Есть модное течение из гуманистического направления педагогики не наказывать и не ругать детей.
Адекватных научных исследований подтверждающих теорию что «детей нельзя наказывать» нет. Конец.
Если вы хотите разъяснение, можете дочитать текст до конца, но мне всегда достаточно, посмотреть наличие или отсутствие доказательной базы, чтобы сформировать мнение.
Многие мамы ударяются в крайности по воспитанию. Либо бьют и наказывают, либо воспитывают по их мнению «свободную личность».
Если в 90-х спор был, как наказывать, то сейчас идут споры, а наказывать ли вообще?
Откуда это пошло.
Все это связано с оккультным движением Нью-Эдж.
Есть Вальдорфские школы - это обычная секта для малышей сады и школы. Пришли к нам из Германии.
Вальдорф направление в педагогике идет в наборе с антропософией(религиозно-мистическое учение) с оккультными корнями. Класс?
Работают на родителей с лабильной психикой, с отсутствием логического мышления. От осинки не родятся апельсинки. Ими легко управлять, песнопения, коллективная мантра, а если убрать животный белок, как в большинстве садов, то фляга течет. Потому что животный белок ребенку необходим, если меню веганское, как в большинстве таких учебных заведений, то ребенок менее активный, у него снижаются ответные реакции, сразу страдает критическое мышление, меньше сопротивления всему. В норме сопротивление должно быть - это ОСНОВА критического мышления.
Их не учат ответственности личной, она у них коллективная. Приучают плыть по течению. Такими детьми легко в будущем управлять.
В вальдорфском саду не может быть речи, чтобы ребенка наказать, повышать на него голос. Его не исправляют, не делают замечаний, не укоряют, не взывают к совести - считают, что до 12 лет взывать не к чему. А это и не надо, на стадо травоядных барашков, не нужно кричать. На сектантов кричать не нужно, воздействие идёт на психику.
«На дурака не нужен нож - ему с три короба наврешь и делай с ним, что хошь».
Хочешь развалить страну - начни с образования.
Теперь на основе этого мы берем и закидываем в толпу невротиков популистскую тему. За всё хорошее, против всего плохого. За свободу личности, за либерализм в воспитании, за гуманизм, без наказания, не ругать, не предъявлять, «любить, нельзя воспитывать».
Большинство невротиков, сразу начинают аплодировать. Они сразу себя чувствуют не такими как все, они хорошие, умные, мыслящие, особенные, осознанные. А все остальные «не понимают», «не разобрались». Это не про воспитание, не про педагогику, а про удовлетворение ЭГО самого родителя, так как они заказывают услугу, платят.
Популяризатор этого движений в РФ Дима Зицер. Складно на первый взгляд говорит, книги скупаются, лекции ведутся.
Его успех с маркетинговой точки зрения объясним.
Он продают на аудиторию невротиков «Не за*балась, не мать». Которые так или иначе хотят профилактировать будущее ребенка, везде соломки настелить. Чтоб не травмировался, не столкнулся со стрессом, а это всё нужно. Как ребенок адаптируется к жизни, если он со стрессом не сталкивался, видит только позитив и что мир вокруг него вертится.
Они во главу воспитания ставят «хочу» ребенка. Хочу пряники ем, хочу книжу читаю. Не интересна математика не буду, на нее ходить. При этом дети не понимают зачем им какие-то знания и оценить объективно, что им нужно, что нет, не могут.
Дети нуждаются в рамках, правилах, социализации, личной ответственности. А их помещают в среду, где вся ответственность по сути лежит на родителях.
Все это под соусом любви к вашему ребенку, нового подхода, инноваций, человека будущего, новой эры.
В свободном воспитании ребенок рождается якобы идеальным, его не надо воспитывать. Психические особенности, генетика, характер не учитываются.
На самом деле дети - это те же самые взрослые, только у них опыт меньше. Но точно так же у них есть хорошие и плохие стороны, свои особенности. Задача родителя донести до ребенка свой опыт. Поделиться им. И понять что остальное ребенок добьет методом проб и ошибок, все равно он будет тестировать и ограждать его нельзя.
Мир страшная вещь, один большой стресс, нельзя от этого застраховать. Задача подсовывать ребенку ситуации, где он может опыт наработать в более менее безопасной обстановке.
Пример: когда отобрали лопатку в песочнице, мама не должна впрягаться, если речь не идёт о том что глаз пытаются лопаткой выколоть. Ребенок после попереживает, поплачет, пожалеет пропавшую лопатку. Потом при возникновении такой же ситуации ребенок уже сам, не родитель сделает выводы. Либо спрятать лопатку, либо нажаловаться воспитателю чтоб не отобрали, либо убежать, либо биться на кулаках за лопатку.
Точно так же, тот кто отбирает лопатку занимается таким же тестированием, естественно будут у его действия последствия. Кто-то мирно и добро лопатку отдаст, кто-то ведерком с песком по башке даст. Это наработка опыта.
Доме не убрал тарелку со стола, значит будешь убирать за всеми со стола, писаешь мимо унитаза будешь мыть этот унитаз, если не будешь то родитель должен придумывать последствие.
Дальше ребенок по схеме «действие - последствие» будет оценивать риски и приоритеты.
Не выучил урок - не пошел с друзьями гулять. Не сдал отчет на работе - получил вычет из зарплаты. Переехал человека на пешеходном переходе сел в тюрьму.
Само наказание - это последствие за действия или бездействия, которое формирует ответственность за личные решения. Семья и сад это социум в миниатюре. Это симулятор того, с чем в жизни ребенку придется встретиться.
Всё родители хотят добра ребенку, кто-то выбирает разговаривать, кто-то прямое наказание, кто-то закрыть глаза, кто-то обычные угрозы, кто-то думает, что ребенок сам поймет. Семья это ячейка общества. Где тоже есть ирархия, начальники, руководители, президенты, где есть свои авторитеты. Ребенок должен это понимать.
Если мать бегает орет по любому поводу выкину игрушки и не выкидывает, то ребенок думает: ну и ладно, слово она не держит, последствий нет есть не страшная угроза. Авторитет мамы снижается. Если мать постоянно ребенку делает замечания: ты не так стоишь, не так делаешь, не так говоришь - она превращается просто в космический шум ,раздражитель. Ребенок помолчит, покивает и сделает так как считает нужным сам, чтоб мама не видела и снова не шумела. Мама показала обычную эмоциональную истерику, а не последовательные шаги.
Правильная выстроенная система наказаний - аргументированная и ведет к тому что ребенок сам осознает, последствия своих действий и готов за них нести ответственность.
Пример наказания:
Ребенок списал ДЗ с решебника, учитель это увидель и родитель это увидели, вычислили.
Нужно объяснить ребенку, что он хуже сделал себе, обокрал себя и обманул себя, не родителей не учителей, а себя так как им от этого не холодно не жарко.
Он создал ситуацию, когда его репутация в мини социуме пострадала. Мама, папа и учитель теперь четко понимают, что ребенок может обманывать. Они будут меньше доверять.
Теперь наказание: ребенок должен восстановить свою репутацию и компенсировать последствия прежде всего для себя, поэтому вместо похода в кино, он должен сидеть и решать аналогичные задания без решебника. Такое наказание аргументированное.
А можно три часа стоять над ним орать, поставить в угол, заставить рыдать и в итоге на следующий день он просто лучше спрячет решебник. Потому что он думает, что он делает уроки не для себя, а для мамы и чтоб она не орала.
Поэтому наказание должно нести пользу и осознание для ребенка конкретных последствий и важность этих последствий для него.
Педагогика по сути это система поощрения и наказание. Наказание - это наказ, учение, наставление, вразумление. Слово «наказ» обозначало правила, указания, которым следовали в семье. Установление правил, это границы.
Ребенок знает рамки и что будет за их нарушение.
Церковь не отрицает систему наказаний-похвалы. Они за наказание. У ребенка совесть в голове хорошо сидит и стыд вызывает за плохое поведение.
Андрей Ткачёв, протоиерей сказал:
«Современный ребёнок — это домашний бог. В большинстве семей дети — это маленькие боги, идолы, с которых сдувают пыль, поклоняются им и выделяют в доме самые лучшие места.
