Найти тему
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - может ли дьявол что-то сделать вопреки воле Бога?

Христос-Учитель
Христос-Учитель

История Иосифа. Зло как метаисторическая категория

У нас нет никакой возможности последовательно рассматривать изложенные в Библии судьбы всех патриархов, хотя в их жизни можно почерпнуть много материала в интересующем нас педагогическом разрезе. В этой главке мы остановимся на судьбе Иосифа, правнука Авраама, предпоследнего из 12-ти сыновей внука Авраама Иакова-Израиля.

Каждому из нас приходится в жизни сталкиваться со злом. Какую роль играет зло в жизни христианина, и какие уроки можно извлечь из опыта столкновения с ним? Судьба Иосифа многому должна нас научить в этом плане, ибо в его жизни произошло столько зла, что с ним трудно еще кого-либо сравнить из библейских персонажей, разве что страдальца Иова, о котором речь пойдет ниже.

В столкновении со злом бывает важно его классифицировать, точнее, понять, с каким конкретно видом зла ты имеешь дело на этот раз, чтобы уяснить, как нужно вести себя в каждом конкретном случае.

Вот этой классификацией зла мы и займемся по ходу рассмотрения жизни Иосифа. Методическая установка в данном случае следующая: по ходу рассказа попробовать дать определение каждому виду зла, в результате чего к концу рассказа у нас с Вами должна составиться таблица из 10-ти видов зла, происшедшего с Иосифом.

Итак, Иосиф был предпоследним сыном Иакова-Израиля.

В Библии сказано, что отец так его любил, что выделил пред всеми остальными братьями, сделав ему «разноцветную одежду». Это сразу вызвало негативную реакцию старших братьев, и это было первое зло, с которым пришлось столкнуться Иосифу и которое можно определить как… зависть.

После снов Иосифа, в которых в образной форме намекалось о том, что Иосиф будет господствовать над старшими братьями, их зависть, осложненная тем, что Иосиф «доводил худые о них слухи до отца их», переросла в еще более страшное чувство, являющееся полной противоположностью любви… Да, ненависть.

Однажды отец послал Иосифа проведать своих старших братьев, пасущих стада овец. В пустынной местности, где их нашел Иосиф, они решили реализовать свое чувство ненависти к нему, связав и бросив в сухой ров на растерзание хищным зверям. Они замыслили… убийство.

Однако проходящий мимо караван купцов, навел их на мысль о наживе за счет продажи Иосифа в рабство. Так проявилась… жадность братьев.

И они реализуют свой жестокий план, продав родного брата за 20 серебренников. Это зло можно определить как… предательство. Тут, кстати, важный прообраз. Иосиф был продан за 20 серебряных монет, а Иуда предал Иисуса Христа за тридцать.

Но братьям нужно было объяснить отцу исчезновение Иосифа. Они взяли его разноцветную одежду, порвали, вымазали кровью и показали отцу, убедив его тем самым, что Иосифа растерзал хищный зверь на пути к ним. Это был их хитрый… обман.

А Иосиф попадает в Египет, где его покупает царедворец фараона по имени Потифар. Благодаря своей доброте и исполнительности, а главное, Божьей помощи, на которую он всегда надеялся, Иосиф был обласкан своим господином, сделавшим его управителем своего дома. Однако жена Потифара, прельстившись красотой Иосифа, стала пытаться соблазнить его. Однажды оставшись с Иосифом наедине, она приступила к нему с решительными намерениями, схватив за одежду. Грех, с которым на этот раз пришлось столкнуться Иосифу, можно определить, как намерение совершить… прелюбодеяние или измену.

Однако Иосиф, вывернулся от нее, оставив в ее руках одежду. Тогда бесчестная жена стала уверять и слуг в доме, и Потифара в том, что Иосиф сам приставал к ней, представив в качестве «доказательства» оставленную им одежду. Это была не что иное, как… клевета.

К сожалению, Потифар, ослепленный гневом, не стал допытываться до истины и отправил невинного Иосифа в темницу. Его поступок можно квалифицировать как… несправедливость.

