Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Обвинения в пандемии - ответ на китайские «12 пунктов»

Обнародование Пекином позиции по мирному урегулированию украинского конфликта из 12 пунктов вызвало мире недоумение. Американцы заявили, что заслуживает внимания лишь первый пункт документа об уважении суверенитета всех стран. В России китайские предложения оценили положительно, но о каком-либо практическом его применении не сказали не слова. Что неудивительно: «Царьград», один из самых радикальных прокремлёвских ресурсов, справедливо отметил, что «эти предложения совершенно невозможно претворить в жизнь. 12 китайских пунктов сформулированы таким образом, что на их основе невозможно создать никакую конкретную программу действий».

Тем не менее реакция США и Запада в целом на «12 пунктов» отнюдь не была вялой, хотя и выразилась самым неожиданным образом. 28 февраля, через четыре дня после обнародования «12 пунктов», директор ФБР Кристофер Рэй заявил, что пандемия коронавируса поразила человечество из-за лабораторного инцидента в китайском городе Ухань, и добавил, что Пекин препятствует установлению причин пандемии COVID-19.

Интересно, что в США подобная версия озвучивалась уже давно, причём выдвигалась она тем же ФБР. Невозможно отделаться от мысли, что американская версия «уханьского инцидента» вновь появилась в информационном пространстве не случайно, и что её реинкарнация напрямую связана с «12 пунктами».

Дело в том, что признание на международном уровне ответственности Китая за пандемию будет иметь такие последствия, которые сейчас трудно представить. Ведь это не более и не менее, как прямое обвинение китайского государства в создании угрозы существованию человечества. За которое должны понести ответственность как конкретные виновники (а в данном случае это все высшие государственные руководители страны), но и само государство как институт, допустивший трагедию такого масштаба. «Что важно, так это привлечь Коммунистическую партию Китая к ответственности, чтобы это больше не повторилось», - написал в твиттере сенатор Том Коттон.

Рисунок Stand News
Рисунок Stand News

Неожиданный и предельно жёсткий ответ на «12 пунктов», которые, как отмечают во всём мире – всего лишь призывы «за всё хорошее и против всего плохого», связан с тем, что одновременно с ними появились слухи о возможности поставок китайских вооружений России. Какие-то анонимы писали о китайских БПЛА и о боеприпасах к артиллерии, которые были бы в нынешних условиях отнюдь не лишними для российской армии.

Хотя китайские официальные лица не обмолвились ни словом относительно возможности поставок оружия России, реакция на слухи была мгновенной. «Мы, не колеблясь, будем нацеливаться на компании и физические лица, которые нарушают наши санкции или иным образом поддерживают Россию», - заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. Он только забыл добавить государства к компаниям и физлицам…

Связь между «12 пунктами», COVID-19 и слухами о поставках китайского оружия России самая прямая. Китай, обнародовав свои «12 пунктов», сдобрил их слухами о возможной военной помощи России. Для того, чтобы Запад имел в виду, что проигнорировать позицию Китая в отношении украинского конфликта не удастся. А Запад в лице США возмутился самим фактом того, что Китай намерен участвовать в решении проблем Украины, восприняв это как вторжение на его «поляну». И для усиления своих позиций достал из рукава старого туза – обвинения в распространении COVID-19. Как в фильме «День выборов»: «Мы на это глаза приподзакрыли, а можем, что? Приподоткрыть».

В сухом остатке мы видим следующее: сначала Китай резко поднял ставки в игре с Западом, а потом Запад задрал их ещё выше. И теперь остаётся только ждать, у кого не выдержат нервы, и кто первый даст задний ход. Большинство западных политиков и экспертов уверены, что задний ход даст Китай. Они исходят из соображений логики и здравого смысла: введение Западом санкций против Китая обрушат его экономику, зависимую от экспорта в США и Европу. А Си Цзиньпин считается на Западе хотя и жёстким, и не всегда предсказуемым, но опытным и прагматичным политиком.

Однако следует учитывать, что Си Цзиньпин во многом остаётся для Запада, да и для всего мира человеком-загадкой. Чего он хочет на самом деле, какая у него сверх идея, никто (кроме, может быть, его близкого круга) не знает. Во всяком случае, некоторые его действия – например, давление на бизнес – плохо соотносятся с понятиями практицизма и логики.

Тот же недавний кризис вокруг Тайваня трудно объясним. Если бы существовала реальная угроза объявления островом независимости, и последующего признания этой независимости странами Запада – это было бы понятно. Но зачем властям Тайваня (а они известны приверженностью к здравому смыслу) объявлять независимость, если это неизбежно вызовет военную операцию Китая? Тайвань неплохо себя чувствует и в нынешнем, неопределённом статусе. Китайское вторжение, даже если будет отражено, разрушит все достижения Тайваня в экономическом и социальном плане, а они весьма впечатляющи. Кроме того, страны Запада никогда не признают юридически независимость Тайваня.

Сегодняшний статус острова до недавнего времени – точнее, до прихода к власти в Китае Си Цзиньпина – устраивал всех. Но председателя Си он вдруг перестал устраивать, хотя найти в этом логику трудно. Чем ему не нравится действующая уже 30 лет формула «один Китай – две системы»?

Сейчас всё зависит от воли одного человека – Си Цзиньпина (коллегиальное руководство времён Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя давно упразднено). Если он действительно намерен воевать с США и их союзниками, мало не покажется никому в мире. В этом случае Китай действительно начнёт поставки вооружений России – для того, чтобы украинский кризис продолжат отвлекать внимание американцев и европейцев от Китая. Это будет означать, что «12 пунктов» были дымовой завесой, призванной отвлечь внимание Запада. В таком случае – если Китай готов воевать - «приподоткрытие» американских глаз на происхождение COVID-19 Пекину безразлично и даже выгодно, в качестве демонстрации американских провокаций и голословных обвинений. Как пролог к большой войне.