Найти тему
Особое мнение

Рекомендация №24. "Конец света" (End of Days, 1999)

Сюжет. В конце каждого тысячелетия Сатана пытается установить свою власть на Земле, но в наше время у него нашёлся достойный соперник в лице отставного офицера полиции в исполнении Арнольда Шварценеггера. Он пытается уберечь он исполнения страшного пророчества молодую девушку, которой суждено стать невестой Князя Тьмы и подарить ему ребёнка.

Марк Марголис готовился здесь к роли Гектора Саламанки, тоже изображал влиятельного человека в инвалидном кресле
Марк Марголис готовился здесь к роли Гектора Саламанки, тоже изображал влиятельного человека в инвалидном кресле

Продюсер фильма Эрмиан Бернштейн, после весьма внушительного успеха своего предыдущего проекта "Самолет президента" (Air Force One, 1997) решил не останавливаться на достигнутом и запустил в работу свой следующий проект. За основу он взял модную и актуальную тему конца света, которая стала очень популярна на исходе тысячелетия, и пригласил сценариста Эндрю У. Марлоу, написавшего текст и для "Самолёта президента", чтобы он придумал эффектную историю для будущего блокбастера.

-3

Первоначальным выбором продюсеров на пост режиссёра были Сэм Рэйми и Гильермо дель Торо, но ни один из них не смог найти время в своём расписании на постановку этого фильма. Следующим выбором продюсеров стал Маркус Ниспел, начинавший свою карьеру как постановщик музыкальных клипов для таких исполнителей, как Faith No More, Mariah Carey, Mylène Farmer, Spice Girls, Элтон Джон и многих других. Это фильм должен был стать его дебютом в полнометражном кино, он даже был назначен на эту должность, но вскоре покинул проект. Официально из-за проблем со сценарием и бюджетом будущего фильма, а неофициально из-за того, что ему стало стыдно после того, как в прессе был опубликован написанный им манифест на 64 страницы, где перечислялись все требования, которые он предъявлял студии к организации съёмочного процесса.

Частый гость в голливудских фильмах конца 90-х немецкий актёр Удо Кир, изображавший исключительно негодяев
Частый гость в голливудских фильмах конца 90-х немецкий актёр Удо Кир, изображавший исключительно негодяев

И только после этого постановщиком был назначен ветеран Голливуда Питер Хайамс, поставивший такие фильмы как "Козерог один" (Capricorn One, 1977), "Космическая одиссея 2010" (2010, 1984), "Патруль времени" (Timecop, 1994) и многие другие.

На главную роль Шварценеггер тоже не был первым кандидатом, изначально роль писалась под Тома Круза, но он выбрал съёмки в фильме "Магнолия" (Magnolia, 1999), и тогда уже было принято решение взять Арнольда, сделав этот фильм его триумфальным возвращением в кино после двухлетнего перерыва, вызванного операцией на сердце. Шварценеггер довольно долго не мог получить роль после перенесённой операции, поскольку студии и страховые не думали, что ему вновь удастся вернутся в необходимую для экшн-фильмов форму. И даже после утверждения на эту роль всю первую неделю съёмок за ним пристально следили страховые агенты, пытаясь выявить изъяны в его здоровье, но успокоившись отступили, а Шварценеггеру после этого вновь стали предлагать роли.

-5

Роль невесты Дьявола - Кристин Йорк, предназначалась для Лив Тайлер, но у неё были обязательства по другим контрактам. Тогда роль предложили Кейт Уинслет и Дженнифер Коннолли, которые тоже ответили отказом, и только после этого она досталась Робин Танни.

На роль Дьявола изначально рассматривался Удо Кир, но продюсеры не захотели, чтобы две главные роли исполняли актёры с немецкими корнями, и предложили англичанину Гэбриелу Бирну воплотить на экране образ самого главного библейского злодея. А Киру досталась вторая по значимости отрицательная роль лидера культа, который должен был подготовить всё к появлению своего Повелителя.

-6

Комментируя свою работу над этим фильмом, режиссёр Джон Хайамс позже заявлял: "Джеймс Кэмерон на съёмках этого фильма был своего рода крестным отцом для меня, из-за его отношений со Шварценеггером... Фильм должен был ставить Маркус Ниспел, но по каким-то причинам этого не произошло, однако у них уже был Арнольд и дата начала съёмок, и Джим [Кэмерон] пришел ко мне и сказал, что я должен это сделать. Это была первая картина, которую Арнольд сделал за несколько лет. Вроде у него были проблемы с сердцем. То есть, это было возвращение Арнольда. И он хотел попытаться сделать что-то хорошее и немного рискнуть. Я был этому только рад. И вокруг него собрались очень, очень хорошие актёры, такие как Гэбриел Бирн, Кевин Поллак и Род Стайгер. Это был очень приятный опыт."

