#достояние республики
Россыпь ярко-желтых крокусов, подснежниковые поляны, оживающий предвесенний лес, малохоженые тропы и прекрасные виды гор Юго-Восточного Крыма. Чтобы увидеть всё это и поделиться с нашими читателями, «Крымские новости» отправились в путешествие на гору Парсук-Кая или, привычнее, Носорог.
День выдался пасмурный и ветреный, но теплый. Путь начинаем с окраины поселка Краснокаменка. В конце Октябрьской улицы несколько разрушенных строений, где собираются любители поиграть в пейнтбол. За последним зданием развилка. Тропа направо уходит в овраг Девлех-дере, налево – круто вверх, к перевалу Ур-Баш. Наш путь – к перевалу.
Подъем крутой, то по тропинке вдоль глубокой промоины, то по ее дну. Борта размытой тропы покрыты ярко-зеленым мхом и лишайниками.
Быстро набираем высоту и вот уже позади, в просветах деревьев, виднеются домики Краснокаменки и Сандык-Кая, с еще не растаявшим снегом на вершине.
Одолев подъем, выходим на ровный участок пути. Еще несколько минут и мы у перевала Ур-Баш, впереди трасса Феодосия-Судак. Немного не доходя до трассы, сворачиваем на запад, на газовую просеку. Прямо перед нами, правей просеки, куполообразная гора со сложным названием Яных-Дагын-Кара-Обасы («черная вершина с горелым лесом»). Дорога плавно поднимается траверсом по южному склону «черной вершины…».
Справа по ходу движения, вдоль дороги тянется невысокий живописный осыпающийся скальник, с юга – обрывается вниз лесистый склон урочища Тараклык («место с гребнями») и открывается вид на громаду Эчки-Дага, над которым, словно парус, взмыл острый пик одноименного утеса.
Вдоль дороги, то здесь, то там, загораются желтые огоньки сузианских крокусов, оживляя сдержанную цветовую гамму пейзажа. Иногда можно встретить название крокус узколистный – это синоним. Внесен в Красную книгу города Севастополя.
За поворотом показалась «спина» Носорога, северные склоны Парсук-Каи. Парсук-Кая - древний коралловый риф, который сформировался на мелководье 150 млн лет назад . Его высота 544 метра над уровнем море.
Дорога с Яных-Дагын-Кара-Обасы переходит на гору Гунешлик. «Встречающая солнце» - в переводе с тюркского. Среди окрестных гор солнце на рассвете первой касается своими лучами именно горы Гунешлик.
Дорога идет по открытой местности. Глазам открывается великолепная панорама западных отрогов Эчки-Дага, гор Кизилташа с севера. «Космос» к востоку от Краснокаменки виден во всей своей мощи и красе. Хорошо видны все три вершины горного массива: Сандык-Кая, Сочарикон-Кая и узкий гребень Горданлы. Прямо перед нами горбатится Гунешлик.
Незаметно поднялись к знакомому туру справа у дороги - небольшой груде камней. К югу зияет огромная котловина, за ней – Носорог. Может показаться, что спустится по обрывистым склонам и перебраться через котловину нет никакой возможности, но если не знать о потаенных тропках. Мы – знаем. От тура сворачиваем на крутую каменистую тропу, ведущую к Парсук-Кае. Первая часть тропы экстремально круто спускается в седловину, соединяющую Гунешлик и Парсук-Кая. На небольшом скальном участке закреплена металлическая цепь, миниатюрная виа-феррата, помогающая преодолеть сложный участок. Дальше - еле заметная тропа уходит в дубравник. Среди деревьев - свежие кабаньи следы. И не удивительно. Ведь Парсук-Кая в переводе – «Кабан-гора».
Далее спускаемся вниз по водоразделу. С востока от седловины - лесистая балка Каянын-Дересы («заячий овраг»), с запада – Кобаларын-дере («пещерный овраг»).
Внизу, среди леса, правее Носорога, хорошо видна вилла «Белый замок». Здание было построено при Украине. Кто и когда дал на это разрешение – неведомо. На кадастровой карте этот участок не существует. В данный момент в вилле находится отель. Эффектное расположение и архитектура виллы привлекли в эти края кинематографистов. В «Белом замке» снимали эпизоды сериала «Давай найдем друг друга» и детектив «Когда позовет смерть».
Поднимаемся к вершине Парсук-Каи, на небольшой площадке какие-то трудолюбивые эзотерики выложили лабиринт. Он давно зарос травой и выглядит, как древнее культовое сооружение.