И, наконец, последнее зло Иосиф претерпел в темнице, где тоже «заслужил благоволение» в глазах ее начальника, сделавшего его своим заместителем.

Когда в тюрьму попали два слуги фараона, виночерпий и хлебодар, Иосиф точно предсказал судьбу каждого, указав первому, что он скоро будет прощен фараоном. Иосиф просил виночерпия упомянуть о нем перед фараоном, чтобы тот восстановил справедливость и вывел его из темницы, но, когда сон в точности исполнился, виночерпий «забыл» об Иосифе. Последнее зло можно определить как… неблагодарность.

Таким образом, в итоге у нас составилась такая таблица:

зависть

ненависть

убийство

жадность

предательство

обман

измена

клевета

несправедливость

неблагодарность

Теперь давайте на время оставим Иосифа и обратимся к себе.

Коллеги, посмотрите на этот список и отметьте те виды зла, с которыми Вам приходилось сталкиваться самим. Если Вы работаете с классом, то все это можно представить наглядно, занеся в общую таблицу результаты анализа каждым учеником своего опыта столкновения со злом. Сделать это можно простым поднятием руки и подсчетом по каждому виду зла.

Что же получается в итоге? То зло, которое происходило с Иосифом около 3,5 тысяч лет назад происходит сейчас и с нами!!! Значит, зло есть спутник человечества на протяжении всей его истории и его поистине можно рассматривать как метаисторическую категорию, то есть, ту категорию бытия, которая стоит за человеческой историей, во многом определяя и направляя ход ее развития.

Вот здесь мы и выходим на уровень философских обобщений. Если зло так всесильно, если оно во многом управляет человеческой историей, то где же тогда Бог с Его всемогуществом? Мы опять сталкиваемся с проблемой теодицеи, но в несколько другом ракурсе: если зло так сильно, то, значит, Бог не всемогущ?

Не стоит последний вопрос отбрасывать, что называется, с ходу, ибо за ним стоят целые религии (зороастризм, манихейство), ереси внутри христианской Церкви (павликиане, богомилы) и философские учения (дуализм).

Суть их заключается в возвеличивании злого начала в мире (Ариман в зороастризме, Тома в манихействе, дьявол в христианстве), в признании его более менее равносильным доброму началу и яростной борьбе между этими двумя началами.

Поэтому нам важно прояснить христианскую точку зрения на соотношение добра и зла в мире.

Если олицетворить добро с Богом, а зло с дьяволом, то соотношение их воль можно представить в виде следующей схемы.

Соотношение воли Бога и воли дьявола
Соотношение воли Бога и воли дьявола

Что бы ни делал дьявол, он никогда не выйдет за рамки Божьей воли, его воля ограничена Божественным замыслом, в которой воля дьявола, как бы он ни пытался этому противостоять, всегда выступает инструментом ее осуществления.

Возьмем факт грехопадения людей. Казалось бы, полная победа дьявола и нарушение Божественного замысла. Но в результате – разворачивание человеческой истории в свободном самоопределении между добром и злом и укрепление человеческого духа в этом выборе.

И опыт прохождения сквозь зло оказывается необходим в таком замысле Бога, как стальному клинку необходима закалка в огне, поэтому и грехопадение людей, будучи видимой победой дьявола, на самом деле является инструментом осуществления Божественного замысла воспитания человечества.

Другая «победа» дьявола – распятие и смерть Христа. Но эта смерть открыла двери вечной жизни для людей и изначально была предопределена в плане спасения человечества.

А теперь вернемся к Иосифу и снова увидим действие того же фундаментального духовного закона «через зло к добру», который полностью иллюстрируется его жизнью. Вот как сам Иосиф формулирует это, когда, став правителем Египта, открывается после различных испытаний своим братьям, пришедшим в Египет от поразившего их землю голода:

«Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни…

Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

Итак, не вы послали меня сюда, но Бог…» (Быт. 45. 5, 7-8).

Этот же закон применительно к жизни верующего апостол Павел формулирует следующими словами:

«…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8. 28).

