Вторая половина Столешникова переулка также врезалась в мою память и жизнь (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/64045855d2a91d5b2b9d10a8). Здесь в своё время в доме № 20 по улице Большая Дмитровка (тогда Пушкинская ул.) на углу был комиссионный магазин "Меха", а со стороны Столешникова переулка был магазин "Диафильмы-Диапозитивы", очень популярный в своё время. Я здесь часто покупал диафильмы и диапозитивы.
В нашем детстве видеомагнитофонов не было, а мультики показывали раз в день в программе "Спокойной ночи малыши!" или по выходным, поэтому аппарат Фильмоскоп был во многих советских семьях. У нас с сестрой тоже был такой агрегат и целая коробка плёнок со сказками. Для непосвящённых: в Фильмоскоп заряжалась плёнка, изображение проецировалось на гладкую (желательно светлую) поверхность и специальным колёсиком плёнка передвигалась покадрово. На кадре присутствовал кроме картинки текст, соответствующий ему, который надо было читать. Уже позже появилось звуковое сопровождение к диафильмам, записанное на грампластинки.
Сразу за этим магазином был винный магазин, просуществовавший здесь около 100 лет. Дом с магазином был построен в 1903 году архитектором А. Эрихсоном для виноторгового дома Егора Леве. Приобретать вина у Леве считалось особым шиком. Его вечным конкурентом был виноторговец Депре, который бойко вел свое дело совсем рядом — на Петровке. Эти купцы буквально разделили московское общество на две части, что видно даже из произведений классиков. Лев Николаевич Толстой в "Анне Карениной" пишет: "...выйдя в столовую, Степан Аркадьевич к ужасу своему увидал, что портвейн и херес взяты от Депре, а не от Леве" и распорядился "послать кучера как можно скорее к Леве".
А вот Антон Павлович Чехов явно был поклонником вин с Петровки, так как упоминал в "Драме на охоте" ликер "Бенедиктин" от Депре.
В советские годы магазин сохранил свою направленность. Сперва здесь был фирменный магазин Главвино от Министерства пищевой промышленности СССР, а позднее магазин "Фрукты-Вино". В позднесоветский период он стал именоваться просто "Вино".
Далее по этой же стороне идёт бывший доходный дом (№ 9) А.А.Корзинкина, постройки 1874 года (архитектор В.Карнеев). Дом известен тем, что здесь снимал квартиру на третьем этаже писатель-москвовед Владимир Гиляровский. В гости к "дяде Гиляю" захаживали Антон Чехов, Александр Куприн, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин и многие другие деятели литературы и искусства. В одном из трёх флигелей здания с 2003 года расположен музейно-выставочный центр В. А. Гиляровского со статусом отдела музея истории города Москвы. В музее сохранена прижизненная обстановка и личные вещи Владимира Алексеевича, а на фасаде дома установлена мемориальная доска в честь "короля московских репортеров".
Мне же этот дом памятен тем, что здесь на втором этаже проживали знакомые отца. И летом, когда нас дома одних оставлять не было возможностей ввиду нашего возраста (иначе мы бы целый день были голодные), отец несколько раз оставлял нас у хозяйки квартиры, одно из окон которой были аккурат над аркой (см. фото ниже). В этом же доме в 1970-1980-е годы располагалось кафе "Арфа".
Следующий дом № 11 - бывший доходный и торговый дом купцов Карзинкиных, построенный в 1883 году архитектором Иваном Богомоловым. Он считается одним из лучших московских зданий в русско-византийском стиле, а в советское время славился кондитерским магазином. Моя тёща, которой скоро исполнится 93 года, любила сюда ездить за эклерами и тортами с севера Москвы.
Крайний дом по этой стороне Столешникова переулка - дом № 13/15 на углу с улицей Петровка. Это был доходный дом Александры Грачёвой (1902, архитектор Эммануил Розен) и считался одной из первых московских построек в стиле модерн. Помимо съёмных квартир в нём размещались гостиница "Марсель", меблированные комнаты "Ноблес", фотоателье Романовского и один из первых в городе кинотеатров - "Таумотограф" с залом на 60 мест.
Особо выделялся магазин одежды "Жак", названный по имени владельца Якова Стейнера – не только успешного предпринимателя, но и известного циклиста (велосипедиста) и члена Московского автомобильного общества. В 1905 году Грачёва продала дом страховому обществу "Якорь". В советское время первый этаж занимали магазины платьев и верхней одежды "Шелкотрест" и "Синдшвейпром", позднее - магазин "Подарки".