Осталось преодолеть последние метры до вершины, но сильные порывы юго-западного ветра не дают идти и буквально сдувают с горы. Слева – крутой склон, справа – головокружительный обрыв. Жутковато. С трудом поднявшись лишь к самому началу узкого хребта – к «спине» Носорога, решаем не рисковать и, крепко держа фотоаппараты, рюкзаки и очки, спускаемся вниз. В этот раз Носорог оказался не в духе и не позволил нам прогуляться по своей каменистой и узкой спине.
Недалеко от лабиринта поляна, покрытая крокусами, с уютной стоянкой. С кружкой ароматного кофе переводим дух, любуемся окрестностями и нежными весенними первоцветами.
Возвращаемся тем же путем на Гунешлик. И, словно оправдывая свое название, гора встречает нас солнечными лучами. Небо на некоторое время прояснилось, раскрылось.
На дороге и среди деревьев кое-где еще белеет снег, но всюду горят желтые огоньки крокусов, набухают почки на ветвях, по-весеннему пахнет талой водой и пригревает солнце.
Свернули с дороги на травянистый отрог к вершине Гунешлик. Ветер по-прежнему сбивает с ног, но здесь, в отличие от Носорога, более пологие склоны. С запада Парсук-Кая выглядит особенно выразительно. Каменистый массивный хребет, сужающийся к юго-западу в длинную «морду» с «рогом» на носу. Каменный носорог!
Вдали, ближе к морю, виднеются домики Солнечной долины и западный край мыса Меганом. На западе открывается вид на следующую вершину нашего пути – Ур-Баш. От Гунешлик ее отделяет овраг Караных-дере («Темный овраг»). Гора имеет три вершины, из-за этого у краеведов и исследователей разногласия в названиях: Ур-Баш («Начало рва»), Манджил-Кая (тюркское родоплеменное название), Оглан-Яклар («юноши со стороны»).
Продолжаем наш путь к роднику Манджил-чешме. Он находится на восточном склоне горы Ур-Баш и никогда не пересыхает. Здесь тенисто даже в летний знойный день. Рядом с родником место отдыха с кострищем и старым деревянным столом. В этот раз туристическую стоянку украшают белые капельки подснежников, проглядывающие из-под прошлогодней листвы. Самое время подкрепиться и выпить чистой родниковой воды.
Дорога огибает гору Ур-Баш с юго-запада. За поворотом перед нашими глазами появляется причудливый каменистый хребет Таракташ над Ай-Ванской долиной. На юго-западе протянулся хребет Токлук, еще дальше горы Судакской долины и Нового Света.
Основная дорога спускается к виноградникам Ай-Ванской долины, а мы сворачиваем на север, продолжая огибать гору Ур-Баш с запада.
Открытые видовые площадки постепенно сменяются лесом. То здесь, то там, под деревьями, белеют молочные капельки подснежников. Словно в сказке, огромные белоснежные поляны на лесистых склонах.
Еще один родник, Кер-Кешме. После таяния снега вода журчит по камням, но к лету источник пересыхает, он сезонный.
Обходим траверсом вершину горы Френк-Юземлер («сотни иноземцев») и начинаем спуск в Краснокаменку. Дорога на северном склоне местами еще покрыта снегом. Идти по снегу приятнее, чем чавкать грязью по размытой дороге, но скользко.
Пока не распустились листья, в прозрачном лесу больше внимания уделяешь деталям. Причудливые изгибы ветвей, рисунки коры, узоры лишайников, робкие бутоны подснежников. Здесь, на северных склонах они только начинают цветение. Что-то алое под ногами – из-под прошлогодней листвы выглядывает алый краешек гриба саркосцифа.
Ближе к подножию снег исчезает. Наконец-то долгожданный асфальт под ногами! Выходим на трассу Дачное-Краснокаменка. Сквозь ветви деревьев проглядывает, освещенный лучами заходящего солнца, розовый хребет Горданлы. Знакомые домики Краснокаменки с черепичными крышами. Под невозмутимыми взглядами кизилташских котов проходим через поселок к автобусной остановке и, буквально через пять минут, наполненные впечатлениями чудесно проведенного дня, отправляемся домой. Повезло!
Вера Полякова
Фото: автор, Святослав Каверин
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#Крым #путешествие #Кизилташ #ПарсукКая #Носорог #весна #крокусы