И это «все» включает, разумеется, в себя и то зло, с которым нам приходится сталкиваться в жизни. Мы должны помнить, что и оно, в конечном счете, направлено к нашему же благу.

Но как же к нему относиться, так сказать, в поведенческом плане? Ключ дает Иисус Христос, а Иосиф иллюстрирует его своей судьбой:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5. 39-41).

Ключ – «не противься злому». Иосиф действительно не противился злым братьям во всем том, что они над ним сотворили, и в результате в Библии сказано, что «Господь был с Иосифом и во всем, что он делал, Господь давал успех» (Быт. 39. 23).

Но вместе с тем, обратите внимание, как решительно Иосиф воспротивился, когда жена Потифара склоняла его на прелюбодеяние. Давайте перечтем это место, ведь оно, кажется, опровергает тезис о «непротивлении злу»:

«И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною.

Но он отказался, и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;

Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?

Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,

Случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;

Она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мною. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон» (Быт. 39. 7-12).

Итак, в данном случае, Иосиф решительно не похож на «непротивленца», напротив, решительно восстает против греховных намерений домогательницы.

Друзья, как бы Вы сами разрешили это противоречие? Мне кажется, что здесь находится ключ к пониманию тезиса о «непротивления злу».

Непротивление злу, на мой взгляд, должно пониматься как смирение перед внешними злыми обстоятельствами жизни, перед внешней злой волей, направленной на тебя. Но когда это зло пытается проникнуть в тебя изнутри и склонить тебя самого на совершение греха, тут ни о каком непротивлении не может быть и речи. По примеру Иосифа нужно решительно восставать, сопротивляясь злу всеми своими силами.

С последним утверждением вы, я думаю, легко согласитесь, в вот первое вызывает вопросы.

Да, очень и очень трудно бывает смириться и не сопротивляться внешним злым обстоятельствам и злой воле, направленной на тебя. Думается, пример, явленный преподобным Серафимом, спокойно отдавшим топор напавшим на него грабителям, является труднодосягаемым для многих из нас примером святости «непротивления». То же можно сказать и о святых Борисе и Глебе, не сопротивлявшихся собственным убийцам.

Закон непротивления, по которому Бог свободно использует по отношению к тебе «инструмент» зла, не ограниченный рамками твоего сопротивления, есть закон высшего духовного порядка, и человеческому сознанию трудно примириться с внешним торжеством зла и несправедливости.

В этом плане показательна история еще одного библейского страдальца – Иова. Как и с истории с Иосифом здесь тоже много прообразно-показательного.

Человек, который, как сказано о нем в Библии, был «непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», терпит самую настоящую катастрофу. В один день кознями дьявола он лишается всего: гибнет его имущество, гибнут его дети.

Но прежде чем говорить о его реакции на эти беды, обратим внимание на преамбулу, в которой хорошо иллюстрируется мысль об ограниченности воли дьявола Божьей волей, что он всего лишь инструмент в исполнении Божественных замыслов.

Сначала сатана жалуется на Божью защиту, которую имеет Иов и которую он нарушить не в силах:

«Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?..» (Иов. 1. 10).

А затем он получает прямое повеление от Бога с четко ограниченными «полномочиями»:

«И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей…» (Иов 1. 12).

Весь драматизм этой истории заключается в том, что Иов не знает о смысле выпавших на него бедствий, как испытания его верности. Дело усугубляется тем, что его друзья убеждены в какой-то тайной греховности Иова, за что он и наказан Богом, и это еще более утяжеляет его страдания.

И, тем не менее, как Иосиф решительно восстал против жены Потифара, так и Иов решительно восстает против кощунственного совета своей жены «похули Бога и умри!»:

«…ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать об Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2. 10).

В этих его словах уже содержится зерно будущего постижения Иова, тот самый «ключ непротивления», открывающий двери Божественной благодати. И когда Иов, смиренный демонстрацией Божьего всемогущества, наконец, принял в самую глубину души этот «ключ», раскаявшись «в прахе и пепле» не в грехах, а в своем несмирении, тогда и открылись двери к его возрождению; и «благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов. 42. 12), сказано в Библии.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь