К 200-летию со дня рождения русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1823 — 1871)
«Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка - народный композитор, а Суворов - народный полководец».
(Л.Н.Модзалевский)
Однажды, находясь на службе в Демидовском лицее, 25-летний Константин Ушинский обнаружил заброшенный шкаф с запылившимися, а, стало быть, никому не нужными трудами по педагогике — и с головой погрузился в чтение.
«Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал он впоследствии.
Система российского образования до Ушинского не применяла, да и не стремилась применять многие постулаты, кажущиеся сегодня настолько очевидными, что без них современную педагогику даже представить себе невозможно. Уникальные и живые идеи Константина Ушинского стали краеугольным камнем всей отечественной педагогической науки.
Новатор Ушинский ратовал за обязательное всеобщее образование для представителей любого сословия, одинаковое для мужчин и для женщин, утверждал, что индивидуальный опыт педагога не может стать единственной основой для педагогики - он может быть ошибочным и субъективным, - в основе педагогики должна лежать научная теория и систематизированный опыт многих служителей образования.
Благодаря его работе «Человек как предмет воспитания» педагогическая наука обратилась к изучению особенностей возрастной психологии и физиологии ребенка:
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Ушинский утверждал, что обучение должно быть сознательным, а ученик не просто зубрить правила, а обязательно думать о применении этих знаний – где что может пригодиться в будущем.
Квинтэссенцией педагогического наследия Ушинского явилась его мысль о том, что ребёнок не готовится к жизни, а просто живёт с момента своего рождения. Соответственно, и вся система детского воспитания и образования должна строиться с учётом этого обстоятельства.
Константин Дмитриевич Ушинский остался в памяти потомков не только как выдающийся педагог, но и как талантливый детский писатель.
Его учебники «Родное слово» и «Детский мир» помогали маленьким школьникам учиться не «из-под палки», а с интересом и возможностью легко познавать окружающий мир. Сегодня такой подход кажется самым обычным и правильным, но не стоит забывать, что Ушинский писал свои книги в середине XIX века, когда сильны были догматы совсем другой педагогики – «канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».
Молодой Ушинский писал:
«Называйте меня варваром в педагогике, однако я глубоко убежден, что прекрасный ландшафт обладает огромным воспитательным влиянием на развитие юной души. День, проведенный посреди рощ и полей, стоит недель, проведенных на учебной скамье. Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Первые массовые учебники для начальной школы появились благодаря Ушинскому; он написал и издал популярнейшие книги «Русский мир» и «Родное слово», не забыв дополнить учебник и методическим пособием – «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей» пользовалось огромным спросом и только до 1917 года выдержало 146 изданий. Педагогические принципы Ушинского пригодились и Льву Толстому, когда он составлял свои знаменитые «Азбуки».
Константин Дмитриевич придумывал сам и пересказывал для детей русские народные сказки, считая этот вид народного творчества отличным средством для «понимания народной жизни». В маленьких рассказиках Ушинского находило отражение все, что необходимо маленькому человеку для открытия мира: природа, времена года, животные и растения, история и география. Самое главное, что все это не требовало зубрежки и тупого заучивания: вплоть до самой революции 1917 года тысячи детей каждое утро с восторгом открывали учебники Ушинского.
Книги «учителя русских учителей» популярны и сегодня: полки книжных магазинов и библиотек пестрят яркими обложками – «Рассказы и сказки», «Детям о животных», «Бишка», «Маленькие сказки для первого чтения», написанные ясным простым языком, спокойная повествовательная интонация автора всегда располагают маленького читателя к интересному досугу, заставляя на время отложить в сторону любимый гаджет.
Мысли Константина Ушинского о педагогике и воспитании:
✍🏻 Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.
✍🏻 Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
✍🏻 Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
✍🏻 Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
✍🏻 Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.
✍🏻 Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.
✍🏻 До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться.
✍🏻 Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
✍🏻 Книга, имеющая столь важное значение для человека, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!