-7

А вот Арнольду Шварценеггеру выбор Кэмерона пришёлся не очень по душе, поскольку ему не нравилась его манера съёмки, в особенности экшн-сцен. По ходу съёмочного процесса у них часто возникали разногласия по поводу освещения, поскольку Хайамс делал сцены очень тёмными, что затрудняло актёрам исполнение своих ролей, а при ежедневном просмотре отснятого материала было трудно понять, что происходит.

Съёмки прошли с 1 ноября 1998 года по 3 мая 1999 года. Несмотря на то, что по сюжету фильма действие происходит в Нью-Йорке, большая их часть прошла в Лос-Анджелесе, чтобы сэконимть время, а Большом Яблоке были сняты только необходимые натурные кадры.

-8

Забавная подробность со съёмок этого фильма всплыла в 2022 году, во время интервью для популярного подкаста "I’ve Got News For You" актрисы Мириам Марголис, сыгравшей в фильме опекуна героини Робин Танни. Актриса заявила, что ей не понравилось работать со Шварценеггером: "Он был слишком большого мнения о себе, а мне совсем не было до него дела. Он республиканец, а мне это не нравится. И иногда он вёл себя достаточно грубо. Он пукнул мне в лицо. Конечно, я тоже пукаю, но я не пукаю людям в лицо. Он сделал это намеренно, прямо у меня перед носом.
Я играла прислужницу Сатаны, и в одной из сцен он убивал меня, и вот он зажал меня в таком положении, когда я не могла сбежать и лежала на полу. И он просто пукнул. Это не попало на плёнку, а произошло во время одной из пауз, но я так и не простила его за это”.

-9

Премьера фильма состоялась 16 ноября 1999 года в Голливуде, а спустя 8 дней он вышел в широкий прокат. По официальным данным бюджет фильма составил $100 млн., 22 из которых ушли на гонорар Шварценеггеру, на рекламу было потрачено ещё около $60 млн. Естественно, что ожидания у продюсеров у фильма были большие, однако его сборы оказались очень разочаровывающими. У себя на родине фильм собрал всего около $68 млн. и ещё $145 млн. принёс международный прокат, так что фильм возможно и не принёс больших убытков, но и ожидаемой прибыли продюсеры явно не получили.

-10

Не радовали и отзывы на фильм критиков. На Rotten Tomatoes у него скромные 11% свежести на основании 102 рецензий, почти все сходились во мнении, что это пафосный триллер с шаблонными экшн-сценами и плохой актёрской игрой. Простые зрители тоже не были в большом восторге от фильма, и почти все жаловались на то, что он был слишком тёмным. Не обошла фильм в том году и антипремия "Золотая малина", где его создатели были номинированы на "Худшую мужскую роль" (Арнольд Шварценеггер), "Худшую мужскую роль второго плана" (Гэбриел Бирн) и "Худшего режиссера" (Питер Хайамс). Однако в том году у "Конца света" был более "достойный" конкурент в лице фильма Барри Зонненфельда "Дикий, дикий Запад" (Wild Wild West, 1999), который одержал уверенную "победу" практически во всех номинациях.

-11

Конечно фильм не шедевр и сценарий у него местами откровенно глупый и нелогичный, но где ещё можно увидеть, как Арнольд Шварценеггер из подствольного гранатомёта стреляет по Дьяволу? Сейчас не одна студи не позволит себе потратить 100 миллионов долларов на фильм по оригинальному сценарию, да ещё и со взрослым прокатным рейтингом, из-за присутствия в нём излишней жестокости и откровенных сцен сексуального характера. Под определённое настроение фильм смотрится просто замечательно, благо что снят он настоящими профессионалами своего дела. Например, спецэффекты к нему делал не кто-нибудь, а сам Стэн Уинстон со своей компанией KNB EFX Group. Очень приятно наблюдать за Гэбриелом Бирном в роли Сатаны, и за потугами Шварценеггера выдать драматическую роль, и за симпатичной Робин Танни, да и вообще за всеми остальными. Фильм очень красиво и кинематографично снят, с хорошей музыкой. Единственная большая претензия к нему - это освещение, он получился слишком тёмным, и смотреть его при дневном освещении практически невозможно, только в полной темноте.

-12

На домашнем видео он выпускался не часто. Первое издание было на DVD и LaserDisc в 2000 году, кстати фильм стал "концом света" для формата LaserDisc, поскольку он стал последним изданным в США фильмом на этом носителе. Позже в 2008 году был выпущен и Blu-Ray в отреставрированной в высоком разрешении картинкой, правда далеко не лучшего качества. У нас в сети доступна копия с этого Blu-Ray с большим набором переводов на русский язык. Есть официальный дубляж, сделанный для проката фильма в отечественных кинотеатрах, несколько многоголосок от различных ТВ-каналов, перевод для элитной пиратской серии нулевых "СуперБит/С.Р.И. (Специальное Российское Издание)" и пара переводов VHS эпохи - Андрея Дольского и Андрея Гаврилова, а также современный одноголосый перевод от Евгения Гаевского.