Перейдём на другую сторону. Столешников переулок, дом 14 - доходный дом А.Карзинкина (1900–1901, архитектор В.Барков) использовался в качестве коммунального жилья. В нём располагался один из самых известных в советской Москве книжных магазинов - двухэтажный "Букинист", который я частенько посещал.
А правее находился ювелирный магазин, куда выстраивались очереди желающих прикупить ценный подарок (обеспеченные товарищи могли и не стоять в очереди, а приобрести ювелирное украшение тут же у спекулянтов, но - в два раза дороже номинальной цены). Когда я учился в Геолого-разведочном институте, наш преподаватель рассказывал, что его однажды пригласили в качестве эксперта в этот магазин для покупки ювелирного гарнитура для известной в советские времена певицы Людмилы Зыкиной.
Рядом дом №16 - это бывший доходный дом зажиточного крестьянина А.Васильева (1909-1910, архитектор Леон Даукша), который облицован керамической плиткой кремового цвета, за панорамным остеклением верхнего этажа располагалось фотоателье. А загадочный декор в виде паутины в круге некоторые историки архитектуры считают солнечными часами.
К сожалению с 1990-х годов облик Столешникова переулка стал меняться. Сначала он превратился в площадку для уличной торговли, в принципе как и вся Москва. Затем самые известные мировые бренды стали арендовать здесь помещения и магазины, а также покупать их в собственность.
Гиляровский считал, что побывав в этом переулке можно почувствовать город и понять живущих в нем людей: "Столешников переулок! В нем, как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города…".
Я жил в Столешниковом переулке в возрасте от 3 до 6 лет, так как родители работали, то меня определили в детский садик по адресу Большой Гнездниковский переулок, д.10 (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6404610b9949f4747d5f1713) возле улицы Горького (ныне Тверская). Это был знаменитый "дом-тучерез".
Этот доходный дом был построен в 1913 году архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее и именовался "домом холостяков" . Это было большое многоквартирное здание. Квартиры считались маленькими - всего-то 40 квадратных метров, для одиноких служащих. На момент постройки это был самый высокий дом в Москве и оставался рекордсменом до 1940 года. В 1915 году на фоне антинемецких настроений архитектор Нирнзее всё продал и покинул Россию навсегда.
После революции в доме поселились представители творческой интеллигенции и сотрудники силовых ведомств. В этом доме жил Маяковский, Михаил Булгаков здесь познакомился со своей будущей женой Еленой ("Мастер встретил Маргариту"). Также дом связан с именами Константина Паустовского, Велимира Хлебникова и др. Крыша дома была изначально сделана плоской и прогулочной. В надстройке (10 этаж) располагался ресторан "Крыша". На крыше дома снимали несколько эпизодов для фильма "Служебный роман", если помните из кабинета главной героини Алисы Фрейндлих был выход на балкон, где стояли цветы, которые она поливала.
Здесь же в доме, в одной из комнат, Карен Шахназаров снимал эпизоды фильма "Курьер" - отдел редакции журнала "Вопросы познания", которым руководил А.Панкратов-Чёрный.
В 1930-е годы треть жителей дома были репрессированы. В этом же доме одно время жил и сталинский прокурор Вышинский. В годы Великой Отечественной войны на крыше дома дежурили так называемые "небесные патрули".
На крыше здания располагается аттик с керамическим панно "Русалки" художника Александра Головина. Точно такое же изображение присутствует на главном фасаде гостиницы "Метрополь" под названием "Купание наяд".
После войны у жителей дома вместо стандартного московского двора была крыша. Дети здесь и уроки делали, и катались на велосипедах. Здесь росла сирень, стояли кадки с цветами, для отдыха имелась плетеная мебель. А еще крышу использовали как пляж - в солнечные летние деньки здесь можно было загорать. Из рассказов моих родителей я помню, что нас иногда выводили гулять на эту крышу, так как своей территории для прогулок, в отличие от современных детских садов, не было.
Кроме того периодически мы гуляли с группой сада на Тверском бульваре (см. видео по ссылке .https://dzen.ru/video/watch/64048bff976ffe173b4d346c).
Обилие детских садов, разной степени элитности и закрытости было ещё одной особенностью дома . Самый же элитный детский сад был, что удивительно, частным и занимал квартиру № 926. Держала его семья Климохиных, и именно к ним водили своих детей Солженицын, Гинзбург и Синявский. А наш ясли-сад располагался на первом этаже и был далеко не элитным, так как мои родители в то время только начинали свою трудовую карьеру: отец был столяром-паркетчиком в РСУ, а мать уборщицей в конторе Госстраха. Оба работали в Столешниковом переулке, о чём я уже писал в предыдущей публикации.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.
Продолжение следует...