Погрузился в сладостный мир итальянского портновского искусства. А точнее - неаполитанского. Вот где, я вам скажу, волшебный мир. Традиции и качество, элегантность и изящество. Чистый восторг.
Сарторий этих (портновские компании так называются) великое множество в Неаполе, но я в этот раз по камичериям рылся.
От слова camicia - рубашка. Эти шьют рубашки.
И, значит, хочу с вами поделиться.
Бизнес этот в Неаполе старинный и неохватный. Рубашки шьют от гигантов типа Kiton или производств вроде Finamore или Rubinacci, которых многие эксперты считают лучшими или одними из лучших в мире, до крохотных, в одну комнатку, мастерских, в который работает какой-нибудь Луиджи или Джузеппе, а до этого его отец, дед и прадед. У одних огромные отделы маркетинга, представительства в Америке и интернет-магазины с доставкой по всему миру, а у других и вывеску-то над дверью с улицы не сразу заметишь.
Но никто не скажет вам, что ваша рубашка ждёт вас в каком-то конкретном месте. Потому что Луиджи, если его Даниела приготовит особо вкусную пасту (а она приготовит), может порой сшить такое рубиначчи, что полный китон наступит от счастья.
Но за понтами, этикетками, и в то же время за гарантировано качественным массовым товаром все же лучше идти к известным и уважаемым.
И платить.
Рубашка за 300 евро (готовая, не на заказ) - это у них средний ценник.
Про bespoke не знаю и даже предполагать боюсь. Ну а у Джузеппе есть готовые рубашки и за 50 евро, хотя все же ценник и у него будет не сильно меньше, чем у грандов, ручная работа все же дорого стоит. Но в рубашках Джузеппе будут так же четко и честно соблюдены все неаполитанские стандарты мастерства и искусства.
Вот про них, про стандарты, а так же, про ручную работу у неаполитанцев, немного поподробнее. Как обычно, не претендуя на окончательную истину.
По-настоящему в ручную неаполитанцы делают лишь несколько манипуляций, о чем совершенно честно объявляют. Мне встречалось от 4 до 10 этих passagi a mano. Чаще всего встречается восемь.
Бывает, что они не совпадают у разных производителей, поэтому если обнаружите что-то не то, вопросы не ко мне, а к Луиджи, когда до него доберетесь
Итак:
- Пуговицы пришивают вручную. Причем местная фишка - пришивать их на «ножке» и способом, который называется «лилия» или «куриная лапка» и как то еще. У лучших рубашек пуговицы из madreperla , австралийского природного перламутра. И они толстенькие, прям заметно.
2 Петли для пуговиц обматываются вручную.
3 На животе, в месте наибольшего натяжения, вручную прошиваются снаружи и изнутри дополнительные швы, которые усиливают конструкцию и препятствуют деформации материала
4 Вручную пришивается ластовица, то есть кусочек материала в месте соединения передней и задней части рубашки
5 Вручную пришиваются travetti - это такие закрепляющие стежки, которые чаще всего делают на рукаве вблизи манжет и иногда еще и на планке на животе (см п.3). Нужны они для укрепления конструкции и избежания разрывов
6 Вручную пришивается воротник
7 Вручную делается плечевой шов quarto spalla
8 Вручную делается двойной прочный шов в пройме подмышками, чтобы максимально упрочить конструкцию
Ну вот такие восемь шагов ручной работы у неаполитанцев. Что еще могу добавить. Несмотря на то, что рубашки шьют классических фасонов, фантазия у неаполитанцев буквально сшибает с ног. Вот уж где знают, как показать миру, что идет уникальный и неповторимый, единственный и лучший в мире мамин бамбино, красавчик, любимец и любитель женщин, вкусной пиццы, отличного вина и великолепного кофе.
Даже у готовых рубашек всегда очень широкая возможность индивидуализации. Все подгоняют, перешивают, подбирают и меняют пуговицы, меняют форму воротников, делают контрастные отстрочки, вышивки и монограммы и вообще творят чудеса по прихоти клиента.
Да, дорого. Но такая рубашка при правильном уходе и аккуратности прослужит вам не меньше десяти лет, если вы не отожрете пузо, конечно. При таком раскладе вы тратите всего-то 30-40 евро в год, а это уже другие цифры, согласитесь. А на теле она настолько комфортна, что заставить себя надеть обычную рубашку даже после примерки неаполитанских шедевров - тяжело.