Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье отвечу на вопрос, который, вероятно, беспокоит многих - сколько солярки расходует тепловоз за определенное расстояние или время, а также, если добавить немного экономики, то сколько стоит его заправить.
Сколько солярки можно залить в баки тепловоза?
Начнём с того, сколько же топлива вмещается в тепловоз. Тепловозы бывают двух типов, маневровые и магистральные, ну и, соответственно, служат для маневровой и поездной работы. Например, у известного маневрового тепловоза ЧМЭ3 емкость топливных баков составляет 6000 литров. В то время как у грузового магистрального тепловоза 2ТЭ10М - 7300 литров, правда заполняют его не полностью - лишь до отметки 6800 литров. Правда у 2ТЭ10М - две секции, следовательно два топливных бака, а значит 13600 литров можно в него залить.
Сколько солярки потребляет тепловоз?
Первое, что стоит сказать, расход на тепловозах мерят не по пробегу (то есть литры на 100 километров), а по времени работы, то есть либо литры в час, либо литры на смену (12 часов). Если брать маневровый ЧМЭ3, то на холостом ходу (то есть когда дизель запущен, но тепловоз стоит на месте) он потребляет в районе 10-12 литров в час. В свою очередь двухсекционный 2ТЭ10М, с вдвое большими по мощности дизельными установками (а также их удвоенным количеством) потребляет в районе 20 литров на холостом ходу.
Расход под нагрузкой, то есть когда тепловоз едет с вагонами на скорости, зависит от следующих факторов:
- Массы и количества вагонов
- Режима хода - то есть от скорости, а также от количества и продолжительности остановок
- Профиля пути - при движении вверх по уклону будет расходоваться больше топлива, а при движении вниз - наоборот будем экономить
Также ещё стоит учитывать техническое состояние тепловоза. Убитый локомотив может даже на холостом ходу расходовать в два раза больше солярки. Так вот, при движении с вагонами, расход у ЧМЭ3 составляет 270 литров в час. Ну а 2ТЭ10М сжигает, в среднем, 450 литров на секцию (то есть всего 900л) в час. Расход, как вы понимаете, существенный, даже в сравнении с огромными внедорожниками с шестилитровыми двигателями. Данные конечно примерные, но вполне реалистичные.
Сколько стоит заправка полного бака?
Дело в том, что объём баков - это, с физической точки зрения, именно объем (что логично), однако топливо всегда продают в килограммах или тоннах, поэтому надо немного пересчитать. Дизельное топливо имеет несколько меньшую плотность, чем вода, поэтому формула 6800 литров равно 6800 килограммам - здесь не работает. Плотность солярки в нормальных условиях (20 градусов по Цельсию) - 840 килограмм на кубический метр.
Поскольку далее мы будем руководствоваться параметрами тепловозов ЧМЭ3 (6000 литров) и 2ТЭ10М (13600 литров), то посчитаем массу топлива для них. Если вспомнить физику 7 класса, то сделать это несложно:
Получаем 5040 килограмма для ЧМЭ3 и 11424 килограмма для 2ТЭ10М. «РЖД» напрямую топливо не закупает, это делается через дочернюю «РосЖелДорСнаб». А та, в свою очередь, закупает топливо у малоизвестных трейдеров (ООО «Ресурс Трейдинг», «Нафта XXI век» и других), вся деятельность последних сводится к поставкам именно для «РЖД» - согласно информации из РБК.
Цену за килограмм для «РЖД» - установить сложно, но можно прикинуть, что она составляет примерно 40 рублей. Получается, что полный бак для ЧМЭ3 обойдется в 201 600 рублей, ну а для 2ТЭ10М - 456 960 рублей. При том, что хватает всего это дела на две - три смены, которые, напоминаю, длятся 12 часов.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!