Практически любой предприниматель из мелкого лавочника мечтает стать крупным игроком рынка. Однако удается это далеко не всем. Многих ждет участь из года в год крутиться как белка в колесе, еле-еле сводя концы с концами. И не дай Бог, где-то на горизонте замаячит новый перспективный игрок рынка, который в состоянии увести львиную долю клиентов. Тут в пору бежать в аптеку за успокоительным…
Любой крупный бизнес когда-то был мелким и никому неизвестным. Но за годы работы владельцу удалось масштабировать его и вывести на совсем иной уровень. И во многом все очень сильно зависит от навыков «капитана корабля», который принимает важнейшие решения. И от действий которого зависит, выйдет ли он победителем из «сражения» или уйдет на дно вместе с «судном».
Наше с вами мышление определяет и наши действия. Если ты привык жить от зарплаты до зарплаты, то тебе очень сложно копить деньги. Если ведешь разгульный образ жизни и не вылезаешь из бутылки, тебе нереально сложно будет вести здоровый образ жизни и придерживаться семейных ценностей. Надеюсь, это очевидно всем! Так же и в бизнесе, если ты мыслишь, как мелкий лавочник, тебе никогда не построить большой успешный бизнес.
В интернете можно найти кучу картинок из серии «мышление богатых / мышление бедных». Давай те же разберемся в том, как мыслят крупные бизнесмены, и какие навыки они в себе развивают, чтобы их бизнес рос из года в год семимильными шагами! И сделаем это в аналогичном ключе сравнения.
Глобальное мышление / сиюминутная выгода
Большинство мелких предпринимателей мыслят очень мелко, зачастую сиюминутными выгодами. Им нужно как можно быстрее заработать копеечку. Каких-либо планов на будущее они не строят, а если и строят, то это скорее не планы, а просто «хотелки». Причем очень сильно размытые. Иногда это даже доходит до обмана покупателя, и попытки впарить ему в три дорога, чтобы заработать сегодня больше денег. А вернется клиент или нет, останется ли он доволен – это пусть кто-то другой думает. Очень редкий мелкий предприниматель строит планы хотя бы на год вперед.
Крупный же бизнесмен мыслит глобально. Годовые планы – это его минимальный масштаб, который преобразуется в конкретные цели и задачи для подчиненных. А вот в голове планы выстраиваются на 3-5 лет вперед, а в некоторых случаях и больше! Планы, конечно, корректируются время от времени, исходя из результатов года. Но однозначно можно сказать, что крупный бизнесмен не гонится за сиюминутной выгодой. Он знает, что только лишь довольный и лояльный клиент будет возвращаться раз за разом, приносить прибыль в будущем и приводить новых клиентов.
Делегирование полномочий / все сделаю сам
Мелкие предприниматели часто придерживаются народной поговорки – «Хочешь сделать хорошо, сделай это сам». Ведь зачем нанимать кого-то, платить ему зарплату, если есть время самому во всем разобраться и сделать эту непыльную работу. А так как бизнес очень многогранен и разбираться нужно очень во многом, то годы пролетают так, что только успевай считать. Вот только бизнес от этого не сильно вырастает. Т.к. в сутках всего 24 часа, и рано или поздно все упирается в стеклянный потолок. Который одному при всем желании не пробить!
Крупные же бизнесмены знают, что залог прибыльного бизнеса – это командная работа. И концентрируются на том, чтобы собрать вокруг себя профессионалов, которые не только уже имеют определенные знания, но и умеют применять их на практике. Потенциал бизнеса никак не ограничен потенциалом его владельца. Более того, такие руководители стараются нанимать людей на работу, которые в своей обрасти являются действительно профессионалами своего дела. С соответствующими запросами по зарплате…
Маленькие руководители бизнеса боятся так рисковать, нанимая тех, кто подешевле, и где нет риска, что работник отожмет бизнес. Им кажется, что проще взять кого-то подешевле и обучить его самостоятельно. Но это изначально проигрышная стратегия. Практически нереально стать успешным тренером для спортсмена, вывести его в олимпийские чемпионы, если тебе этот вид спорта не знаком, и ты по статьям из интернета тренируешь подопечного. Максимум чему можно научить – это своим личным навыкам… А эти навыки говорят, что пока ты мелкий предприниматель. Нельзя передать тот опыт, которым не владеешь сам!
Стандартизация и автоматизация / и так сойдет
Мелкие предприниматели часто не заморачиваются с выстраиванием четких бизнес-процессов, их оптимизацией и автоматизаций. А также разного рода стандартами. От соблюдения норм в отрасли, до стандартов общения с клиентами внутри компании. Не редко в таких компаниях сотрудники не знают четко своих обязанностей, нет четкой иерархии, все предоставлены сами себе. Нет нормальных учетных систем (1С, CRM и пр.). Или есть, но этим неудобно пользоваться. На каждую операцию нужно совершать кучу лишних действий и т.д. Естественно, это негативно сказывается на продажах товаров и услуг. Любая нестандартная ситуация, и все начинает сыпаться. Проблемы нарастают как снежный ком, способный похоронить под собой весь бизнес.
Крупные бизнесмены все стандартизируют и автоматизируют. Каждый знает свой фронт работы и зону ответственности. Знают, как общаться с клиентами, как действовать в нестандартной ситуации. И чем заниматься, если вдруг, по независящим причинам, клиентов стало меньше и появилось свободное время. Они создают единый механизм, который работает почти без сбоев. И если на время выпадает какая-то «шестеренка» она не сильно сказывается на работе компании в целом.
Аналитика и цифры / я босс, мне виднее
Малый бизнес уделяет не очень много времени аналитике и цифрам. А как гласит пословица – «Если ты не знаешь цифр своего бизнеса, то у тебя нет бизнеса». Не редко, принимаются решения на основе своего субъективного мнения. Мол, мне так кажется, что это должно работать. Еще хуже, когда предприниматель возомнил себя большим начальником, и просто раздает приказы из серии – «я босс, мне виднее». И все его приказы не основаны на цифрах и аналитике. Многие даже себестоимость товара или услуги посчитать не могут и определяют это все на глаз. А потом удивляются, почему в конце месяца минус образовывается по прибыли.
У большого бизнеса все просчитывается заранее. Нельзя просто так взять и что-то внедрить в бизнес-процессы. Это в некотором роде лишня бюрократия, не позволяющая быть гибким, но именно это придает устойчивости бизнесу. Никто не будет внедрять то, что не просчитано и что может принести убытки. В совокупности с долгосрочной стратегией, профессиональной командой, и стандартизацией в работе – это позволяет максимально быстро захватывать рынок, вытесняя мелких конкурентов, у которых все построено на коленке и которые гонятся за сиюминутными выгодами…