с тех пор не выносят запаха шампанского, просто сразу тошнит. А потом была эвакуация, и штольни были взорваны. Потому что в штольнях было много оружия. Не все были в курсе. Опять же очевидцы рассказывали, что при взрыве штолен, гора в Инкермане поднялась в небо и опустилась. Кто не успел, остались под горой.
А потом был штурм Сапун гора двумя армиями. И ее, эту гору, которую два года укрепляли фашисты, взяли. Взяли за один день, усилиями двух армий. И снова Севастополь стал нашим. И на Ялтинской конференции, Рузвельт и Черчилль, побывав в этом городе, сказали, что нам не восстановить этот город и за пятьдесят лет! Они просто не были близко знакомы с русскими. Русские могут то, что не может никто.
А потом, помните, Украина заставляла присягать русских моряков желто синему флагу и они, эти моряки, отказались. Потому что когда то давно, их деды и прадеды, пришедшие в этот город присягнули Екатерине и России. И эта присяга много раз была подписана кровью. Кровью героев России. И сегодня на меня смотрели лица этих героев, я хожу по этому городу, и в очередной раз признаю, нет города, более героического, чем Севастополь. Пусть он стоит здесь вечно. С голубым небом, с синими волнами, с белыми колоннами. И глядя на памятник затопленным кораблям мы будем помнить, сколько Россия заплатила за этот полуостров.