Если вы веруете в Бога, то вам необходимо свергнуть ложных богов. К тому же эти ложные боги жестоки и бесчеловечны, на самом деле.
Поэтому, если вы будете слишком трястись над ними, то со временем они станут вашим наказанием. Если вы не будете заставлять их трудиться, если вы не будете внедрять в их сознание правильные идеи, то ваша старость будет очень печальной.
Вашим наказанием будут собственные ошибки в воспитании детей».
Согласна с этим высказыванием.
Естественно, что наказание должно быть соразмерное, подходящее под характер под возраст. Это индивидуальная история, для некоторых детей гораздо хуже если айпад заберут, или разговаривать с ними не будут, чем по попе настучат. Я лично против телесных наказаний и всегда, когда возникает желание двинуть, я представляю двух метрового, здоровенного, бородатого мужика и думаю двинула бы я ему или нет. А если бы этот мужик на меня орал? Я бы не думала вообще, плакала, закрывалась, тряслась в истерике, желая просто чтоб он прекратил это делать. У меня не было бы мыслей о том что он говорит в этот момент, так и ваш ребенок при криках не осознает, что от него хотят, особенно если повод для него не очевиден. Ударить можно в ответ, если ребенок бьет тебя или кусает, а предупреждения не срабатывают, тогда нужно показывать ответную реакцию, это моё мнение не претендую на истину.
Наказание неотъемлемая часть воспитания, оно быть должно.
А «свободное воспитание» без четких границ, кнута-пряника приводит:
1. Ребенок не сможет нормально адаптироваться в обществе, где есть разные люди, со своим характером, видением и потребностями, которые могут кричать, спорить и т.д. Мягкое воспитание по психологу Петрановской ее же дочь привело, к тому что ее забулили в школе. Виноваты конечно же дети, учителя и родители, а не Петрановская.
2. Ребенок не сможет принять систему преступление-наказание, что на действие, есть ответное действие. Любое нарушение будет оправдываться - я так захотел, потому что…
3. Эмоциональный интеллект важная составляющая для взаимодействия с окружающими не будет развит, потому что ребенок воспитывался в исключительно положительных эмоциях. Ребенок не знает, как проявляются отрицательные эмоции и он не может к ним адаптироваться.
4. Ребенок не сможет принимать решение в стрессовых ситуациях. Так как не видел и не знает, что значит, если на него кричат, будет error.
5. Отсутствует чувства долга, общественных норм, можно/нельзя. И осознание последствий нарушения этих норм.
6. Критическое мышление провисает. Если никто не критикует, не ругает, не воспитает- нет другой точки зрения, ее не нужно отстаивать, ее не существует. Пропадает механизм «через тернии к звездам». Чем больше у человека проблем, тем он больше к ним подготовлен, адаптирован. Человек выросший в идеальных тепличных условиях, просто не готов к реальной жизни. Это описано и в религиях.
7.Отсутствие авторитетов, учителя не авторитеты, родители тоже, нет понимается иерархии - это путь в антисоциальное поведение. Свято место пусто не бывает, могут появиться ложные авторитеты из каких нибудь группировок эмо, готы и тп. так как потребность в социализации есть, если в семье и школе не социализируется, будет социализировать в подъездах.
8. Получение психологической травмы, если вдруг родитель или кто-то посторонний сорвется/разозлиться/ повысит тон голоса. Ребенок к этому не готов.
Наказание переодически нужно в воспитательном процессе, его можно назвать как угодно, воспитание, последствие, ответсность, отработка и тд, если вам не нравиться само слово «наказание». Но быть оно должно. Максимум, в чем нужно разбирать и консультироваться, корректировать это форма наказания, которая подходит конкретно вашей семье и вашему ребенку.
Нужно понимать, что даже взрослые не могут иногда друг с другом договориться. И путают теплое с мягким, орут истерят, дерутся, но над ними стоят: административный, уголовный кодексы и божья кара )
А значит сами по себе без наказания люди не всегда, что-то понимают.
Конец.