В России недавно началась продажа электромобилей новой российской марки Evolute. Мы пообщались с владельцем модели и выяснили, удобна ли она для такси и насколько экономически целесообразна покупка машины с электрическим двигателем.
Анатолий Пухов (34 года, Нижний Новгород):
Партнёр Яндекс Про с 2020 года, выполняет заказы в тарифах «Комфорт» и «Комфорт+»
Почему решили попробовать себя в сфере такси?
Здесь быстрые деньги: вышел — получил доход в тот же день. Изначально я устроился в парк, но через два месяца понял, что могу выполнять заказы на своей машине. Мы с женой купили Hyundai Solaris. И я начал сотрудничать с сервисом напрямую. Потом мы приобрели ещё одну машину и вот совсем недавно решились и на электрокар — Evolute i-PRO.
Как давно вы пересели на электрокар? Вы выполняете на нём заказы?
На электромобиль пересел недавно — в начале февраля. В ноябре мы хотели расширить свой автопарк: купить ещё один Hyundai Solaris. Но дилеры предлагали этот автомобиль от 2 млн рублей, поэтому я начал смотреть другие варианты. И однажды по радио услышал рекламу Evolute: электромобиль, да ещё и субсидии от государства есть по программе льготного автокредитования.
Я решил заехать в салон и посмотреть вживую. Нам всё понравилось, к тому же предложили рассрочку. Мы оставили заявку и сразу же получили одобрение. А уже на следующий день приобрели автомобиль.
Как получить дополнительный доход, а налог платить раз в год: личный опыт
Расскажите о зарядке автомобиля. Как это происходит?
Я живу в многоквартирном доме, зарядного устройства у меня нет — заряжаю автомобиль на ближайшей станции зарядки. В Нижнем Новгороде их около 100 штук: одна из них недалеко от моего дома — минут 5–7 пешком.
Обычно приезжаю на станцию, подключаю машину через мобильное приложение к зарядке и оставляю её на ночь, а утром, перед выходом на линию, забираю. Но зимой она с нуля заряжается за полтора часа. Летом, думаю, и одного часа хватит.
Сколько стоит зарядка электромобиля?
15 рублей за киловатт. У меня в Evolute i-PRO — 53 киловатта, то есть от 795 рублей за «полный бак».
И на сколько этого заряда хватает?
На линию выхожу обычно на 12 часов, за это время проезжаю около 200 километров — на это хватает полной зарядки. Но нужно понимать, что климатическая установка — это крупный потребитель энергии. Поэтому зимой, когда салон нужно хорошо прогревать, машина разряжается быстрее. Летом зарядки будет хватать на большие расстояния. Производитель уверяет, что можно проехать 433 км.
В Яндекс Такси появится новый автомобиль: пять главных фактов о «Москвич 3»
Бывали ли у вас ситуации, что аккумулятор разряжался прямо во время поездки?
Это исключено. На 90 км остатка машина ограничивает максимальную скорость и говорит, что пора ехать на зарядку. После этого, на 30 км остатка, автомобиль выключает климатическую установку, в салоне становится холодно. Сразу понимаешь: пора ехать заряжаться.
Однажды ради эксперимента решил попробовать продолжить движение после всех предупреждающих сигналов. В итоге примерно на 5 км остатка машина ехала максимум 20 км/ч. Я всё-таки доехал до станции. Поставил машину на зарядку, и, пока обедал, она уже была готова к поездке.
Электромобиль — это выгодно?
Давайте сравним бензиновые иномарки эконом-класса и Evolute, которые сейчас стоят примерно одинаково. Обслуживание у дилера для бензиновой машины обойдётся примерно в 18 000 тысяч рублей, для Evolute стоимость обслуживания — 6 000 рублей.
Другой вопрос, что владельцы классических машин обычно ремонтируют их сами. А вот электрокар самостоятельно починить нереально, очень сложная техника. У меня техническое образование, но даже я как дипломированный специалист не смогу разобраться с электрикой.
Как купить машину по программе льготного автокредитования в 2023 году: полный обзор
А если сравнивать заправку бензином и зарядку на станции, что дешевле?
Зимой из-за холода у электрокара идёт большое потребление энергии. Но даже в этом случае зарядка электромобиля дешевле, чем заправка машины бензином. А летом, когда на улице будет плюс 20 градусов, электромобиль станет ещё выгоднее.
Какие у вас первые впечатления от электромобиля?
Исключительно позитивные!
- Затраты на топливо и эксплуатацию ниже — для такси это важно.
- В электромобилях в салоне полная тишина: двигатель работает бесшумно.
- За рулём электрокара можно быстро перестраиваться в потоке, нырнуть в какое-то окошечко между рядами: нажимаешь на педаль газа — отклик моментальный.
- Есть спортивный режим, с которым не удержишься за руль — машина просто «улетает в космос».
А как реагируют пассажиры, когда узнают, что едут на электромобиле?
Относятся с интересом. Задают много вопросов: где заряжаюсь, на сколько хватает пробега, где купить, сколько стоит.
Недавно вёз девушку, которая спросила, что это за машина. Я всё рассказал в деталях. И она спрашивает с удивлением: «А почему машина выглядит как обычная?» Я говорю: «А какая она должна быть? Сели и взлетели?»
Расскажите, пожалуйста, о своём расписании. Как часто выходите на линию?
Шесть дней в неделю. Начинаю брать заказы в 7 часов утра, в 12 часов еду домой на обед. Отдыхаю где-то до 2–3 или даже 4 часов дня, а потом снова выхожу на линию и катаюсь до 7–8 вечера. Фиксированных выходных у меня нет, отдыхаю по необходимости, когда много других дел накапливается. Но не в четверг или пятницу — в эти дни я всегда на линии, ведь заказов в эти дни больше, а доход — выше.
Автомобили для работы в такси, доступные по льготному кредитованию: цены и тарифы
А какой доход получается при таком расписании? Такси — ваш единственный источник дохода?
У меня сейчас свой небольшой автопарк: на моих машинах выполняют заказы другие люди. Доход от этого парка является для меня основным. Но даже если брать мой личный доход как водителя (я числюсь в штате своего таксопарка), это приличные деньги: за прошлый год средний ежемесячный доход у меня был около 120 000 рублей чистыми — это уже за вычетом комиссии и трат на бензин.
В этом году, по моим прогнозам, доход будет выше: электрокар позволит снизить расходы на бензин и обслуживание, и он подходит под тарифы «Комфорт» и «Комфорт+», где чеки выше. То есть в этом году расходы будут ниже, а доходы — выше. К тому же в «Комфорт+» часто оставляют чаевые, особенно когда узнают, что это электрокар.
Что можете посоветовать другим водителям, чтобы чаевые оставляли чаще?
Приведу пример. Раньше, когда я также выполнял заказы в тарифе «Детский», специально заранее покупал светящиеся браслеты на руку. Мои затраты на одну штучку составляли, допустим, 5 рублей. Когда я вечером или ночью выходил на линию и давал детям эти светящиеся браслеты, они просто визжали от радости. И я ради интереса провёл подсчеты: без браслетов в месяц у меня выходило где-то 700 рублей чаевых, а с ними — 1 700 рублей. Поэтому главный совет — быть внимательным к пассажирам.